Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2015 года г.о. Самара
Кировский районный суд г Самары в составе:
председательствующего судьи Бросовой Н.В.
с участием прокурора Черновой О.С.
при секретаре Соколовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5006/15 по заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области Сафроновой Е.С. об отмене Решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Ш.,
УСТАНОВИЛ:
Сафронова Е.С. обратилась в суд с заявлением об отмене Решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Ш., мотивируя свои требования тем, что <данные изъяты>. Просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Ш..
В ходе рассмотрения заявитель уточнил свои требования в части оснований, не указание наименования района при указании адреса места жительства в документах, представляемых при выдвижении и на регистрацию. В п.5 ст. 2 N 67-ФЗ дается понятие адреса места жительства согласно которому: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Следовательно, при указании адреса места жительства в избирательных документах, независимо от статуса участника избирательного процесса (кандидата, избирателя или уполномоченного представителя) существует обязанность указывать: субъект Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улицы, номера дома и квартиры. Согласно ст.1 Закона Самарской области «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» городской округ Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением и образовались в составе городского округа Самара внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования. Соответственно со дня вступления указанного закона в силу кандидаты и избирательные объединения при изготовлении документов, требующих указания адреса места жительства должны указывать и наименование района. В представленном Ш. согласно п.2 ст. 33 Федерального закона заявления о согласии баллотироваться помимо указания фамилии, имени и отчества, также требуется указать адрес места жительства кандидата. Учитывая вышеизложенное, то полным адресом места жительства является: <адрес>. Кандидат же Ш. не указал наименование района, т.е. представленный документ оформлен с нарушением требования избирательного законодательства. В соответствии с ч.4 ст.35 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, одновременно с документами, указанными в ч. 3, 3.1 и 5 ст. 33 настоящего Закона, представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы: д) документы о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, предусмотренные ст. 42 настоящего Закона. В ч. 2 ст. 42 указано: «Список уполномоченных представителей (в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам) кандидата, избирательного объединения представляется соответственно в окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования. В данном списке указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность, в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства,вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи), номер телефона каждого уполномоченного представителя. К указанному списку прилагается также письменное согласие каждого перечисленного в списке лица осуществлять соответствующую деятельность». В представленном кандидатом Ш. списке уполномоченных представителей избирательного объединения указан адрес места жительства уполномоченных представителей в нарушении п. 5 ст. 2 Федерального закона. В данном документе указывается адрес места жительства уполномоченного представителя избирательного объединения без указания наименования района, т.е. документ оформлен с нарушением требования избирательного законодательства. В соответствии с ч.4 ст.35 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, одновременно с документами, указанными в частях 3, 3.1 и 5 ст. 33 настоящего Закона, представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы: д) документы о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, предусмотренные ст. 42 настоящего Закона. В ч. 5 ст. 42 указано: «Уполномоченный представитель (в том числе уполномоченный представитель по финансовым вопросам) кандидата, избирательного объединения осуществляет свои функции на основании соответствующего решения, в котором указываются его полномочия, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства,основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения осуществляет свои функции также на основании нотариально удостоверенной доверенности». В представленном кандидатом Ш. решении о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения указан адрес места жительства уполномоченных представителей в нарушении п.5 ст. 2 Федерального закона. В данном документе указывается адрес места жительства уполномоченного представителя избирательного объединения без указания наименования района, т.е. документ оформлен с нарушением требования избирательного законодательства. В соответствии со ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»: ст.38 - Регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Регистрация списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования. Документы, необходимые для регистрации кандидата, списка кандидатов, представляются в соответствующую избирательную комиссию единовременноне ранее чем за 55 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в ч. 3, 3.1 и 5 ст.33, ч. 4 ст. 35 настоящего Закона, на основании следующих документов,представляемых кандидатом для регистрации: 1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с ч. 4 ст. 36 настоящего Закона); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с ч. 4 ст. 36 настоящего Закона); 3) первый финансовый отчет кандидата; 4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с ч. 3 ст. 33 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных. Учитывая, что Ш. выдвинут избирательным объединением, являющимся парламентской партией то данный кандидат освобождается от сбора подписей в поддержку выдвижения. Следовательно, документами регистрации, представляемые в избирательную комиссию данного кандидата, являются: Первый финансовый отчет кандидата. Сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с ч. 3 ст. 33 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных. В соответствии с ч. 10 ст. 58 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», Кандидат,избирательное объединение представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, списка кандидатов, первый Финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата,списка кандидатов, в установленном законом порядке. Согласно Приложения к Решению Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и формах учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда при проведении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области»: 3. Отчетность кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда 3.1. Первый финансовый отчет. 3.1.1. Кандидат представляет в комиссию первый финансовый отчет одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата. Согласно ч. 2 ст. 38 и ч. 10 ст. 58 закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» документы на регистрацию предоставляется кандидатом.Документы на регистрацию кандидата Ш., лично кандидатом представлены не были, вместо него их представил уполномоченный по финансовым вопросам кандидата. В связи с этим считаю, что документы на регистрацию представлены не уполномоченным на это лицом, что также является основанием для отмены оспариваемого решения о регистрации кандидата. В соответствии с ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»: ст. 38 ч.1 Регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Регистрация списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования. Документы, необходимые для регистрации кандидата, списка кандидатов, представляются в соответствующую избирательную комиссию единовременноне ранее чем за 55 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. ч. 2. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1 и 5 статьи 33, части 4 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации: 1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с ч. 4 ст. 36 настоящего Закона); 3) первый финансовый отчет кандидата; 4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 3 статьи 33 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных. Учитывая, что Ш. выдвинут избирательным объединением, являющимся парламентской партией то данный кандидат освобождается от сбора подписей в поддержку выдвижения. Следовательно, документами регистрации, представляемые в избирательную комиссию данного кандидата, являются: Первый финансовый отчет кандидата. Сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с ч. 3 ст. 33 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных. В представленном первом финансовом отчете, вместо подписи кандидата проставлена подпись уполномоченного представителя по финансовым вопроса Нечаевой. Согласно оформленной нотариальной доверенности кандидат Ш. не уполномочил Нечаеву совершать вышеуказанные действия. Полномочия подписания первого финансового отчета согласно выданной доверенности переданы не были. Соответственно, Нечаева не вправе подписывать первый финансовый отчет кандидата. Следовательно, документ для регистрации (первый финансовый отчет) был представлен в избирательную комиссию не подписанным кандидатом, что является нарушением избирательного законодательства, влекущую отмену оспариваемого решения о регистрации кандидата Ш.. В соответствии с ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Учитывая, что Ш. выдвинут избирательным объединением, являющимся парламентской партией то данный кандидат в соответствии с частью 2 ст. 36 Закона Самарской области освобождается от сбора подписей в поддержку выдвижения. Следовательно, документы для регистрации, представляемые в избирательную комиссию кандидата выдвинутого избирательным объединением, является: Первый финансовый отчет кандидата. Сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 3 статьи 33 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных. В пункте 12 статьи 58 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано: порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией. В соответствии с данной нормой закона Территориальная избирательная комиссия Кировского района городского округа Самара Самарской области приняла Решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и формах учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда при проведении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области», утвердив форму первого финансового отчета и перечень документов, которые обязан представить кандидат при сдаче первого финансового отчета. Отчетность кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда: 3.1. Первый финансовый отчет. 3.1.1. Кандидат представляет в комиссию первый финансовый отчет одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата. 3.1.2. Первый финансовый отчет представляется по форме согласно приложению № к
настоящему Порядку. 3.1.3. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, не более чем на три дня предшествующую дате сдачи отчета. Остаток средств на специальном избирательном счете по состоянию на соответствующую дату подтверждаетсяприлагаемой к первому финансовому отчету банковской справкой. 3.1.4. При необходимости кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам по запросу комиссии представляет пояснительную записку к первому финансовому отчету. Пунктом 5 формой финансового отчета кандидата, указывается «Остаток средств фонда на дату сдачи отчета (заверяется банковской справкой)». Из совокупного анализа приведенных различных нормативно - правовых актов следует, что первый финансовый отчет это комплект документов, составной частью которого является и банковская справка как самостоятельный документ в составляющий неотъемлемую часть финансового отчета. В Постановлении Центральной избирательной комиссии РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления». Согласно данному разъяснению п. 4.12 ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона возложена на кандидата, избирательное объединение. Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту «в» пункта 24, подпункту «б» пункта 25, подпункту «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов. Непредставление банковской справки в установленный законом срок - не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени(не позднее 29 июля 18.00 часов) как неотъемлемой части первого финансового отчета является непредставлением документа кандидатом Ш. необходимого для регистрации, что влечет отказ в регистрации кандидатом, а в случаи регистрации кандидата отмену постановления о регистрации кандидата. Первый финансовый отчет кандидата, не соответствует форме утвержденной избирательной комиссией, в соответствии с ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Учитывая, что Ш. выдвинут избирательным объединением, являющимся парламентской партией, то данный кандидат освобождается от сбора подписей в поддержку выдвижения. Следовательно, документами регистрации, представляемые в избирательную комиссию данного кандидата, являются: Первый финансовый отчет кандидата. Сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 3 статьи 33 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных. В части 12 статьи 58 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано: Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией. В соответствии с данной нормой закона Территориальная избирательная комиссия Кировского района городского округа Самара Самарской области приняла Решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и формах учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда при проведении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области», утвердив форму первого финансового отчета. Первый финансовый отчет кандидата Ш. не соответствует форме первого финансового отчета, утвержденной избирательной комиссии, а именно, изменена вводная часть формы финансового отчета, что привело к изменению формы. Соответственно, представленный документ оформлен с нарушением избирательного законодательства, что является основанием для отмены решения о регистрации кандидата. Указанное обстоятельство нарушает равенство прав кандидатов в части соблюдения требований к предоставляемым документам для регистрации и выдвижения.Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата(списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отмененосудом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона,иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (п. 6 ст. 76 Федерального закона). В соответствии с п.п. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона одним из оснований отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона. В соответствии с п.п. «3.2» п. 9 ст. 38 Самарского закона одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 3 и 5 статьи 33 настоящего Закона, иных сведений, предусмотренных настоящим Законом. Просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Ш..
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Журавлев Е.В. требования поддержал по основаниям указанным в заявлении и в уточненном заявлении.
Представитель территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара по доверенности Авазбекова Ю.А. возражала против удовлетворения заявления. Суду пояснила, что <данные изъяты> просит в удовлетворении заявления отказать. Так же представила письменный отзыв.
Представитель избирательной комиссии Самарской области Трошина С.П. в процессе рассмотрения дела поддержала доводы территориальной избирательной комиссии, просила в удовлетворении заявления отказать, суду пояснила, что Избирательной комиссией Самарской области установлена форма заявления о согласии баллотироваться, которая содержит обязательства исполнить предписанные ч.1 ст.77 Закона Самарской области действия. Аналогичная форма заявления о согласии баллотироваться утверждена решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № 52/1..
Представитель Ш. просила в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку при принятии решения территориальной избирательной комиссией Кировского района г.о.Самара не было допущено нарушений требований закона, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
На основании ч.3 ст.260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Согласно ст.75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (ч.5).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии Самарской области назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о. Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № Сафронова Е.С., выдвинутая по одномандатному избирательному округу № Самарским региональным отделением Партии Справедливая Россия.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара № Ш. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о. Самара Самарской области первого созыва по тому же избирательному округу, выдвинутый по одномандатному избирательному округу № Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия».
В силу п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в т.ч. : а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Оспаривая правомерность решения территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара о регистрации кандидата в депутаты Ш., заявитель указывает на нарушение п.2 ст.33 Федерального закона 67-ФЗ и принятие заявления о регистрации кандидата в депутаты без принятия кандидатом обязательства прекратить не совместимую со статусом депутата деятельность.
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Аналогичная норма содержится в ч.3 ст.33 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»
На основании ч.2.2 ст.33 указанного Федерального Закона, к заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Ш. обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> г.о.<адрес> первого созыва по одномандатному избирательному округу №. В заявлении о согласии баллотироваться указаны все необходимые сведения, предусмотренные ч.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», с приложением документов, подтверждающих представленные сведения и предусмотренные законом, о чем свидетельствует подтверждение о получении документов для уведомления о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу №, что по существу сторонами не оспаривалось.
Таким образом, территориальная избирательная комиссия на момент вынесения оспариваемого решения располагала всеми необходимыми сведениями, предусмотренными пунктом 2, п.2.1, 3 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.
Содержащиеся в представленных документах сведения были проверены комиссией и признаны достоверными, в связи с чем, у Территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о. Самары Самарской области не имелось оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Ш.
При этом суд полагает, что обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, принято кандидатом в депутаты Ш., поскольку из его заявления от ДД.ММ.ГГГГ., адресованного окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №, следует, что в случае его избрания депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области он обязуется в пятидневный срок со дня извещения об избрании депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области представить в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный законом срок заявления об освобождении его от указанных обязанностей.
При этом суд приходит к выводу, что выше приведенные данные в заявлении отвечают требованиям, предъявляемым к предоставлению обязательства кандидата в депутаты на прекращение деятельности, не совместимой со статусом депутата в случае его избрания.
В соответствии с ч.1 ст. 77 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом представительного органа муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден примерный перечень о формах документов, предоставляемых в избирательные комиссии кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в т.ч. заявление выдвинутого кандидата в депутаты. Также имеется и решение ТИК Кировского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении примерного перечня и формах документов, предоставляемых в избирательные комиссии кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в т.ч. заявление выдвинутого кандидата в депутаты.
Строгая форма заявления кандидата законом не установлена. Заявление оформлено по утвержденной избирательной комиссией Самарской области форме.
Доводы заявителя об отсутствии полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам Н. на подписание первого финансового отчета и предъявление его в избирательную комиссию, являются необоснованными.
Согласно ч.1 ст.38 Закона Самарской области от 08.06.2006 № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Регистрация списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования.
Документы, необходимые для регистрации кандидата, списка кандидатов, представляются в соответствующую избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 55 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
На основании ч.2 ст.38 указанного Закона, регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1 и 5 статьи 33, части 4 статьи 35 настоящего Закона, на основании документов, представляемых кандидатом для регистрации, в т.ч. первого финансового отчета кандидата.
К заявлению представлены документы на выдвижение, необходимые в соответствии с частями 3.3.1 и 5 статьи 33, а также частью 4 статьи 35 Закона Самарской области от 08.06.2006 № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», ч.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Документы представлены лично кандидатом, что следует из уведомления о их получении от ДД.ММ.ГГГГ..
ДД.ММ.ГГГГ. в Территориальную избирательную комиссию представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, а именно первый финансовый отчет, о чем свидетельствует письменное подтверждение о получении документов для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу №, Ш. Документы представлены уполномоченным представителем по финансовым вопросам Н.
Частью 5 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регулирующей порядок выдвижения кандидата и предоставление им необходимого пакета документов, предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
Таким образом, волеизъявление кандидата на выдвижение его в качестве такового неразрывно связано с личностью кандидата, должно быть выражено лично, а в предусмотренных законом случаях может быть передоверено.
Из разъяснений, данных ЦИК России в п.4.3 Методических рекомендаций от 11.06.2014г. № 235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», следует, что документы для выдвижения представляются лично кандидатом, а в силу положений и 4.4. документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо на должность высшего должностного лица субъекта РФ, главы муниципального образования, предоставляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом (пункт 2 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ).
Порядок регистрации кандидата определен ст. 38 Федерального закона от 12.06 2002 N 67-ФЗ, которая не содержит такого ограничения права на предъявление документов на регистрацию, они могут быть поданы как самим кандидатом, так и его уполномоченным представителем, полномочия которого урегулированы ч. 2 ст.39 данного закона.
При этом Кандидатом в депутаты Ш. документы для выдвижения в кандидаты представлены в ТИК Кировского района г.о. Самара лично, о чем свидетельствует подтверждение о получении документов.
ДД.ММ.ГГГГ. Ш. такжелично предоставил в ТИК решение о назначении уполномоченного по финансовым вопросам, список уполномоченных представителей, заявление-согласие и заявление-представление на Н., нотариально-удостоверенную доверенность финансового представителя Н., которая предусматривает полномочия последней, в т.ч. на подпись первичных финансовых (учетных) документов, представление в соответствующую избирательную комиссию финансовых отчетов и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств на специальном избирательном счете, представлять интересы в избирательных комиссиях, судах по вопросам, связанным с его участием в выборах.
Возможность подписания уполномоченным представителем по финансовым вопросам первого финансового отчета предусмотрена формой финансового отчета, установленной решением ТИК о формах учета и отчетности, что по существу представителем заявителя не оспаривалось.
Таким образом, суд полагает, что у уполномоченного представителя по финансовым вопросам имелось право на подачу в ТИК документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Ш., также как и право подписать первый финансовый отчет.
При этом суд учитывает, что сам кандидат Ш. не оспаривал действий своего представителя, с ними согласен.
Доводы заявления о необходимости предоставления банковской справки об остатке денежных средств на специальном счете кандидата к первому финансовому отчету являются необоснованными, поскольку указанная справка не поименована в перечне документов, определенных ст.33, ст.38 Закона Самарской области №57-ГД как обязательная при регистрации кандидата, а расширительному толкованию положения данные нормы не подлежат.
Также ч.7 ст.59 ФЗ-67 предусмотрено, что Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете фонда референдума инициативной группы по проведению референдума.
Кроме того, сведения о состоянии остатка денежных средств на специальном избирательном счете ТИК получает в соответствии с постановлением Избирательной комиссии от 23.042015г. № 170/1249-5, которым установлен Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов при проведении выборов депутатов представительных органов муниципального образования.
В соответствии с п.2.5. указанного Порядка, Банк представляет в комиссию сведения о поступлении и расходовании средств со специального избирательного счета кандидата с использованием автоматизированной системы «Клиент-Сбербанк». В случае отсутствия данной системы указанные сведения представляются в машиночитаемом виде или на бумажном носителе не реже одного раза в неделю, а за 10 дней до дня голосования - не реже одного раза в три операционных дня.
Таким образом, ТИК имеет возможность самостоятельно запрашивать, получать и знакомиться со сведениями, содержащимися в указанной банковской справке.
При этом кандидатом в депутаты Ш. в адрес окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № представлены реквизиты специального избирательного счета, представлен первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата с отсутствием денежных средств, который проверен Территориальной избирательной комиссией, установлено соответствие содержащихся в первом финансовом отчете кандидата сведений об отсутствии на специальном избирательном счете денежных средств.
Доводы заявителя о несоответствии финансового отчета кандидата по форме приложению 2 к решению ТИК Кировского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № «О порядке и формах учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда при проведении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области», в части изменения вводной части отчета, где указываются сведения о кандидате, не могут являться основанием для отказа в регистрации, поскольку указанные сведения о кандидате в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва не изменяют саму форму либо содержание первого финансового отчета, в указанных сведениях нет недостоверности либо неточности.
Кроме того, в силу п.п. 2.2. ст. 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 33 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Аналогичная норма предусмотрена ч.1.1. ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.
Поскольку Ш. на выборах выдвинут по одномандатному избирательному округу № Самарским региональным отделением Кировского района г.о.Самара Всероссийской политической партии «Единая Россия», на основании ч.2 ст.36 Закона Самарской области, сбор подписей в поддержку его выдвижения не требуется.
Принимая решение о регистрации кандидата в депутаты Ш., избирательная комиссия неполноту представленных сведений не установила и дополнительные документы не истребовала, поскольку предусмотренные законом документы в полном объеме представлены кандидатом в депутаты.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным ЦИК РФ в п.4.12.4 Постановления от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6 «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления» если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Доводы заявителя о том, что представленные кандидатом сведения о месте его жительства, сведения о месте жительства уполномоченного представителя Н., уполномоченных представителей избирательного объединения оформлены с нарушением закона, поскольку не указан район городского округа Самара, в котором проживают кандидат и уполномоченные представители, также не являются основанием для отмены оспариваемого постановления.
На основании п.5 ст. 2 Федерального закона № 67-ГД, под адресом места жительства понимается - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом наименование субъекта РФ, адрес места жительства кандидата и уполномоченных лиц указан в соответствии с данными органов регистрационного учета по месту жительства, паспортными данными.
Согласно Закону Самарской области «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» городской округ Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением и образованием в составе городского округа Самара внутригородских районов как внутригородских муниципальных образований, при этом городской округа Самара Самарской области, являясь субъектом Российской Федерации, вместе с тем является городом, т.е. населенным пунктом, в связи с чем, необходимости указания района внутри города для определения места жительства лица не имеется.
Таким образом, отсутствие указания внутригородского района в адресе места жительства кандидата и его уполномоченных представителей не может являться основанием к отказу в регистрации кандидата в депутаты, не делает представленные сведения о месте жительства неточными или неверными.
Каких-либо иных оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № Ш. не установлено. Постановление принято Избирательной комиссией в соответствии с компетенцией, с соблюдением установленных сроков и предоставленных ей полномочий.
При таких обстоятельствах, оснований к удовлетворению заявления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области Сафроновой Екатерины Сергеевны об отмене Решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ года о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Ш., отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение пяти дней.
Председательствующий подпись Н.В. Бросова
Мотивированно решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Решение вступило в законную силу
Копия верна
Судья
Секретарь