Дело № 2-1887/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Амурск Хабаровский край 17 сентября 2012 года
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,
при секретаре Грицан Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску Назаренко А.Г. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:Назаренко А.Г. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что является членом семьи собственника Назаренко Н.С. "Адрес".
С "Дата" по "Дата" ответчик выставлял ему счета на оплату электроэнергии, включая в них помимо оплаты электроэнергии, потреблённой в ее жилом помещении, в объёмах определенных на основании индивидуального прибора учета, и часть электроэнергии, потреблённой во всём доме, определённой расчетным путем, на основании показаний ОДНУ (Общедомового прибора учета) - ОДН (расходы на общедомовые нужды).
Считает, что действия ответчика нарушают его права как потребителя и противоречат действующему законодательству.
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, требуя:
- признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Назаренко А.Г., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с "Дата" по адресу "Адрес";
-возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Назаренко А.Г. и зачесть "Сумма" в счет будущих платежей за электроэнергию;
- запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» впредь, до принятия собственниками помещений дома "Адрес" решения о выборе непосредственной формы управления, начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Назаренко А.Г. по адресу "Адрес" плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.
Заявленные требования мотивировал тем, что ответчиком незаконно был установлен общедомовой прибор учёта электрической энергии (ОДПУ), после чего ОАО «ДЭК» также незаконно стало выставлять ему счета на оплату электроэнергии с учётом электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды, что причинило ему убытки.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал (л.д.19,21).
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил возражения по исковому заявлению, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.20,35-36).
Представитель третьего лица, извещенный судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на указанное заявление, просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.22-23).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие истца, ответчика, третьего лица.
Ответчик с заявленными исковыми требованиями не согласился в части признания незаконной установки общедомового прибора учета по адресу "Адрес" запрета ОАО «ДЭК» вновь начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых Назаренко А.Г. по адресу "Адрес" плату за потребленную электроэнергию на общедомовое потребление, по основаниям, указанным в письменном отзыве, согласно которому ОАО «ДЭК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии и осуществляет её поставку на основании публичных договоров. Обязанность по заключению договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) возложена на управляющую компанию. Между Управляющей компанией и ОАО «ДЭК» заключен договор энергоснабжения, по условиям которого Управляющая компания делегировала ОАО «ДЭК» право начислять и взимать плату за энергоснабжение непосредственно с потребителей. В этой связи ОАО «ДГК» выставлял гражданам платежные документы с начислением платы, в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета (ОДПУ), установленного на границе раздела балансовой принадлежности сетей. Приобретение данного ОДПУ производилось за счет средств гарантирующего поставщика ОАО «ДЭК» и в отношении собственников и нанимателей данного дома носило безвозмездный характер, расходы были учтены в рамках инвестиционной программы, и были заложены в тариф и учтены при его утверждении Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. Установка ОДПУ осуществлялась силами сетевой организации. Считают, что решение о незаконности установки ОДПУ может быть вынесено судом в случае нарушения технических регламентов, установленных нормативными документами в области учета электроэнергии. Бремя расходов и содержания ОДПУ собственники дома, где проживает истец, не несут, права и интересы жильцов этого дома не нарушены.
К тому же, коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307). Исходя из определения ОДПУ, его статус определяется не принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования.
Кроме того, заявление истцом исковых требований в отношении будущего периода, ОАО «ДЭК» считает, незаконным, поскольку с учетом положений ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.07.2012 г. согласие собственников жилых домов на установку ОДПУ силами ресурсоснабжающей организации не требуется.
Указали, что п.3 ст.161 ЖК РФ предусмотрено право собственников помещений в МКД на изменение в любое время способа управления МКД на основании его решения на общем собрании собственников, в том числе на способ управления МКД – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме, лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие, в том числе, электроснабжение, несут ответственность перед собственниками помещений за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Начиная с 01.07.2012 г. многоквартирные дома должны быть оснащены ОДПУ в обязательном порядке. В связи с чем, признание судом незаконной установки ОДПУ в доме, где проживает истец, затрагивает интересы иных граждан, кроме истца, проживающих в данном доме. Повторная установка ОДПУ потребует возмещения расходов на его установку всеми собственниками жилого дома в принудительном, а не обязательном порядке.
ОАО «ДЭК» считает установку ОДПУ в доме, где проживает истец, законной, и не нарушающей прав граждан, проживающих в данном доме; просит суд в данной части заявленных исковых требований истцу отказать, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме (л.д.35-36).
Будучи извещённым о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представитель ООО УО «Микрорайон» в суд не явился. Директор ООО УО «Микрорайон» просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, направила письменный отзыв, в котором указано, что ООО УО «Микрорайон» на основании договоров с собственниками жилых помещений управляет домом, в котором проживает истец. Управляющей организацией, для целей оказания собственникам и нанимателям помещений МКД коммунальной услуги «электроснабжение», которая включает в себя использование электроэнергии как для внутриквартирных потребностей, так и общедомовых нужд, с ОАО «ДЭК» заключен договор энергоснабжения от 19.10.2010 № 3202.
Указанный договор заключен в соответствии с требованиями пункта 89 Правил № 530, определяющими, что приобретение энергии на энергообеспечение жилых помещений дома и на общедомовые нужды осуществляется на основании единого договора.
Согласно п. 1., ст. 157 ЖК РФ и п. 7 Правил № 307 стоимость энергии, отпущенной на места общего пользования, является составной частью размера вносимой собственниками помещений дома платы за коммунальные услуги. Это также подтверждает неделимый характер отношений по энергообеспечению жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома. Вывод об этом сделан Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа (Постановление от 07.09.2010 г. № ФОЗ - 6242/2010).
По условиям обсуждаемого договора «гарантирующему поставщику» делегировано право на совершение необходимых юридических и фактических действий по определению объемов потребляемых энергоресурсов, размера их оплаты для каждого потребителя, на получение платы от потребителей. Также ОАО «ДЭК» уполномочено осуществлять формирование, печать и доставку счет - квитанций потребителям от своего имени. Распределение функций между сторонами договора не противоречит действующему законодательству.
Согласно жилищному законодательству собственники помещений МКД обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества. Стоимость электроэнергии потребленной для общедомовых нужд является частью указанных выше расходов.
Плата за жилье управляющей организацией начисляется согласно тарифам, установленным постановлением главы городской администрации на соответствующий год. Стоимость объемов электрической энергии, потребляемой жильцами для общедомовых нужд в структуру тарифов не входит.
Из совокупности обстоятельств следует, что ответчиком – ОАО «ДЭК», на основании договора энергоснабжения № 3202, предъявлена к оплате истцу стоимость его доли от объема электроэнергии потребленной для общедомовых нужд, как части расходов на содержание общего имущества, обязательных для оплаты собственником помещения.
Многоквартирный дом, где проживает истец, оснащен измерительным комплексом электрической энергии – общедомовым прибором учета.
Решение об установке ОДПУ, а также его включение в состав общего имущества многоквартирного дома, общим собранием собственников помещений не принималось.
Документами по установке прибора учета и вводу его в эксплуатацию управляющая организация не располагает.
Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязывает собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона обеспечить оснащение таких домов приборами учета, в т.ч. электрической энергии. Также обязаны обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; ресурсоснабжающие организации с 01.07.2010 обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют.
Обязательность решения собственниками помещений вопросов, связанных с установкой общедомового прибора учета, в рамках их общего собрания, законодательством не установлена.
В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, одним из элементов которой является общедомовой прибор учета электрической энергии. Согласно п.п.а п.1 указанных Правил, состав общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме определяется в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества. Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по оплате, в последующем, стоимости общедомового прибора учета, установленного в отсутствие решения об этом общего собрания, свидетельствует не в пользу обязательности наличия решения об этом. В соответствии с п. 4.9 договора управления, в случае оборудования дома приборами коллективного (общедомового) учета, собственники оплачивают коммунальные услуги в соответствии с правилами оплаты коммунальных услуг по показаниям данных приборов (л.д.22-23).
В судебном заседании установлено, что истец действительно является членом семьи собственника квартиры расположенной по адресу "Адрес", что подтверждается справкой МУП «Амурский расчетно-кассовый центр» от 31.07.2012, свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 6,7).
Дом, в котором проживает истец, управляется ООО «УО «Микрорайон», действующего на основании устава, являющегося юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законом, типового договора управления многоквартирным домом (л.д.24-34).
Филиал ОАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» входит в состав ОАО «ДЭК» и действует на основании Положения о филиале, утвержденного 09.02.2007, ОАО «ДЭК» является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законом (л.д.57-105);
19.10.2010 года между ООО «УО «Микрорайон» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения № 3202, согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» обязалось осуществлять ООО «УО «Микрорайон» продажу электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО «УО «Микрорайон» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов (перечень которых указан в приложениях).
Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Из пункта 1.3 Договора следует, что ООО «УО «Микрорайон» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям от своего имени (л.д.30-34,38-56). Являющийся приложением к указанному договору перечень домов в суд не предоставлен. При таких обстоятельствах судом вышеуказанный договор не может быть принят во внимание как имеющий отношение к настоящему делу.
За указанный истцом период ему начислялись и выставлялись к оплате счета, в том числе за электроэнергию, потребленную на ОДН, в размере, указанном в исковом заявлении.
Данное обстоятельство подтверждается квитанциями (л.д.8-13) и не оспаривается ответной стороной, из которых следует, что "Сумма" оплачено истцом за общедомовое потребление электроэнергии. В течение указанного истцом времени в счетах на оплату электрической энергии ответчиком дополнительно к требованиям об оплате электроэнергии, потребленной в квартире, выставлялись требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома за вышеуказанный период, что подтверждается представленными квитанциями.
С доводами ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям:
Ст.151 ЖК РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
Ч.7 ст.155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ ч. 7 ст. 155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст.157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
В соответствии с п. 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В данном случае
- ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, коммунального ресурса - электрической энергии,
- управляющая компания ООО «УО «Микрорайон» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома,
- истец является потребителем этой услуги.
Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истец обязан вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УО «Микрорайон», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.
ОАО «ДЭК» по смыслу вышеуказанных правовых норм не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истцу квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям соответствующей коммунальной услуги.
Расчет размера платы за коммунальные услуги (в данном случае платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды) является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).
Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (ч.2 ст.162 ЖК РФ).
Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.
При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).
Эта обязанность предусмотрена пунктом 89 названных Правил, а также подпунктом «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:
- оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;
- использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);
- для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусматривает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Законность положений указанного пункта Правил подтверждена решением Верховного Суда РФ от 6.10.2008 г. № ГКПИ08-1704.
Однако с учетом содержания пункта 89 указанных Правил право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.
Оплату же остальной электроэнергии, – использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.
Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.
Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно ст. ст.161, 162 ЖК РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.
В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
В то же время, в силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно третье лицо (управляющая организация) как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме,
Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истцу начисления в счёт оплаты электроэнергии на ОДН в требуемом истцом размере подлежат зачету в счёт будущих платежей за электроэнергию, потребляемую в квартире.
Заключенный ответчиком и третьим лицом вышеуказанный договор энергоснабжения, как противоречащий закону в силу ст.ст. 166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части условия, касающегося передачи управляющей компанией энергоснабжающей организации полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома (в данном случае истице) платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией (ОАО «ДЭК»).
Письменный договор с потребителем Назаренко А.Г., либо с собственником Назаренко Н.С., об оказании соответствующей услуги с указанием в нём сведений о применяемых приборах учёта, на основании показаний которых ответчик осуществляет расчёты с истцом, ни ответчиком, ни третьим лицом не заключался.
По смыслу закона заключенным является договор (независимо от оформления его в письменном виде) на предоставление соответствующего коммунального ресурса (электроэнергии) непосредственно в жилое помещение потребителя.
Расчёты за электроэнергию, расходуемую на ОДН МКД, при отсутствии письменного договора с собственниками помещений МКД (в данном случае с членом семьи истца – собственником Назаренко Н.С.) поставщик (ответчик) должен осуществлять с управляющей организацией.
Стороной по приложенному ответчиком к отзыву договору, по условиям которого ответчик является поставщиком и электроэнергии на ОДН, в котором должны быть указаны данные ОДПУ, по показаниям которого должны осуществляться расчёты между ответчиком и третьим лицом, Назаренко А.Г. либо Назаренко Н.С. не являются.
Иные доводы, содержащиеся в возражениях ответчика и третьего лица на иск, не могут быть приняты судом во внимание как основание к отказу в удовлетворении законных и обоснованных требований истца за счёт ОАО «ДЭК», поскольку сводятся к неверному толкованию подлежащих применению в данном деле правовых норм, даваемому без учёта их места в системе действующего правового регулирования существующих правоотношений участвующих в деле лиц.
Поскольку ответчиком необоснованно начислялись и выставлялись к оплате счета на электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за вышеуказанный период, требование истца о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электрическую энергию путем зачета оплаченной суммы за общедомовое потребление электроэнергии в размере "Сумма" подлежит удовлетворению.
Требование истца о признании незаконной установки ОДПУ по адресу: "Адрес" суду не предъявлялось, поэтому возражения ответчика в данной части суд не принимает во внимание.
Требование о запрете ответчику в дальнейшем начислять истцу плату за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома суд также не находит подлежащим удовлетворению. Согласно части третьей статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку жилищным законодательством для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (ч.8 ст. 155 ЖК РФ), а также для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч.7.1 ст.155 ЖК РФ) предусмотрена возможность оплаты услуг ресурсоснабжающим организациям, то в случае изменения способа управления многоквартирным домом или принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений, изменится и порядок оплаты истцом сумм за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. Также ответчик и управляющая компания вправе заключить агентский договор, по которому ОАО «ДЭК», оказывая услуги управляющей компании, будет вправе совершать определенные действия, например, указывать в квитанциях суммы оплат.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», вступившим в законную силу в "Дата" предусмотрена возможность заключения управляющей компанией договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями. Существенным условием договора является, среди прочих, порядок оплаты коммунального ресурса.
Согласно ст.25 названного Постановления при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством РФ. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах суд не вправе запретить ответчику осуществлять определенные действия относительно тех гражданских прав, которые могут возникнуть в будущем.
Кроме того, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г.N354, вступившими в законную силу с 01.09.2012 (далее – Правила), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (п. 6 Правил).Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 7 Правил). Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 34 Правил потребитель обязан, в том числе, в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Судом установлено, что истец как потребитель пользуется коммунальной услугой по энергоснабжению как в квартире собственника, членом семьи которого он является, так и в многоквартирном доме, в котором он проживает, доказательств обратного суду не представлено.
Суду также не представлено доказательств изменения формы управления многоквартирным "Адрес" Изменение формы управления указанным домом является правом собственников жилых помещений, может возникнуть в будущем, поэтому суд не вправе возлагать на ответчика запрет на будущее в части возможных будущих прав и обязанностей сторон при правоотношениях по потреблению и оплаты электроэнергии.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере "Сумма".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Назаренко А.Г. удовлетворить частично.
Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Назаренко А.Г., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с "Дата" по "Дата" по адресу "Адрес".
Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Назаренко А.Г. путем зачета "Сумма" в счет будущих платежей за электроэнергию.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания в пользу бюджета Амурского муниципального района госпошлину в размере "Сумма".
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения.
Судья Решение вступило в законную силу: 18.10.2012