Дело №2-3288/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2016 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Фроловой Г.А.,
при секретаре Решетниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зариповой Л.А. к Администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности по расселению семей и предоставлению изолированного жилого помещения, о признании пункта договора социального найма жилого помещения недействительным, признании права на жилую площадь, обязании заключить договор социального найма,
у с т а н о в и л:
Зарипова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением с учетом дополнений требований к Администрации Златоустовского городского округа об обязании расселить две посторонние семьи Зарипову Л.П. и Гарипову З.М., предоставить Зариповой Л.П. на семью из двух человек изолированное жилое помещение, соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также санитарным и техническим требованиям, о признании недействительным пункта 1 договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ на комнату, общей площадью <данные изъяты> в коммунальной (к-место) квартире <адрес>, заключенного между Администрацией ЗГО и Зариповой Л.А., признании за ней права на жилую площадь и обязании заключить с ней договор социального найма на комнату, площадью <данные изъяты> в квартире <адрес> (л.д. 3-5, 70-71).
В обоснование своих исковых требований сослалась на то, что ей как работнику швейной фабрики в ДД.ММ.ГГГГ предоставили для проживания койко-место в общежитии, находящемся по адресу: <адрес>. Также совместно с истицей в указанной комнате проживала Гарипова З.М. ДД.ММ.ГГГГ истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно постановлению Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № Зариповой Л.А. предоставлено в бессрочное пользование жилое помещение, площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>. Одновременно с истицей и ее несовершеннолетним сыном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в комнату была вселена Гарипова З.М. Договор социального найма жилого помещения заключен ДД.ММ.ГГГГ. В спорном жилом помещении зарегистрированы: истица Зарипова Л.А., ее несовершеннолетний сын ФИО1, а также Гарипова З.М. Гарипова З.М. является для семьи истицы посторонним человеком, совместное проживание с ней на одной территории невыносимо, поскольку она часто возвращается домой поздно, в то время, когда истица с сыном спят, включает свет, ходит по комнате, тем самым нарушая покой и сон истицы и ее сына. В дневное время, когда сын истицы делает уроки, Гарипова включает телевизор, тем самым не дает ему сосредоточиться и выполнить качественно домашнее задание, что складывается на его успеваемости. На этой почве между ними часто возникают конфликты, такая ситуация продолжается на протяжении нескольких лет. В связи со сложившейся конфликтной ситуацией и невозможностью совместно проживать в данной комнате в ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в жилищный отдел администрации ЗГО с целью расселения двух посторонних семей. В ДД.ММ.ГГГГ ей была предложена комната, площадью <данные изъяты>., в квартире <адрес> Площадь данной комнаты не соответствовала норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также не соответствовала санитарным и техническим требованиям, в связи с чем истица от данной комнаты отказалась. В ДД.ММ.ГГГГ ей предложена комната, площадью <данные изъяты>., в доме <адрес>. От данной комнаты истица вынуждена была отказаться в связи с тем, что она не соответствовала установленным для жилых помещений требованиям и была непригодна для проживания с маленьким ребенком. Договор социального найма с Гариповой З.М. не заключался, а договор № от ДД.ММ.ГГГГ с Зариповой Л.А. заключен с нарушением действующего законодательства, поскольку комната по адресу: <адрес> не является коммунальной, поскольку отсутствует понятие «коммунальная комната» и «койко-место». Таким образом, положение ч. 1 договора о передаче Зариповой 1 комнаты в коммунальной квартире (к-место), общей площади <данные изъяты> в том числе жилой <данные изъяты> противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании истица Зарипова Л.А. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель Администрации ЗГО Потапова А.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования Зариповой Л.А. не признала, пояснила, что Зарипова Л.А. признана малоимущей и состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, предоставление ей жилого помещения по договору социального найма в нарушение очередности нарушит права других граждан, нуждающихся в жилых помещениях и вставших на учет ранее Зариповой Л.А. Истица не относится к категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений без очереди.
3 лицо Гарипова З.М. в судебном заседании требования Зариповой Л.А. не поддержала, полагает, что данные требования нарушают ее права, так как она тоже имеет право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Между ними возник спор, так как каждая из них хочет остаться в этом жилом помещении, поэтому ни одна из них не согласилась на выселение в предлагаемые им Администрацией ЗГО жилые помещения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Зариповой Л.А. удовлетворению не подлежат.
На основании пояснений истицы Зариповой Л.А., третьего лица Гариповой З.М. установлено, что Зариповой Л.А. в связи с работой на швейной фабрике в 1990 году предоставлено для проживания койко-место в общежитии, находящемся по адресу: <адрес>
В этой же комнате койко-место было предоставлено Гариповой З.М. также в связи с работой на швейной фабрике.
В настоящее время жилое помещение представляет из себя одну комнату с оборудованным в нем санузлом.
Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО ЗГО по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67), распоряжением Челябинского областного комитета по Управлению государственным имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Главы города Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ квартира №, общей площадью <данные изъяты>., расположенная по адресу: <адрес> была передана в муниципальную собственность и является собственностью МО ЗГО.
В силу ст. 7 Федерального закона Российской Федерации № 189 от 29.12. 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с момента передачи в муниципальную собственность жилое помещение утратило статус общежития.
ДД.ММ.ГГГГ между МО ЗГО и Зариповой Л.А. был заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из одной комнаты в коммунальной квартире (койко-место), общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой <данные изъяты>., по адресу: <адрес> (л.д. 7-8). Согласно договору социального найма, в указанное жилое помещение совместно с нанимателем вселяются: сын ФИО1, чужая Гарипова З.М., с которой отдельно договор социального найма жилого помещения не заключался.
Согласно адресным справкам (л.д. 9,10), по адресу: <адрес> в настоящее время зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ - Галимова З.М., с ДД.ММ.ГГГГ - Зарипова Л.А., с ДД.ММ.ГГГГ – несовершеннолетний сын Зариповой Л.А. ФИО1
Как следует из материалов дела, Зарипова Л.А. признана малоимущей и ее семья в составе 2 человек была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ очередность по общему списку определена за № (справка - л.д. 15, заявление - л.д. 27, распоряжение - л.д. 28).
Из пояснений третьего лица Гариповой З.М., представителя Администрации ЗГО следует, что с заявлениями о признании малоимущей, постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий Гарипова З.М. в Администрацию ЗГО не обращалась.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч.2 ст. 57 ЖК РФ).
Зарипова Л.А. неоднократно обращалась в Администрацию ЗГО с заявлениями о предоставлении ей изолированного жилого помещения по договору социального найма (л.д. 11-12).
Согласно талонам для осмотра жилого помещения, Зариповой Л.А. и Гариповой З.М. предоставлялось для осмотра жилое помещение – одна комната в двухкомнатной квартире, жилой площадью <данные изъяты> расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 31), с предоставлением которой Зарипова Л.А. была не согласна, поскольку норма предоставления площади жилого помещения не соответствует в размерах на одного человека, так как она одинокая мама с ребенком, а Гарипова З.М. была не согласна с районом предоставляемого жилого помещения.
От предоставляемой ДД.ММ.ГГГГ комнаты в доме коридорного типа, жилой площадью <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес> Зарипова Л.А. также отказалась по причине не соответствия площади учетной норме (л.д. 33).
В ДД.ММ.ГГГГ Зариповой Л.А. и Гариповой З.М. предоставлялось жилое помещение в виде одной комнаты, площадью <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>. От указанного жилого помещения Зарипова Л.А. отказалась, поскольку площадь не соответствует нормам предоставления жилья, жилое помещение не соответствует санитарным нормам – канализация в аварийном состоянии, под полом вода (л.д. 52). Гарипова З.М. от предоставления ей указанного жилого помещения также отказалась (л.д. 56)
На основании пояснений истицы Зариповой Л.А. и пояснений 3 лица Гариповой З.М. установлено, что фактически между ними возник спор, так как каждая из них намерена проживать в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, поэтому от предоставляемых им жилых помещений они отказывались.
Из пояснений представителя Администрации ЗГО следует, что жилые помещения для расселения проживающих в <адрес> предлагались Зариповой Л.А. и Гариповой З.М. в виде исключения с целью расселения чужих друг для друга людей, в настоящее время такой возможности у Администрации ЗГО нет.
Таким образом, судом установлено, что Зарипова Л.А. принята на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ее очередь на предоставление жилого помещения не подошла. Основания для внеочередного предоставления истице жилого помещения по договору социального найма, расселения лиц, проживающих в жилом помещении отсутствуют.
Поскольку истец Зарипова Л.А. имеет право пользования жилым помещением, расположенным по адресу<адрес>, с нею заключен договор социального найма на это жилое помещение, оснований для признании за ней права на жилую площадь, обязании заключить договор социального найма, не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по расселению семей и предоставлению изолированного жилого помещения, признании права на жилую площадь, обязании заключить договор социального найма, Зариповой Л.А. должно быть отказано.
Доводы Зариповой Л.А. о том, что в ДД.ММ.ГГГГ ей было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по договору социального найма с нарушением требований жилищного законодательства, так как в состав ее семьи было включено постороннее для нее лицо, не являющееся ее родственником - Гарипова З.М., являются необоснованными.
Из пояснений сторон, в том числе самого истца следует, что фактически это жилое помещение ей было предоставлено не в ДД.ММ.ГГГГ, а в ДД.ММ.ГГГГ в связи с работой на швейной фабрике и в ДД.ММ.ГГГГ утратило статус общежития, в тот же период и на таких же условиях в жилое помещение была вселена Гарипова З.М. Следовательно, отношения по договору социального найма у истца возникли с момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма был оформлен в письменной форме. Другое жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ истцу не предоставлялось.
Поскольку факт предоставления истцу жилого помещения с нарушением требований жилищного законодательства отсутствует, нарушения прав истца со стороны Администрации ЗГО не имеется.
Требования Зариповой Л.А. о признании недействительным пункта 1 договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ на комнату, общей площадью <данные изъяты>., в коммунальной (к-место) квартире <адрес>, заключенного между Администрацией ЗГО и Зариповой Л.А., со ссылкой на то, что койко-место и часть комнаты к жилым помещениям не относятся, суд находит также не подлежащими удовлетворению, поскольку указание в договоре социального найма на коммунальную квартиру и койко-место, само по себе не нарушает права и законные интересы истца и не влечет для нее каких-либо неблагоприятных последствий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований к Администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности по расселению семей и предоставлению изолированного жилого помещения, о признании пункта договора социального найма жилого помещения недействительным, признании права на жилую площадь, обязании заключить договор социального найма, Зариповой Л.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий Фролова Г.А.
Решение не вступило в законную силу