63RS0007-01-2020-001739-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2020 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Свиридовой О.А.,
при секретаре Кирюшине Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1423/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Самарской области к Карасеву В. Л. о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция ФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Карасеву В.Л. о взыскании обязательных платежей.
Требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Карасев В.Л. является налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 НК РФ. Соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемых налоговых периодах обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом на основании п. 2 ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления о необходимости оплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, которое получено ответчиком. В установленный срок должник не исполнил требование об уплате налога, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, производится налоговым органом в судебном порядке.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит взыскать с Карасева В.Л. задолженность в сумме <данные изъяты> руб., в том числе: транспортный налог за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб.; транспортный налог за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Карасев В.Л. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных в материалы дела. Пояснил, что административный истец просит дважды взыскать с него транспортный налог за один и тот же налоговый период за 2017 год, что является неправомерным. Кроме того, пояснил, что он является ветераном боевых действий, имеет право на льготы по оплате транспортного налога.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность гражданина платить установленные законом налоги установлена ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Пунктами 2 и 3 статьи 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В силу п.1 ст.45, п.1 ст.69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение требования об уплате налога, согласно п. 1 ст. 48 НК РФ является основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам, страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпункт 1 п. 1 ст. 359 НК РФ определяет налоговую базу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 ст. 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как указано в ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу положений ч. 4 ст. 397 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пеней определен в ст. 75 НК РФ.
В соответствии с пп. 3,4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Установлено, что Карасев В.Л. является плательщиком транспортного налога в спорный период, поскольку являлся собственником транспортных средств ВАЗ 2107, г/н № и Тойота Королла, г/н №, что подтверждается сведениями РЭО ГИБДД.
На основании ст. 32 Налогового кодекса РФ в адрес ответчика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об оплате транспортного налога за 2017 г. на сумму <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. за автомобиль ВАЗ 2107, г/н №, и <данные изъяты> руб. за автомобиль ТойотаКоролла, г/н №.
Сумму транспортного налога налогоплательщик обязан был уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Как указал административный истец, ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.
В связи с отсутствием сведений об уплате указанных налоговых платежей, в адрес ответчика налоговым органом было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, с предложением добровольно погасить недоимку по транспортному налогу за 2017 г. в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в адрес ответчика налоговым органом было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, с предложением добровольно погасить недоимку по транспортному налогу за 2017 г. в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В ст. 71 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).
Таким образом, направить налогоплательщику уточненное требование налоговый орган может только в случае изменения обязанности по уплате налогов и сборов.
При этом, судом не установлено, что требование № от ДД.ММ.ГГГГ является уточненным, налоговым органом не представлено сведений об изменении обязанности по уплате налогов и сборов, которые послужили основанием для выставления требования за один и тот же налоговый период. Направление повторных требований об уплате одних и тех же налогов и пеней за один и тот же налоговый период законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Таким образом, начисленная повторно недоимка в сумме <данные изъяты> руб. в качестве задолженности по транспортному налогу за 2017 год в отношении административного ответчика необоснованна.
Кроме того, в соответствии с удостоверением серии ВП № от ДД.ММ.ГГГГ Карасев В.Л. является «Ветераном боевых действий», имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
По сведениям военного комиссара Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Карасев В.Л.с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в командировке на территории Демократической Республики Афганистан и принимал непосредственное участие в боевых действиях, является ветераном боевых действий.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Карасев В.Л. имеет льготу по уплате транспортного налога, поскольку имеет статус «Ветерана боевых действий».
Так, согласно п.3 ч.2 ст.4 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года №86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" лицам, определенным в пунктах 1, 1.2 и подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" и "м" п.2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной ниже категории транспортных средств: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.
Следовательно, Карасев В.Л. освобожден от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства - марки ВАЗ 2107, г/н №, мощностью двигателя 71 л.с., вследствие того, что легковой автомобиль имеет мощность двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, соответственно начисление налога за указанный автомобиль налоговым органом необоснованно.
Таким образом, административное исковое заявление Межрайонной инспекция ФНС России № по <адрес> к Карасеву В.Л. подлежит частичному удовлетворению - в отношении одного транспортного средства за 2017 год - автомобиля ТойотаКоролла, г/н № в сумме <данные изъяты> рублей и суммы пени в размере 36,38 рублей из расчета: сумма недоимки (в рублях) * количество дней просрочки * ключевая ставка ЦБ (в % годовых) (1/300 % в день) (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию №):
2 446 * 13 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 7,50/300 % = 7,95,
2 446 * 45 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 7,75/300 % = 28,43,
Итого <данные изъяты> руб.
Доказательств своевременной оплаты указанной задолженности по транспортному налогу за 2017 год в отношении автомобиля ТойотаКоролла, г/н № ответчиком суду не представлено, равно также как и иного расчета суммы налога и пени.
В соответствии с абз. 2 и 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Волжского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ №а-2579/19 о взыскании с Карасева В.Л. задолженности по транспортному налогу за 2017 <адрес> судебный приказ был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления должника.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Волжского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ №а-2703/19 о взыскании с Карасева В.Л. задолженности по транспортному налогу за 2017 <адрес> судебный приказ был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления должника.
Административный истец обратился в суд с указанным иском ДД.ММ.ГГГГ (согласно почтового штампа на конверте), следовательно, срок обращения налогового органа в суд не пропущен.
При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Самарской области к Карасеву В. Л. о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с Карасева В. Л. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Самарской области задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб.
Взыскать с Карасева В. Л. в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца.
Судья /подпись/ О.А. Свиридова