дело № 2-367/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2017 года п.Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Романько А.М.
при секретаре Шанауриной Е.С.
с участием: представителя ответчика Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Митрошиной Е.Г., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карева С.А. к Администрации Ванинского муниципального района о взыскании заработной платы и иных выплат по трудовому договору и денежной компенсации за задержку выплат и отмене распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности,
У С Т А Н О В И Л :
Карев С.А. обратился в суд с иском к Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о взыскании заработной платы и иных выплат по трудовому договору и денежной компенсации за задержку выплат и признании незаконным и отмене распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности, по тем основаниям, что с 28.08.2007 года он назначен на муниципальную должность главного специалиста правого управления администрации Ванинского муниципального района. 01.08.2016 Ванинским районным судом Хабаровского края принято решение по делу №, о взыскании с администрации Ванинского муниципального района денежных средств в размере двойного среднего заработка за привлечение к работе в выходные и праздничные дни. Несмотря на то, что вышеуказанным судебным решением установлена противоправность действий по неоплате дней служебной командировки выпадающих на выходные или праздничные дни, в случае нахождения в пути к месту командировки и обратно, оплата вышеуказанных дней работодателем по- прежнему не производится. В соответствии с распоряжением от 21.12.2016 № 417к и распоряжением от 26.01.2017 № 21к, он был командирован в город Хабаровск с 25.12.2016 по 28.12.2016 и с 28.01.2017 по 01.02.2017 соответственно. 25.12.2016 - воскресение и 28.01.2017, 29.01.2017 суббота и воскресение в установленном порядке оплачены не были. В соответствии с расчетными листами за декабрь 2016 и январь 2017 он находился в командировках 6 дней, а исходя из распоряжений от 21.12.2016 № 417к и от 26.01.2017 № 21к он был направлен в командировку на 9 дней, следовательно, ему не оплачено 3 дня нахождения в служебной командировке. Исходя из содержания расчетных листов за декабрь 2016 и январь 2017, оплата дней выпадающих на выходные - не произведена. Размер невыплаченных средств может быть определен как средний размер заработка, умноженный на количество неоплаченных дней в двойном размере. Таким образом, размер не начисленных ему средств составляет 11 482,27 рублей.
В соответствии распоряжением от 10.02.2017 № 42к он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Полагает наложенное дисциплинарное взыскание незаконным и подлежащим отмене, поскольку в предусмотренном законом и трудовым договором порядке объяснения у него запрошены не были. Изложенные в распоряжении обстоятельства не соответствуют фактическим. Факт отказа от исполнения законного поручения, данного уполномоченным лицом, ничем не подтвержден. Таким образом, отсутствует событие дисциплинарного поступка. Административное дело № в не подготовке позиции, по которому его обвиняют, предполагает защиту интересов должностного лица. Должностные обязанности специалиста правового управления администрации Ванинского муниципального района не предполагают представление интересов физических лиц, следовательно, он был не вправе исполнять подобное поручение.
Учитывая сферу его профессиональной деятельности, заведомо противоправные действия работодателя причиняют ему нравственные страдания и наносят ущерб его деловой репутации.
Полагает, что моральный вред ему может компенсировать денежная сумма в размере 77 672,19 руб. - неизысканный долг по оплате дней служебной командировки выпадающих на выходные или праздничные дни, в случае нахождения в пути к месту командировки и обратно за предыдущий период, во взыскании которых ему было отказано в ходе предыдущего разбирательства, в связи с пропуском срока обращения в суд для разрешения спора.
Просил взыскать с администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края средний заработок в двойном размере за время нахождения в пути во время нахождения в служебной командировке - 11 482,27 рублей; денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 490,55 руб. Признать незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности в виде замечания и отменить распоряжение от 10.02.2017 № 42к «О применении дисциплинарного взыскания к Кареву С.А.». Взыскать с администрации Ванинского муниципального района моральный вред в размере 77 672,19 руб.
Истец Карев С.А. в судебное заседание не явился, согласно заявлению, ходатайствует о рассмотрении иска в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Митрошина Е.Г., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Карева С.А., суду пояснила, что статьей 168 ТК РФ установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в органах местного самоуправления, определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 23 Положения об особенностях направления муниципальных служащих администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края в служебные командировки, утвержденного постановлением администрации Ванинского муниципального района от 07.10.2015 г. № 616 при направлении муниципального служащего в командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и денежного содержания (среднего заработка), а также возмещение расходов, связанных с командировкой.
Денежное содержание (средний заработок) за период нахождения муниципального служащего в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.
В случае если по распоряжению главы администрации района или уполномоченного им лица муниципальный служащий выезжает в служебную командировку в выходной день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.
Распоряжениями администрации Ванинского муниципального района от 12.04.2017 № 117к, от 10.03.2017 № 67к Кареву С.А. сохранен средний заработок за период нахождения в служебной командировке в выходные дни (время в пути) 25.12.2016, 28.01.2017, 29.01.2017.
Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными распоряжением администрации Ванинского муниципального района от 20.06.2016 г. №95-р установлено, что муниципальные служащие работают в режиме ненормированного служебного дня (п.5.6.).
Ненормированный служебный день - особый режим работы, в соответствии с которым муниципальные служащие при необходимости эпизодически могут привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами рабочего времени, установленного пунктом 5.3 Правил, в том числе: работа за пределами рабочего времени, установленного пунктом 5.3 Правил; дежурства, согласно графика дежурств в выходные и праздничные дни, утвержденного главой администрации района; дни нахождения в пути к месту служебной командировки и обратно.
Муниципальным служащим с ненормированным служебным днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся, в том числе особые условия муниципальной службы (раздел 4 Правил).
На основании решения Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 23.06.2016 № 258 (п. 5.1.) ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы является составляющей денежного содержания муниципального служащего и подлежит обязательной выплате.
Основными критериями для установления конкретных размеров ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы являются: профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; сложность, срочность выполняемой работы, знание и применение в работе компьютерной и другой техники и др.; опыт работы по специальности и занимаемой должности; компетентность при выполнении наиболее важных, сложных и ответственных работ; качественное выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объем, систематическое выполнение срочных и неотложных поручений, а также работ, требующих повышенного внимания и др.); особый режим работы - ненормированный служебный день согласно правилам внутреннего трудового распорядка, в том числе наличие переработки сверх установленной правилами внутреннего трудового распорядка продолжительности служебного (рабочего) дня и рабочей недели.
Статьей 113 ТК РФ определен порядок привлечения работников к работе выходные и нерабочие праздничные дни. Привлечение работников к работе выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.
Порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни урегулирован ст. 153 ТК РФ. Распоряжения работодателя о привлечения к работе в выходные дни не издавались, в связи с тем, что указанные дни не являлись рабочими для работника, в указанный период времени Карев С.А. находился в пути к месту командирования и не осуществлял своих непосредственных должностных обязанностей.
По привлечению к дисциплинарной ответственности.
Распоряжением администрации Ванинского муниципального района от 10.02.2017 г. № 42к «О применении дисциплинарного взыскания к Кареву С.А.» Кареву С.А. объявлено замечание.
Пунктами 3.11, 4.27 положения о правовом управлении администрации Ванинского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Ванинского муниципального района от 27.02.2014 № 145, на правовое управление администрации района возложены функции по проведению служебных проверок, подготовке правовых актов администрации района о дисциплинарных взысканиях работников.
Согласно резолюции главы администрации района (работодателя) от 23.01.2017, о проведении служебной проверки, правовым управлением с Карева С.А. были затребованы объяснения. Таким образом, довод заявителя, о том, что объяснение не было затребовано в установленном порядке - не правомерен.
В исковом заявлении, заявитель указывает на факт того, что отказ от исполнения, данного и.о. начальника правового управления администрации района, поручения не подтвержден. При этом, указывает на не правомерность поручения и как следствие отказа от исполнения него по данной причине. Более того, отказ подтверждается отсутствием подготовленной позиции по делу.
Довод истца о неправомерности данного поручения не соответствует обстоятельствам дела. Неправомерность поручения, по мнению истца, заключается в обязании и.о. начальника правового управления администрации района, представлять интересы физического лица.
Статьей 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. Обоснование неправомерности поручения истцом представлено не было.
В соответствии с положением о правовом управлении задачами правового управления является юридическая помощь структурным подразделениям администрации района, отраслевым (функциональным) органам администрации района, информирование и консультирование должностных лиц администрации района. Защита правовыми средствами законных прав и интересов органов местного самоуправления района, представление их интересов в судебно - правовых учреждениях.
В соответствии со ст. 19 Устава Ванинского муниципального района структуру органов местного самоуправления Ванинского муниципального района образуют:
Собрание депутатов Ванинского муниципального района (представительный орган Ванинского муниципального района); глава Ванинского муниципального района; администрация Ванинского муниципального района (исполнительно-распорядительный орган Ванинского муниципального района); контрольно-счетная палата Ванинского муниципального района (контрольный орган Ванинского муниципального района). На основании изложенного, защита прав и интересов главы администрации района входит в полномочия правового управления администрации района.
Моральный вред, причиненный в результате невыплаты заработной платы и иных установленных законом выплат может выражаться в невозможности удовлетворения физиологических потребностей и потребностей, порожденных социальными и культурными условиями, в моральных страданиях; в чувстве унижения человеческого достоинства, связанном с невозможностью обеспечить достойное существование себе и своим близким, постоянной необходимостью жить в долг.
Карев С.А. в установленном порядке получал заработную плату, и иные выплаты, предусмотренные положением об оплате труда. Иждивенцы у работника отсутствуют. Таким образом, считают, что заявленная сумма морального вреда несоразмерна и не обоснована.
На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Допрошенная судом в качестве свидетеля ФИО5, заместитель главы администрации Ванинского муниципального района, суду пояснила, что правовым управлением Кареву С.А. было поручено подготовить письменную позицию по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица- главы администрации Ванинского муниципального района. Карев С.А. зашел к ней в кабинет и, положив дело об административном правонарушении на стол, заявил, что не будет заниматься этим делом, без объяснения причин, и ушел. Она довела данную позицию до главы администрации района, на что им было дано поручение провести служебную проверку. Дело об административном правонарушении было возбуждено в отношении не физического лица, а должностного лица- главы администрации Ванинского муниципального района, так как было аналогичное дело в отношении юридического лица за одно и тоже правонарушение. Глава администрации входит в соответствии с Уставом муниципального образования, в структуру органов местного самоуправления.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с ч.7 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст.22 ТК РФ).
Понятие служебной командировки закреплено в ст.166 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. При этом особенности направления работников в служебные командировки установлены в Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749.
Пунктом 4 Положения о командировках, начало и конец командировки определены, как день выезда в командировку и день приезда из командировки. Соответственно, дни отъезда, приезда, а также дни нахождения в пути относятся к периоду командировки, к рабочим дням.
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.
В пункте 5 Положения указано, что оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.153 ТК РФ оплата в выходные и праздничные дни производится не менее чем в двойном размере. В то же время установлено, что конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. При этом локальный акт не может содержать нормы, ухудшающие положение работников согласно ст.8 ТК РФ, то есть установленный в организации размер оплаты работы в выходные и праздничные дни не может быть менее двойного размера.
Из анализа приведенных норм законодательства следует, что дни отъезда, приезда, а также дни нахождения в пути в период командировки, вопреки доводам заявителя, относящиеся к дням командировки, а, следовательно, к рабочим дням, приходящиеся на выходные или нерабочие праздничные дни, подлежат оплате, согласно ст.153 ТК РФ, в не менее чем двойном размере, конкретный порядок исчисления которого зависит от применяемой системы оплаты труда работника, либо по желанию работника оплата за указанные выходные дни командировки осуществляется в одинарном размере и одновременно к этому работнику в удобное для него время предоставляется один день отдыха за каждый выходной день без содержания.
Постановлением администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 07.10.2015 года № 616 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 10.06.2016 года № 426) утверждено Положение об особенностях направления муниципальных государственных служащих администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края в служебные командировки.
Пунктом 23 указанного Положения предусмотрено, что в случае, если по распоряжению главы администрации района или уполномоченного им лица, муниципальный служащий выезжает в служебную командировку в выходной день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.
В судебном заседании установлено, что истец Карев С.А. с 28.08.2007 года назначен на муниципальную должность муниципальной службы главным специалистом правового управления администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края и с ним заключен трудовой договор № 235 от 28.08.2007 года.
Материалами дела установлено, что в периоды с 25.12.2016 по 28.12.2016 и с 28.01.2017 по 01.02.2016, Карев С.А. был направлен в служебные командировки, что подтверждается представленными в суд копиями распоряжений от 21.12.2016 № 417к и от 26.01.2017 № 21к.
На выходные дни пришлись дни следования в командировки и возвращения из них: 25.12.2016г., 28.01.2017г. и 29.01.2017г.
Согласно Распоряжению №67 к от 10.03.2017 года и Распоряжению №117 к от 12.04.2017 года, платежного поручения №659 от 07.04.2017 г., платежного поручения №858 от 26.04.2017 года, расчетных листков, Кареву С.А. произведена выплата в одинарном размере за работу в выходные дни 28-29 января 2017 года и 25.12.2016 года. Таким образом, не выходя за пределы заявленных исковых требований, суд, принимая во внимание положение статьи 153 Трудового кодекса РФ, и то, что работа истца в выходные дни 25.12.2016г., 28.01.2017г. и 29.01.2017г года отгулами ему не компенсирована, указанные дни подлежат оплате в двойном размере в общей сумме 4367 рублей 34 копейки. Вопреки доводам ответчика, трудовым договором Кареву С.А. разъездной характер работы не установлен. Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств выраженного желания работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, на предоставление другого дня отдыха. Распоряжения о направлении Карева С.А. в командировку №21к и №417к, сведений о сохранении среднего заработка, возмещении расходов, связанных со служебной командировкой, в части порядка оплаты выходных дней, приходящихся на дни командировки – не содержат.
В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
С учетом положения ст.196 ГПК РФ, принимая решение по заявленным истцом требованиям в части оплаты выходных дней, приходящихся на дни командировки, размер компенсации за задержку, причитающихся истцу выплат, составляет 490,55 руб.
Рассматривая требования истца о признании незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности в виде замечания и отмене распоряжения от 10.02.2017 № 42к «О применении дисциплинарного взыскания к Кареву С.А.», суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Распоряжением от 10.02.2017 № 42к Карев С.А. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Основанием издания данного распоряжения послужили материалы служебной проверки: служебная записка от 18.01.2017 года, с резолюцией главы администрации района о проведении служебной проверки, судебная повестка по административному делу, с резолюцией и.о. начальника правового управления «Кареву С.А. для подготовки письменной позиции», заключение по результатам служебной проверки от 08.02.2017 года, с резолюцией главы района «объявить замечание». В рамках проведения служебной проверки, 07.02.2017 года затребовано у Карева С.А. объяснение по факту дисциплинарного проступка.
Согласно ст. 189 ТК РФ, дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание;2) выговор;3) увольнение по соответствующим основаниям.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В соответствии со ст. ст. 21, 22 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а работодатель вправе требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей.
Статья 60 Трудового кодекса РФ устанавливает запрет требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 2, 13 пункта 3.1 должностной инструкции, истец обязался выполнять свои должностные обязанности, изложенные в должностной инструкции.
В соответствии с п.5 трудового договора №235 от 28.08.2007 года, заключенного с Каревым С.А., муниципальный служащий обязуется исполнять распоряжения и письменные, устные указания, задания главы района, начальника отдела, отданные в пределах их должностных полномочий. Аналогичные обязанности возложены на Карева С.А. в соответствии с подпунктом 12 пункта 3.1, п.3.25 должностной инструкции (л.д.33).
В соответствии с п.2.6, 2.10 Положения о правовом управлении, утвержденным Постановлением администрации Ванинского муниципального района №145 от 27.02.2014 года, задачами правового управления является юридическая помощь структурным подразделениям администрации района, отраслевым (функциональным) органам администрации района, информирование и консультирование должностных лиц администрации района. Защита правовыми средствами законных прав и интересов органов местного самоуправления района, представление их интересов в судебно - правовых учреждениях.
В соответствии с п.3.11 должностной инструкции, главный специалист правового управления обязан представительствовать и осуществлять защиту в установленном порядке интересов органов местного самоуправления района в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, правоохранительных и других органах при рассмотрении правовых вопросов.
В соответствии со ст. 19 Устава Ванинского муниципального района, структуру органов местного самоуправления Ванинского муниципального района образуют: собрание депутатов Ванинского муниципального района (представительный орган Ванинского муниципального района); глава Ванинского муниципального района; администрация Ванинского муниципального района (исполнительно-распорядительный орган Ванинского муниципального района); контрольно-счетная палата Ванинского муниципального района (контрольный орган Ванинского муниципального района).
Таким образом, защита правовыми средствами законных прав и интересов главы администрации района, представление его интересов в судебно - правовых учреждениях входит в полномочия правового управления администрации района, а также является должностной обязанностью главного специалиста правового управления Карева С.А..
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.3.2 должностной инструкции, при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения.
Судом из служебной записки от 18.01.2017 года ( л.д.16), судебной повестки с резолюцией ( л.д.20), пояснений свидетеля ФИО5, установлен факт отказа Карева С.А. от данного ему поручения и.о. начальника правового управления, отданного в пределах ее должностных полномочий. В письменной форме обоснования неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, Каревым С.А. - руководителю не представлялось. В опровержение данного вывода истцом доказательств, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ - не представлено. Ответчиком отсутствие письменного обоснования отказа подтверждено показаниями свидетеля ФИО7., согласно которым, Карев С.А. без объяснения причин оставив материалы административного дела, пояснил, что заниматься этим вопросом не будет и покинул кабинет.
Таким образом, ознакомившись 27.08.2013 года с должностной инструкцией, утвержденной работодателем, подписав трудовой договор №235 от 28.08.2007 года, и приступив к выполнению должностных обязанностей в соответствии с указанной должностной инструкцией и трудовым договором, истец согласился с объемом должностных обязанностей, возложенных на него с момента выхода на работу в должности главного специалиста правового управления администрации Ванинского муниципального района.
При таком положении, отказ истца от выполнения одной из возложенных на него должностных обязанностей правомерно расценен работодателем в качестве дисциплинарного проступка, за который может быть наложено дисциплинарное взыскание. Соответственно, основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности по причине отказа от выполнения возложенных на него трудовых обязанностей - имелись.
Установленный ст. ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ порядок наложения на истца дисциплинарного взыскания работодателем нарушен не был, поскольку до применения дисциплинарного взыскания у Карева С.А. истребовано и получено письменное объяснение, приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания издан уполномоченным лицом – главой администрации района, оспариваемый приказ издан с соблюдением установленных ч. ч. 3, 4 ст. 193 Трудового кодекса РФ, сроков привлечения к дисциплинарной ответственности.
Требования ч. 5 ст. 192 Трудового кодекса РФ, согласно которой при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, ответчиком не нарушены, вид примененного к истцу дисциплинарного взыскания соответствует тяжести совершенного истцом проступка, учитывая, что, как следует из заключения по результатам служебной проверки, и истцом не опровергнуто, необоснованный отказ истца от выполнения возложенных на него обязанностей повлек за собой отсутствие подготовленной позиции по делу.
Доводы истца о том, что объяснение у него было затребовано неуполномоченным лицом, суд находит не состоятельными, поскольку пунктом 3.11, п.4.27 Положения о правовом управлении, предусмотрено, что Управление для решения возложенных на него задач имеет право проводить служебные проверки по вопросам, входящим в компетенцию правового управления, и осуществлять подготовку проектов правовых актов администрации района о дисциплинарных взысканиях работников администрации района. В соответствии с п.1.6 Положения, организационной основой деятельности управления являются правовое и кадровое обеспечение деятельности администрации района. В соответствии с п.1.7 должностной инструкции, главный специалист правового управления непосредственно подчиняется начальнику правового управления.
Согласно резолюции главы района на служебной записке от 18.01.2017 года, работодателем дано поручение провести служебную проверку по факту отказа главного специалиста правового управления Карева С.А. от исполнения данного ему поручения, что входит в компетенцию правового управления.
С учетом изложенного, поскольку наличие у ответчика оснований для привлечения Карева С.А. к дисциплинарной ответственности подтверждено надлежащими доказательствами, порядок наложения взыскания работодателем не нарушен, тяжесть совершенного истцом дисциплинарного проступка соответствует примененному работодателем дисциплинарному взысканию, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска Карева С.А. о признании незаконным применения дисциплинарного взыскания, наложенного приказом №42к от 10.02.2017 года, у суда не имеется.
Согласно ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При определении размера компенсации морального вреда, руководствуясь ст.237 ТК РФ, учитывая, что незаконными действиями ответчика были нарушены имущественные права истца на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, принимает во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, в связи с необоснованной невыплатой полагающихся ему денежных сумм, то, что он был вынужден обращаться в суд за защитой своих прав, что также сопряжено с нравственными и моральными переживаниями, суд, с учетом требований разумности и справедливости, с учетом степени физических и нравственных страданий истца, связанных с его индивидуальными особенностями, считает необходимым удовлетворить требования о компенсации морального вреда частично в сумме 1000 рублей.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Карева С.А. к Администрации Ванинского муниципального района <адрес> о взыскании среднего заработка за привлечение к работе в выходные и праздничные дни, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, признании незаконным привлечения к дисциплинарной ответственности - удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (п. Ванино Ванинского района Хабаровского края, пл. Мира, д. 1, ИНН 2709003742, дата регистрации 27.12.1973 г.) в пользу Карева С.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> края, <адрес>) средний заработок в двойном размере за время нахождения в пути при следовании в командировку и обратно 25.12.2016 года, 28.01.2017 года, 29.01.2017 года в сумме 4367 рублей 34 копейки, компенсацию за задержку выплаты денежных средств в сумме 490 рублей 55 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей 00 копеек, а всего 5857 рублей 89 копеек.
В остальной части в удовлетворении исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд, через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда Романько А.М.
Хабаровского края