73RS0003-01-2022-003788-39
Дело № 2а-2395/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 10 октября 2022 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тарановой А.О.,
при секретаре Низаметдиновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пономаренко Р.С. к УФСИН России по Ульяновской области, начальнику УФСИН России по Ульяновской области Балдину С.Н. о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
Пономаренко Р.С. обратился в суд с административным иском УФСИН России по Ульяновской области, начальнику УФСИН России по Ульяновской области Балдину С.Н. о признании незаконным приказа.
Требования мотивировал тем, что, находясь в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в период с апреля по ДД.ММ.ГГГГ привлекался к дисциплинарной ответственности в связи с нарушением приказа УФСИН России по Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении единого образца заправки спальных мест осужденных», а именно за то, что постель была заправлена не по установленному образцу.
Полагает, что данный приказ не соответствует нормам санитарии и гигиены, поскольку представленный образец заправки спальных мест не соответствует санитарным нормам, поскольку позволяет попадать всякого рода бактериям и микроорганизмам.
Полагает, что приказ безосновательно не согласован с медицинской организацией.
На основании изложенного просит о признании незаконным приказа УФСИН России по Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении единого образца заправки спальных мест осужденных», обязании его отменить или пересмотреть.
Административный истец Пономаренко Р.С., участвующий в судебном заседании посредством системы ВКС, настаивал на удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом? представлены возражения, в которых подробно изложена позиция.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, Пономаренко Р.С. осужден ДД.ММ.ГГГГ Евпаторийским городским судом по Пономаренко Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден ДД.ММ.ГГГГ Евпатийским городским судом Республики Крым по <данные изъяты> на срок 6 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ осужденный Пономаренко Р.С. прибыл в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области.
Согласно лицевого счета и справки ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ осужденному Пономаренко Р.С. было выдано имущество постельной группы: подушка в количестве 1 штука, простынь в количестве 2 штуки, наволочка 1 штука, полотенце банное (тип Б) – 1 штука, полотенце вафельное (тип А) – 2 штуки.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ административный истец был привлечен к дисциплинарной ответственности за то, что кровать была заправлена не по установленному образцу, объявлены выговоры.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Пономаренко Р.С. обращался в адрес Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области с жалобой на требования администрации ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, касающихся порядка заправки спальных мест осужденных и документального его подтверждения, переадресованная в адрес УФСИН России по Ульяновской области для рассмотрения по компетенции.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Пономаренко Р.С. направлен ответ, из содержания которого следует, что в соответствии с требованиями п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № (с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу) осужденные обязаны в том числе содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест.
В соответствии с требованиями приложения № Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №, образец заправки спальных мест осужденных определяется с учетом вещевого обеспечения приказом территориального органа ФСИН России единым для всех исправительных учреждений.
Образец заправки спального места для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Ульяновской области, определен приказом УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Считая свои права нарушенными по доводам административного иска, в частности нарушение конституционных прав административного истца, а также иных норм в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Пономаренко Р.С. обратился в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в исправительных учреждениях (на период возникновения спорных взаимоотношений) действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений) (утратили силу в связи с изданием Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, осужденные обязаны, в том числе исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель (приложение №), следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых сумок в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение №).
Приложением № к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений утверждены образцы заправки спальных мест осужденных. При этом, образец заправки спальных мест определяется с учетом вещевого обеспечения приказом территориального органа ФСИН России единым для всех исправительных учреждений.
Приказом УФСИН России по Ульяновской области от 16 июля 2021 года № установлен единый образец заправки спальных мест для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Ульяновской области, и осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов и тюрьмы УФСИН России по Ульяновской области согласно приложению.
Согласно данному приказу предписано начальникам учреждений УФСИН России по Ульяновской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить заправку спальных мест осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Ульяновской области, и осужденным, оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов и тюрьмы УФСИН России по Ульяновской области по образцу; образец установленной заправки спальных мест осужденных разместить на информационных стендах в помещениях карантинных отделений, общежитиях отрядов исправительных учреждений УФСИН России по Ульяновской области и местах размещения осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов и тюрьмы УФСИН России по Ульяновской области; осужденным, прибывающим в исправительные учреждения УФСИН России по Ульяновской области, в период нахождения в карантинных отделениях доводить требования по установленной заправке спальных мест осужденных, оборудовать в спальных помещениях образец установленной заправки спального места осужденного и образец прикроватной тумбочки осужденного и образец прикроватной тумбочки осужденного; обеспечить осужденных необходимым количеством спальных принадлежностей.
При этом, образец заправки спального места для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Ульяновской области, и осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов и тюрьмы УФСИН России по Ульяновской области (приложение к приказу УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №) предусматривает, что на кровать укладывается матрац, который выравнивается по основанию кровати. Затем застилается простыней, таким образом, чтобы в верхней части кровати матрац был полностью закрыт пи подгибается под матрац, при этом простыня должна быть натянута, затем кровать застилается одеялом, которое также натягивается, поверх одеяла застилается простынь белого цвета, при этом простынь натягивается и подгибается под одеяло. На верхней спинке кровати вешается лицевое полотенце, посередине устанавливается прикроватная табличка с данными осужденного.
Суд учитывает, что в ДД.ММ.ГГГГ года административный истец неоднократно обращался в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области и ФКУЗ ГЦГСЭН ФСИН России по вопросу нарушения санитарно-гигиенических норм при заправке спальных мест осужденных, которые перенаправлены по компетенции в ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России.
По результатам рассмотрения заявлений Пономаренко Р.С. направлены ответы, о том, что порядок заправки спальных мест осужденных не регламентирован нормативными актами в области санитарно-эпидемиологического обеспечения населения и требования администрации ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области не противоречат требованиям санитарно-эпидемиологических правил.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что положения действующего законодательства стороной административного ответчика соблюдены надлежащим образом, порядок заправки спальных мест регламентирован указанными выше Правилами и Приказом, доводы стороны административного истца об обратном судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Доводы Пономаренко Р.С. о том, что данный приказ не соответствует нормам санитарии и гигиены, поскольку представленный образец заправки спальных мест не соответствует санитарным нормам, поскольку позволяет попадать всякого рода бактериям и микроорганизмам, нарушение конституционных прав административного истца, а также иных норм в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Суд приходит к выводу о том, что указанный приказ УФСИН России по Ульяновской области от 16 июля 2021 года № соответствует Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, издан в пределах компетенции, предоставленной территориальному органу ФСИН России, не противоречит действующему законодательству.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с этим, учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Пономаренко Р.С. к УФСИН России по Ульяновской области, начальнику УФСИН России по Ульяновской области Балдину С.Н. о признании незаконным приказа УФСИН России по Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении единого образца заправки спальных мест осужденных», обязании его отменить или пересмотреть, в связи с чем в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Пономаренко Р.С. к УФСИН России по Ульяновской области, начальнику УФСИН России по Ульяновской области Балдину С.Н. о признании незаконным приказа УФСИН России по Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении единого образца заправки спальных мест осужденных», обязании его отменить или пересмотреть отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.О. Таранова
Копия верна
Судья А.О. Таранова
Секретарь с/з А.И. Низаметдинова
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-2395/22 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска.