2-3691/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2014 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Соколинской О.С.,
при секретаре судебного заседания Шевчук Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Щ, З и Е, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Нёмовны, Г к Администрации --, Министерству социальной защиты населения -- и Министерству финансов -- о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия), установлении факта проживания в доме в период чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата,
у с т а н о в и л:
Щ, З и Е, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей Нёмовны, Г обратились в суд с исковым заявлением к Администрации --, Министерству социальной защиты населения -- и Министерству финансов --, в котором просят признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия), установить факт их постоянного проживания в доме в период чрезвычайной ситуации и обязать включить в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании свои требования истцы Щ, З и Е, мотивировали тем, что на основании договора купли-продажи от -- Щ приобретен жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: --. -- Щ получила свидетельства о государственной регистрации права на указанные объекты. Фактически они все вместе проживали по данному адресу с 2003 года, данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей, допрошенных у судебном заседании, так как дом они выкупали у родственников постепенно. Цена определенная в договоре купли-продажи от -- (20000 рублей) указана, так как согласована была между продавцом и покупателем еще в 2003 году. В июле-августе 2013 года, когда произошло подтопление, они неоднократно обращались в комиссию по установлению ущерба, но были отправлены за оформлением документов.
В августе 2013 года из-за подъема уровня воды в реке Зея произошло подтопление их жилого дома. Согласно акта и заключения межведомственной комиссии от -- -- жилой дом подтоплен в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшего в 2013 году на территории --, непригоден для проживания. Согласно заключения ООО Проектно-строительное объединение «Благовещенскпроект» состояние дома аварийное.
Они обратились с заявлением о получении мер социальной поддержки, с целью приобретения нового жилого помещения в Министерство социальной защиты населения в сентябре 2014 года, однако им было отказано, поскольку они не были зарегистрированы в доме на момент объявления чрезвычайной ситуации в 2013 году, Щ стала собственником жилого помещения --, Щ, Е зарегистрированы в доме с --, З с --, у Щ имеется в собственности другое жилое помещение в --, а также не подтверждено, что внуки Г, Н являются членами семьи собственника жилого помещения. В собственности Щ имеется пригодное для проживания жилое помещение по адресу: --, которое она сдает в найм.
В связи с чем, истцы обратились с данными требованиями в суд.
В судебном заседании представитель администрации -- К, действующая на основании доверенности, пояснила, что администрация не согласна с требованиями, поскольку в момент объявления чрезвычайной ситуации истцы не были зарегистрированы в спорном жилом помещении, Щ стала собственником жилого помещения согласно договора купли-продажи от -- только с момента его государственной регистрации, то есть с --. При приобретении жилого помещения Щ знала, что жилое помещение находится в таком состоянии. Поэтому акт и заключение от -- межведомственной комиссии, которые подтверждают, что жилое помещение является непригодным для проживания в связи с длительным нахождением воды в подполье, что привело к высокому проценту износа и биологическому разрушению деревянных конструкций пола, снижению теплотехнических характеристик наружных стен, не являются основанием для предоставления мер социальной поддержки в виде выплат на приобретение или строительство нового жилья. Кроме того, как следует из пояснений истцов в судебном заседании с заявлениями о выплате им денежных средств (единовременной материальной помощи), об обследовании жилого помещения в 2013 году после объявления чрезвычайной ситуации в установленном законном порядке они не обращались. Учетного дела на данную семью или семью предыдущих собственников жилого помещения в администрации не заводилось. Из пояснений свидетелей, допрошенных в судебном заседании, следует, что они обращались в администрацию за соответствующими выплатами, получали их, почему семья истцов не обращалась за выплатами, не знают. Просит в иске отказать.
Представители ответчиков Министерства --, Министерства социальной защиты населения -- в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщили.
Согласно письменного отзыва представленного Министерством социальной защиты населения --, ответчик не согласен с требованиями, поскольку истцами не представлены доказательства их проживания в спорном жилом помещении на момент объявления чрезвычайной ситуации, право собственности у Щ возникло только в июне 2014 года. Данное обстоятельство дает основание полагать, что собственнику на момент приобретения жилого помещения было известно о состоянии жилого помещения, а именно: о его непригодности для проживания. Просит в иске отказать и рассмотреть материалы дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав пояснения истцов, представителя администрации, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.
Рассматривая требования истцов о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия), установлении факта проживания в доме в период чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, суд не находит оснований к их удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что семьи Ж, Х не обращались с заявлениями на имя -- и главы администрации -- о выплате им, с их слов проживающим по адресу: --, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (наводнения) произошедшего в --, единовременной материальной помощи после объявления чрезвычайной ситуации (--). Учетного дела на данную семью, как и семью предыдущего собственника жилого помещения по адресу: -- в администрации не заводилось.
Согласно договора купли-продажи от -- Щ купила у Ш жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: --.
Указанные жилой дом и земельный участок принадлежали продавцу Ш на основании свидетельств о праве на наследство по закону № р-№2419, р--- от --.
Договор купли-продажи зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --, что подтверждается свидетельствами от --.
Согласно сведений паспортных данных истцов Щ З, Е на момент объявления чрезвычайной ситуации -- в связи с наводнением, произошедшим в июле-августе на территории -- имели постоянную регистрацию в городе Свободном по адресу: пер. Речной --, в том числе Щ с --, З с --, Е с --.
Межведомственной комиссией обследовано спорное жилое помещение (--) истца Щ, согласно акта и заключения -- от -- дом непригоден для проживания, в результате ухудшения состояния здания в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в период с 05 по --, снижением до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций.
Согласно заключения ООО Проектно-строительное объединение «Благовещенскпроект» состояние дома аварийное.
Из пояснений истца Щ в судебном заседании судом достоверно установлено, что в ее имеется пригодное для проживания жилое помещение по адресу: --, которое она сдает в найм.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», предусматривающих принятие мер по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а также выделение средств на строительство нового жилья взамен утраченного, постановлением -- от -- -- утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер социальной поддержки на цели строительства и приобретения жилья.
В силу пункта 2 настоящих Правил (в редакции постановления -- от -- № 57) право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами
Из требований приведенных правовых актов следует, что указанные меры социальной поддержки на цели строительства и приобретения жилья имеют граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, признанным аварийным либо утраченным в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, не имеющие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Таким образом, указанное правовое регулирование направлено на осуществление социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений именно в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2013 года на территории --, в целях компенсации вреда, причиненного им вследствие такой чрезвычайной ситуации.
Обстоятельства признания непригодным для проживания жилого помещения, устанавливаются межведомственной комиссией в соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации -- от --.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению, поскольку истцами не представлено суду достаточных и достоверных доказательств, что на момент объявления чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшего на территории -- они проживали в доме по --.
Акт и заключение -- от -- межведомственной комиссии, обследовавшей спорное жилое помещение (--) истца Щ, согласно которым дом непригоден для проживания, в результате ухудшения состояния здания в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в период с 05 по --, снижением до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций, по мнению суда, не являются основанием для предоставления истцам мер социальной поддержки в виде выплат на приобретение или строительство жилья, предусмотренных для граждан, лишившихся жилых помещений именно в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2013 года на территории --, в целях компенсации вреда, причиненного им вследствие такой чрезвычайной ситуации, поскольку жилое помещение приобретено Щ спустя девять месяцев с момента объявления чрезвычайной ситуации.
В связи с чем, у суда отсутствуют основания для признания за истцами права на получение мер социальной поддержки в виде выплат на приобретение или строительство жилья, включения их в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения соответствующего свидетельства.
При таких обстоятельствах, требования истцов не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Щ, З и Е, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Нёмовны, Г к Администрации --, Министерству социальной защиты населения -- и Министерству финансов -- о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия), установлении факта проживания в доме в период чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд -- в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено --.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Судья Свободненского
городского суда О.С.Соколинская