Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-33/2022 (2-2050/2021;) ~ М-1517/2021 от 30.06.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2022 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.

при помощнике судьи Степановой С.Б.,

с участием прокурора Ленева В.А.,

представителя ответчика Григорьевой Н.Н. (доверенность от 28.09.21г.),

третьего лица и представителя третьего лица Грибовой С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Бирюза» о взыскании суммы причиненного ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курагинского района обратился в Минусинский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Бирюза» о взыскании суммы причиненного ущерба.

Определением суда от 29 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора были привлечены Грибова С.Л. и МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом».

Определением суда от 28 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора были привлечены ООО «Сибирские дороги» и ООО «Феникс».

Определением суда от 28 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора было привлечено Финансовое управление Администрации Курагинского района.

В исковом заявлении и в судебном заседании прокурор свои требования мотивировал следующим. Прокуратурой района на основании решения о проведении проверки от 01.06.2020 № 74 была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды ООО «Бирюза».

ООО «Бирюза» (ОГРН 1102455000295, ИНН 2455029920) зарегистрировано 11.11.2015 МИ ФНС № 23 по Красноярскому краю; юридический адрес: 662622, Красноярский край, г. Минусинск, гп. Зеленый Бор, ул. Сосновая, д. 13. Место фактического осуществления деятельности: 662910, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Северная, 13. На основании полученных данных с интернет- ресурса (https://pkk.rosreestr.ru/)- публичная кадастровая карта России, по месту фактического осуществления деятельности установлен кадастровый номер указанного земельного участка: 24:23:4610003:48.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО «Бирюза» является Никитин В.А., основным видом деятельности ООО «Бирюза» является торговля оптовая пиломатериалами, дополнительным видом деятельности является распиловка и строгание древесины. По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Бирюза» относится к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, как микропредприятие.

При проведении выездной проверки 04.06.2020 в отсутствии представителя ООО «Бирюза» была обследована территория по адресу: 662910, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Северная- 13, земельный участок с кадастровым номером: 24:23:4610003:48.

В ходе проверки на данной территории установлено нахождение леса круглого хвойного, лиственного, обрезков бревен, досок, коры, опилок, коры с примесью земли. При обследовании установлено, что на земельном участке не имеется площадки для временного накопления отходов, образующихся в процессе изготовления деревянных конструкций, паспортизация отходов не проведена, не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Обрезки бревен, опилки, кора, кора с примесью земли, образуемая в процессе хозяйственной деятельности разбросаны на земельном участке хаотично на почвенном покрове общей площадью 7 735 м2. На территории промышленной площадки расположены: 1 станок лесопереработки и 1 ленточнопильный станок.

Согласно программно- технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, промышленная площадка ООО «Бирюза» по адресу: Красноярский    край,    Курагинский    район, пгт. Курагино, ул. Северная, 13, земельный участок с кадастровым номером: 24:23:4610003:48, поставлен на учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающею среду 01.04.2020 года за № 04-0224-002893-П.

В ходе осуществления деятельности по распиловке и строганию древесины ООО «Бирюза» образуются отходы производства и потребления, согласно ФККО( утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 в виде: опилок, отходов коры, код 3 05 100 01 21 4- относятся к отходам 4 класса опасности; коры, с примесью земли, код 3 05 100 02 29 4- относится к отходам 4 класса опасности; опилок и стружки натуральной чистой древесины, код 3 05 291 11 20 5- относятся к отходам 5 класса опасности.

ООО «Бирюза» не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, журналы учета движения отходов отсутствуют.

Совместно с представителями аккредитованной лаборатории КГБУ «ЦРМПиООС» г. Красноярска, на территории промплощадки ООО «Бирюза», расположенной по адресу: Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Северная- 13, земельный участок с кадастровым номером № 24:23:4610003:48, были отобраны пробы почвы для проведения исчисления размера вреда, причинённого почвам, при ведении хозяйственной деятельности ООО «Бирюза».

Исчисление размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, осуществляется по формуле № 2 (п. 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом МПР РФ от 08.07.2010 № 238 (в ред. Приказов Минприроды России от 25.04.2014 № 194 и от 11.07.2018 № 316), зарегистрированной в Минюсте РФ 07.09.2010 № 18364) и определяется по формуле: УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисх х Тх.

При этом, УЩзагр- ущерб от загрязнения; СЗ- степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 Методики; S- площадь загрязнения; Кг- показатель в зависимости от глубины химического загрязнения или порчи почв, который рассчитывается в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики; Kисх - показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики; Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при химическом загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м)..

Согласно пункту 6 Методики: «Степень химического загрязнения зависит от соотношения фактического содержания i-го химического вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв. Соотношение (С) фактического содержания i-го химического вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв определяется по формуле (3).

, (3); где: - фактическое содержание i-го химического вещества в почве (мг/кг); - норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного химического вещества) в качестве значения Xн применяется значение концентрации этого химического вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.».

Согласно протоколу № 10-П результатов измерений(исследований) почвы от 23.06.20г., справки к протоколу результатов измерений(исследований) почвы от 23.06.20г., по результатам проб почвы, отобранных 04.06.20г., на указанном земельном участке установлено превышение содержания по следующим показателям в пробах 29П и 30П: нефтепродукты(С= 10,87), хлорид- ион(С= 1,8), фторид- ион(С= 4,3). Используя формулу № 3(пункт 6 Методики) общее значение С= 16,97( 10,87+ 1,8+ 4,3).

Согласно абзацу 4 пункта 6 Методики, в котором указано, что при значении (С) в интервале от 10 до 20 СЗ принимается равным 3, СЗ= 3.

Площадь загрязненного участка составляет 7 735кв.м..

Кг- показатель в зависимости от глубины химического загрязнения или порчи почв, который рассчитывается в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики, при глубине загрязнения или порчи почвы равном 20см принимается равным-1.

Kисх - показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики, для земель населенных пунктов, за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с Градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, равен- 1,3.

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при химическом загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м), в связи с отнесенностью данного земельного участка к лесостепной зоне, согласно приказу Минприроды от 18.08.14г. № 367, для Южно- Сибирской горной зоны составляет- 700.

Таким образом, размер ущерба, определенный по формуле: УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисх х Тх = 3 х 7 735 Х 1 х1,3 х 700 = 21 116 550 рублей.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 09.07.2020 ООО «Бирюза» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.1 КоАП РФ, юридическому лицу назначено наказание в виде предупреждения.

Согласно ст.42 ЗК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред (ст.74 ЗК РФ).

В силу ч.1 ст.76 ЗК РФ, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими правонарушений.

В соответствии с основными понятиями, используемыми в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требования в области охраны окружающей среды- это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе: земли, недра, почвы (ст.4 № 7-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51 № 7-ФЗ).

Частью 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 75 № 7-ФЗ).

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное    нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 № 7-ФЗ).

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных     экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 № 7-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Нахождение на почвах отходов производства и потребления является причинением вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На ООО «Бирюза», деятельность которого привела к загрязнению земельного участка, лежит обязанность привести земельный участок в первоначальное состояние и, обязанность возместить вред, причиненный окружающей среде.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 77,78 федерального Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», прокурор просит взыскать с ООО «Бирюза» в пользу муниципального образования Курагинский район в счет возмещения причиненного ущерба 21 116 550 рублей в местный бюджет муниципального образования Курагинский район.

Ответчик ООО «Бирюза», действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Григорьеву Н.Н., а также, в своих письменных возражениях на иск, с заявленными требованиями не согласился, свою позицию мотивировал следующим. Ответчик полагает, что требования прокурора не основаны на законе и на имеющих место фактических обстоятельствах, исходя из следующего.

Так, проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды ООО «Бирюза» была проведена на основании решения прокурора Курагинского района от 01.06.20г. № 74, с данным решением представитель ООО «Бирюза» был ознакомлен только 04.06.20г.. С решением был ознакомлен не руководитель ООО или его уполномоченный представитель, а не уполномоченный на это работник ООО- заведующий складом Грибов И.В.. В результате этого, как следует из представленных материалов, выездная проверка, обследование территории и отбор проб производились без участия представителя ООО.

Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации": «Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.».

Таким образом, ООО «Бирюза» стало известно о проведении проверки уже после проведения выездной проверки, обследования территории и отбора проб.

Проверка была проведена в период действия Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг (ред. от 29.12.2021) "О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края" и Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 14.09.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В данный период времени были отменены все плановые и большая часть внеплановых проверок. Кроме того, Письмом Генпрокуратуры России от 15.07.2020 N 40-11-2020 <О плановых контрольных мероприятиях> было указано прокурорам на то, что: «на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых не превышает 200 человек». Таким образом, данная проверка была проведена в период, когда ее проведение не допускалось.

Акт отбора проб почв № 8-п от 04.06.2020г. не соответствует форме акта, утвержденной Приказом Росприроднадзора от 30.04.2014 N 262 (ред. от 20.08.2021) "Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности"; в том числе: к протоколу не приложена схема расположения пробных площадок с нанесением расположения точечных проб с привязкой к источнику загрязнения, указанием номера окружности и азимута места отбора проб(п. 3.2 ГОСТ 16.4.3.01-2017); объединенная проба составлена из менее чем пяти точечных проб(п. 5.3 ГОСТ 17.4.4.02-2017); отсутствуют приложения, предусмотренные ГОСТ 17.4.4.02-2017.

Таким образом, проверка и исследования проведены с нарушениями, не позволяющими объективно установить факт загрязнения почвы на указанном земельном участке.

Кроме того, ответчик полагает также, что прокурором не доказан факт причинения вреда почве деятельностью ООО «Бирюза».

Так, земельный участок, расположенный по адресу: Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Северная- 13, с кадастровым номером № 24:23:4610003:48, не использовался на момент проведения проверки ООО «Бирюза». Арендатором данного земельного участка является физическое лицо- Грибова С.Л.. Ответчик использовал данный участок по договору субаренды от 31.03.17г., который был расторгнут сторонами 15.01.20г. и, с этой даты земельный участок ответчиком не использовался.

Кроме того, по имеющейся у ответчика информации, данный земельный участок ранее использовался ООО «Дороги Сибири», с деятельностью которого, также возможно связано загрязнение земельного участка нефтепродуктами.

Для целей возмещения ущерба необходимо представление в суд доказательств как причинения убытков, так и противоправности действий причинителя вреда и причинно- следственной связи между этими действиями и причиненным ущербом. Полагает, что истцом не представлено надлежащих доказательств того, что негативное влияние на почву обусловлено наличием на ней отходов лесопиления. Таким образом, истцом не доказан факт загрязнения почвы ответчиком, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. С учетом изложенного, просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Грибова С.Л., действующая также в качестве представителя ООО «Феникс» в судебном заседании пояснила следующее. По договору субаренды от 01.03.15г. ООО «Феникс» приняло в субаренду у арендатора ООО «Сибирские дороги» вышеуказанный земельный участок. Из разговора с представителем ООО «Сибирские дороги» стало известно, что арендатором земельный участок был использован для деятельности, связанной со строительством дорог, в том числе, для хранения машин и оборудования. По договору аренды от 26.12.16г. Грибова С.Л. приняла указанный земельный участок в аренду. На момент передачи ей земельного участка, данный участок находился в гораздо более захламленном состоянии, чем на момент проверки, проведенной в июне 2020 года. Проверок соблюдения природоохранного законодательства с 2015 года по 2020 год, в том числе с отбором проб для проведения химического исследования почвы на данном участке не проводилось. В течение 2016- 2020 годов земельный участок по возможности очищался от отходов лесопиления. После того, как ООО «Бирюза» 15.01.20г. перестало осуществлять деятельность на данном участке, на земельном участке ни она, ни другие лица, ни какой деятельности не вели. На 04.06.20г. на земельном участке оставалось оборудование ответчика, некоторое количество пиломатериалов и имелись опилки; работник ответчик Грибов И.В. охранял вышеуказанное имущество.

Представитель третьего лица Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представители третьих лиц ООО «Сибирские дороги» и Финансового управления Администрации Курагинского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, отзыва на иск и ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не представили.

Выслушав стороны и третьих лиц, а также, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом в ходе рассмотрения дела по существу было установлено следующее.

По договору субаренды от 01.03.15г. ООО «Феникс» приняло в субаренду у арендатора ООО «Сибирские дороги» земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Северная, 13. По договору аренды от 26.12.16г. Грибова С.Л. приняла указанный земельный участок в аренду. На основании договора субаренды от 31.03.17г., данный земельный участок использовался ответчиком- ООО «Бирюза», договор был расторгнут сторонами 15.01.20г. и, с этой даты земельный участок ответчиком, арендатором и иными лицами не использовался.

ООО «Бирюза» (ОГРН 1102455000295, ИНН 2455029920) зарегистрировано 11.11.2015 МИ ФНС № 23 по Красноярскому краю; юридический адрес: 662622, Красноярский край, г. Минусинск, гп. Зеленый Бор, ул. Сосновая, д. 13. Место фактического осуществления деятельности: 662910, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Северная, 13. Основным видом деятельности ООО «Бирюза» является торговля оптовая пиломатериалами, дополнительным видом деятельности является распиловка и строгание древесины. По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Бирюза» относится к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, как микропредприятие.

В своем иске прокурор указал, что при проведении выездной проверки 04.06.2020 в отсутствии представителя ООО «Бирюза» была обследована территория по адресу: 662910, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Северная- 13, земельный участок с кадастровым номером: 24:23:4610003:48. В ходе проверки на данной территории установлено нахождение леса круглого хвойного, лиственного, обрезков бревен, досок, коры, опилок, коры с примесью земли. При обследовании установлено, что на земельном участке не имеется площадки для временного накопления отходов, образующихся в процессе изготовления деревянных конструкций, паспортизация отходов не проведена, не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Обрезки бревен, опилки, кора, кора с примесью земли, образуемая в процессе хозяйственной деятельности разбросаны на земельном участке хаотично на почвенном покрове общей площадью 7 735 м2. На территории промышленной площадки расположены: 1 станок лесопереработки и 1 ленточнопильный станок.

Согласно программно- технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, промышленная площадка ООО «Бирюза» по адресу: Красноярский край,    Курагинский    район, пгт. Курагино, ул. Северная, 13, земельный участок с кадастровым номером: 24:23:4610003:48, поставлен на учет, как объект оказывающий негативное воздействие на окружающею среду 01.04.2020 года за № 04-0224-002893-П.

В ходе осуществления деятельности по распиловке и строганию древесины ООО «Бирюза» образуются отходы производства и потребления, согласно ФККО( утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 в виде: опилок, отходов коры, код 3 05 100 01 21 4- относятся к отходам 4 класса опасности; коры, с примесью земли, код 3 05 100 02 29 4- относится к отходам 4 класса опасности; опилок и стружки натуральной чистой древесины, код 3 05 291 11 20 5- относятся к отходам 5 класса опасности.

В ходе проверки было установлено, что ООО «Бирюза» не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах, журналы учета движения отходов отсутствуют.

Совместно с представителями аккредитованной лаборатории КГБУ «ЦРМПиООС» г. Красноярска, на территории промплощадки ООО «Бирюза», расположенной по адресу: Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Северная- 13, земельный участок с кадастровым номером № 24:23:4610003:48, были отобраны пробы почвы для проведения исчисления размера вреда, причинённого почвам при ведении хозяйственной деятельности ООО «Бирюза».

Исчисление размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ осуществляется по формуле № 2 (п. 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом МПР РФ от 08.07.2010 № 238 (в ред. Приказов Минприроды России от 25.04.2014 № 194 и от 11.07.2018 № 316), зарегистрированной в Минюсте РФ 07.09.2010 № 18364) и определяется по формуле: УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисх х Тх.. Размер ущерба, определен по формуле: УЩзагр = СЗ х S х Кг х.

Ответчик с исковыми требованиями не согласился, заявил вышеперечисленные возражение.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующих норм права.

Согласно ст.42 ЗК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред (ст.74 ЗК РФ).

В силу ч.1 ст.76 ЗК РФ, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими правонарушений.

В соответствии с основными понятиями, используемыми в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требования в области охраны окружающей среды- это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе: земли, недра, почвы (ст.4 № 7-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51 № 7-ФЗ).

Частью 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 75 № 7-ФЗ).

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное    нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 № 7-ФЗ).

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных     экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 № 7-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации": «Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.».

Приказом Росприроднадзора от 30.04.14г. № 262 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности» утверждена форма акта( протокола) изъятия проб, согласно которой, предусмотрено участие при изъятии проб лица, у которого изымаются пробы.

Оценивая установленные судом доказательства, с учетом доводов сторон и вышеприведенных правовых норм, суд приходит к следующим выводам.

Суд соглашается с доводами ответчика, исходя из следующего.

Так, проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды ООО «Бирюза» была проведена на основании решения прокурора Курагинского района от 01.06.20г. № 74, с данным решением представитель ООО «Бирюза» в установленном законом порядке ознакомлен не был. Так, 04.06.20г. с решением был ознакомлен не руководитель ООО, а находившийся на месте проведения проверки работник ООО, не уполномоченный на это обществом с ограниченной ответственностью, что по мнению суда, нарушает требования действующего законодательства РФ, возлагающего обязанность по доведению данного решения до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В данном случае это требование закона исполнено не было.

Также суд соглашается с доводами ответчика о том, что данная проверка была проведена в период действия Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг (ред. от 29.12.2021) "О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края" и Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 14.09.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Указанными нормативными актами были отменены практически все плановые и большая часть внеплановых проверок, данная проверка не входит в число разрешенных. Кроме того, Письмом Генпрокуратуры России от 15.07.2020 N 40-11-2020 <О плановых контрольных мероприятиях> было указано прокурорам на то, что: «на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых не превышает 200 человек».

Как следует из решения о проведении проверки, данная проверка являлась плановой(л.д. 8). Таким образом, данная проверка была проведена в период, когда ее проведение не допускалось и, без надлежащего уведомления представителя проверяемого лица.

Из представленных прокурором документов не ясно, каким образом он определил площадь загрязнения- 7 735 кв.м.. Вывод о такой площади загрязнения не следует ни из одного из представленных доказательств...

Также суд соглашается с доводом ответчика о том, что из Акта отбора проб почв № 8-п от 04.06.2020г. не следует, что объединенная проба составлена из менее чем пяти точечных проб(п. 5.3 ГОСТ 17.4.4.02-2017); что также является нарушением требований действующего законодательства РФ.

Довод ответчика о том, что прокурором не доказан факт причинения вреда почве деятельностью ООО «Бирюза», по мнению суда, основан на материалах дела.

Так, земельный участок, расположенный по адресу: Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Северная- 13, с кадастровым номером № 24:23:4610003:48, не использовался на момент проведения проверки ООО «Бирюза». Арендатором данного земельного участка является физическое лицо- Грибова С.Л.. Ответчик использовал данный участок по договору субаренды от 31.03.17г., который был расторгнут сторонами 15.01.20г. и, с этой даты земельный участок ответчиком не использовался другими лицами. Вместе с тем, довод ответчика о том, что загрязнение земельного участка может быть связано с деятельностью ООО «Дороги Сибири» в судебном заседании не опровергнут.

Как пояснила арендатор земельного участка Грибова С.Л., на момент передачи ей земельного участка, данный участок находился в гораздо более захламленном состоянии, чем на момент проверки, проведенной в июне 2020 года. Проверок соблюдения природоохранного законодательства с 2015 года по 2020 год, в том числе с отбором проб для проведения химического исследования почвы на данном участке не проводилось. В течение 2016- 2020 годов земельный участок по возможности очищался от отходов лесопиления. Доказательств обратного в суд не представлено.

Как следует из ответа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 24.11.21г. в период с 2015 года по июнь 2021 года на указанном земельном участке проверки соблюдения природоохранного законодательства не проводились(л.д. 139).

При таких обстоятельствах в суд не представлено также доказательств того, что химическое загрязнение почвы было вызвано именно деятельностью ответчика.

Таким образом, суд полагает, что проведенная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства была проведена с явными нарушениями прав проверяемого лица, исключающими его возможность принимать участие в данной проверки, с иными нарушениями требований действующего законодательства, наличие которых не позволяет достоверно установить факт загрязнения почвы на указанном земельном участке, площадь загрязнения и вину в этом загрязнении ответчика.

Для целей возмещения ущерба необходимо представление в суд доказательств как причинения убытков, так и противоправности действий причинителя вреда и причинно- следственной связи между этими действиями и причиненным ущербом. Суд приходит к выводу о том, что таких доказательств суду истцом представлено не было.

При таких обстоятельствах, суд полагает не доказанным факт причинения ответчиком указанного в иске прокурора ущерба окружающей среде.

Учитывая изложенное, суд полагает заявленные прокурором исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Бирюза» о взыскании суммы причиненного ущерба- отказать.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующий:

2-33/2022 (2-2050/2021;) ~ М-1517/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Курагинского района
Ответчики
ООО "Бирюза"
Другие
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Администрация Курагинского района
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Дудусов Дмитрий Алексеевич
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
30.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2021Передача материалов судье
01.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2021Подготовка дела (собеседование)
20.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.09.2021Предварительное судебное заседание
28.10.2021Подготовка дела (собеседование)
28.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.11.2021Предварительное судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее