Решение по делу № 33-10656/2014 от 22.07.2014

Судья Фефелова З.С.

Дело № 33-10656/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Екатеринбург 29.08.2014

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Москаленко Ю.П.,

судей

Коренева А.С.,

Ильиной О.В.

при секретаре Аникиной Е.В. рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело

по иску Сысолятиной М. В. , Паршиной Г.А. к администрации г.Нижнего Тагила о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений, возложении обязанности устранить допущенное нарушение

по апелляционной жалобе истцов на решение Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 08.04.2014.

Заслушав доклад судьи Ильиной О.В., объяснения представителя ответчиков, судебная коллегия

установила:

истцы обратились в суд с иском к администрации г.Нижнего Тагила, просили признать незаконным решение Администрации г.Нижнего Тагила о снятии их с учета в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; обязать устранить допущенное нарушение прав истцов путем принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, установив очередь по состоянию на 01.09.2013.

Решением Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 08.04.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

С таким решением не согласились истцы, их представителем Малаховой И.Я., действующей на основании доверенности от ( / / ), подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении их требований. В обоснование жалобы указано, что и на момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, и на момент снятия с такого учета истцы проживают в жилом доме ( / / ), при этом состав их семьи также не менялся, следовательно, никакого улучшения жилищных условий не произошло. Не согласны с выводом суда первой инстанции о том, что при разрешении данного спора не подлежит применению норма Закона Свердловской области «О предоставлении жилища в Свердловской области», устанавливающая норму обеспеченности жилым помещением в размере не более 15 кв.м. Не согласны с правовым основанием снятия их с учета, указанным ответчиком в решении, а именно на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, по данному основанию они в силу статьи 6 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» сняты быть не могут.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Буньков А.В., действующий на основании доверенности от ( / / ), возражал относительно доводов апелляционной жалобы, поддержав письменные возражения на жалобу, согласно которым истцы были поставлены на учет нуждающихся, когда в жилом доме проживало 4 человека, при этом на каждого приходилось не более 7 кв.м. жилой площади. В настоящее время в доме проживает 3 человека, включая истцов, то есть площадь, приходящаяся на каждого человека увеличилась. Кроме того, право на получение истцами жилого помещения возникло до введения в действие Закона Свердловской области «О предоставлении жилища в Свердловской области», соответственно в силу статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» утрата оснований для получения жилого помещения должна оцениваться по законодательству, действовавшему в момент постановки на учет, а не по законодательству по выбору истца. Кроме того, в 2011 г. супругом Паршиной Г.А. – Паршиным В.А. (третье лицо по делу) был приобретен жилой дом по адресу: ( / / ) общей площадью 48,8 кв.м. Дом приобретен по договору купли-продажи, право собственности зарегистрировано в ЕГРП 20.06.2011. В силу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации указанный дом является совместно нажитым имуществом супругов и на долю Паршиной Г.А. приходится 24,4 кв.м.

Остальные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом путем направления 24.07.2014 судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы составом семьи из двух человек с 14.12.1994 состояли на учете в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. На 01.01.2013 установлена очередь номер 97.

На момент постановки на учет истцы проживали и были зарегистрированы в жилом доме общей площадью 37,4 кв.м., в том числе жилой – 28,9 кв.м., по адресу: ( / / ).

Право собственности на указанный жилой дом было зарегистрировано в БТИ за ( / / ) (отцом истца Сысолятиной М. В. ) на основании договора купли-продажи от 17.01.1972.

В доме, кроме истцов, проживали и были зарегистрированы третье лицо Сысолятина Г.Н. (мать Сысолятиной М. В. ), ( / / )

( / / ) умер, в связи с чем 23.11.1999 был снят с регистрационного учета.

Как следует из материалов дела, права на наследственное имущество (жилой дом ( / / )) после смерти ( / / ) не оформлялись. В жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности, проживали на момент его смерти и проживают в настоящее время его супруга Сысолятина Г.Н. и дочь Сысолятиной М. В. , которые зарегистрированы по месту жительства в этом доме. Кроме них, в доме зарегистрирована по месту жительства истец Паршина (до регистрации брака Сысолятина) Г.А. На каждого из указанных лиц в настоящее время приходится по 12,47 кв.м. общей площади жилого помещения.

Постановлением Главы г.Нижний Тагил от 30.09.2005 № 1112 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Нижний Тагил» установлена учетная норма площади жилого помещения 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Постановлением администрации г.Нижнего Тагила от 17.09.2013 № 2282 Сысолятиной М. В. , Паршиной Г.А. были сняты с очереди в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что на одного члена семьи приходится более учетной нормы общей площади жилого помещения.

В письме от 18.09.2013 Администрация г.Нижнего Тагила указала, что учитывая, что в жилом доме общей площадью 37,4 кв.м. по адресу: ( / / ) в настоящее время зарегистрировано 3 человека, включая истцов, а также то, что супругу Паршиной Г.А. – Паршину В.А. на праве собственности принадлежит часть жилого дома общей площадью 48,8 кв.м. по адресу: ( / / ), истцы обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы, в связи с чем нуждающимися не являются.

Установив указанные выше обстоятельства, руководствуясь статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 5 и 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьями 32, 38, 40 Жилищного кодекса РСФСР, постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», решением Свердловского областного Совета и Федерации профсоюзов Свердловской области от 15.08.1989 № 285/31 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Свердловской области», суд первой инстанции пришел к выводу, что истцы достигли уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения, основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилого помещения по договору социального найма, отпали. Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из учетной нормы в размере 7 кв.м. жилой площади, при этом отклонил довод истцов о том, что к ним должна быть применена учетная норма, установленная Законом Свердловской области «О предоставлении жилища в Свердловской области», в размере 15 кв.м., указав, что данный закон был введен в действие после постановки истцов на учет, следовательно, к рассматриваемым правоотношениям применим быть не может. При таких обстоятельствах суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия, соглашаясь с отсутствием оснований для признания постановления Администрации г.Нижнего Тагила от 17.09.2013 № 2282 в части истцов, о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещения, в то же время не соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к правоотношениям сторон положений Закона Свердловской области «О предоставлении жилища в Свердловской области», устанавливающих учетную норму в размере 15 кв.м.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Учитывая, что истцы были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, то они могут быть сняты с учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе, граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно пункту 7.1. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Свердловской области, утвержденных решением Свердловского областного Совета и Федерации профсоюзов Свердловской области от 15.08.1989 № 285/31, действовавших на момент постановки истцов на учет (14.12.1994), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не свыше 7,0 кв.м.

Указанная норма утратила силу с 01.07.1995 в связи с принятием Областного закона от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области», в соответствии со статьей 9 которого нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 15 кв.м. общей площади.

Таким образом, учитывая, что 14.12.1994 истцы были признаны нуждающимися в жилых помещениях в связи с тем, что не были обеспечены необходимой жилой площадью, с 01.07.1995 была изменена учетная норма, при этом истцы также являлись нуждающимися в жилых помещениях (37,4 : 4 = 9,35 кв.м. при учетной норме 15 кв.м.), собственник жилого дома ( / / ) умер в 1999 г., после введения в действие Областного закона от 04.05.1995 № 14-ОЗ, после его смерти в жилом доме ( / / ) проживало 3 человека, на каждого из них приходилось по 12,4 кв.м., следовательно, истцы имели право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и после 01.07.1995, несмотря на то, что обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи увеличилась.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает неверным вывод суда первой инстанции о том, что установленная Областным законом от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области» учетная норма в размере 15 кв.м. не может применяться к истцам в связи с тем, что на учет они были поставлены до введения указанного закона в силу.

Однако, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Из материалов дела следует, что истец Паршиной Г.А. состоит в браке с 17.07.2009 с третьим лицом по делу Паршиным В.А., что подтверждается копией свидетельства о браке от 17.07.2009.

Из материалов дела также следует, что Паршину В.А. на праве собственности принадлежит часть жилого дома (48,8 кв.м.), расположенного по адресу: ( / / ). Право собственности зарегистрировано 20.06.2011 на основании договора купли-продажи от 23.05.2011.

Учитывая, что брак между Паршиной Г.А. и Паршиным В.А. не расторгнут, то в силу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации является общим совместным имуществом супругов.

К письменным возражениям третьего лица Паршина В.А. (л.д. 49, 95), представленным в суд первой инстанции, о том, что семейные отношения между ним и Паршиной Г.А. прекращены в 2011 г., совместное хозяйство между ними не ведется, место жительства Паршиной Г.А. ему не известно, дом ( / / ) приобретен им за счет личных денежных средств, полученных от продажи квартиры по ( / / ), которую ему подарил его отец, судебная коллегия относится критически, учитывая, что до настоящего времени брак между Паршиными в установленном законом порядке не расторгнут, письменных доказательств, достоверно подтверждающих тот факт, что указанный жилой дом принадлежит на праве собственности лишь Паршину В.А. не представлено. При этом между Паршиными отсутствует брачный договор либо соглашение о разделе имущества.

Таким образом, судебная коллегия, при отсутствии доказательств достоверно подтверждающих иное, приходит к выводу, что Паршиной Г.А. в силу статей 34, 39 Семейного кодекса Российской Федерации принадлежит 1/2 доля в части жилого дома площадью 48,8 кв.м. по адресу: ( / / ), следовательно, ей принадлежит 24,4 кв.м.

При таких обстоятельствах, обеспеченность истцов площадью жилого помещения составляет 20,6 кв.м. (37,4 + 24,4) : 3), что превышает учетную норму установленную статьей 9 Областного закона от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области».

Кроме того, истец Паршиной Г.А. в любом случае, является ли указанный дом ее общим совместным имуществом с Паршиным В.А. либо собственностью только Паршина В.А., имеет в силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации право пользования данным домом, как член семьи Паршина В.А., учитывая, что брак между ними до настоящего времени не расторгнут. Следовательно, и в этом случае площадь части жилого дома в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР должна учитываться при определении нуждаемости Паршиной Г.А. в жилом помещении, а, следовательно, и нуждаемости Сысолятиной М. В. (37,4 : 3 х 2) + (48,8 : 2) = 49,2 : 2 = 24,6 кв.м. на каждого истца).

Довод истцов о том, что Паршин В.А. совместно с истцами не проживает, членом их семьи не является, следовательно, принадлежащее ему жилое помещение не должно учитываться при определении нуждаемости истцов, судебная коллегия находит несостоятельным по указанным выше основаниям, учитывая, что брак между Паршиными до настоящего времени не расторгнут.

Таким образом, истцы обоснованно сняты с учета нуждающихся в жилых помещения в связи с тем, что отпали основания для предоставления им жилого помещения (пункт 1 часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР), следовательно, постановление Администрации г.Нижнего Тагила от 17.09.2013 № 2282 в части снятия истцов с учета нуждающихся в жилых помещениях является законным.

Сам по себе неверный факт указания в данном постановлении правовой нормы, на основании которой истцы были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, а именно пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, вместо пункта 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, не является основанием для признания указанного постановления незаконным.

Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 08.04.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.П. Москаленко

Судьи А.С. Коренев

О.В. Ильина

33-10656/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Паршина (Сысолятина) Г.А.
Сысолятина М.В.
Ответчики
Администрация г. Н-Тагила
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Ильина Ольга Владимировна
29.08.2014Судебное заседание
05.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2014Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее