Решение по делу № 2-645/2019 ~ М-594/2019 от 28.03.2019

                                             №2-645/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 мая 2019 года                      село Иглино

    Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием помощника прокурора Иглинского района Республики Башкортостан Ахметшиной Я.Т.,

истцов Мустафиной Н.Ю., Федорова С.Ю., Мустафиной Г.Р., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Мустафина Т.Х., Мустафина Р.Р.,

представителя ответчика администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района Иглинский район РБ Пащенко Н.В.,

при секретаре Мороз Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании расселить из аварийного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании расселить из аварийного жилого помещения, указывая в обоснование, что проведенной прокуратурой района проверкой на основании обращения ФИО5 в деятельности администрации сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ выявлены нарушения законодательства в сфере аварийного жилищного фонда. Так, постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым многоквартирный дом по адресу: РБ, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем включен в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2015 годы. В соответствии с п. 64 вышеуказанной адресной программы аварийный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, подлежал переселению в феврале 2014 года, планируемая дата сноса – апрель 2014 года. Кроме того, из названного пункта следует, что из указанного аварийного дома подлежат переселению 2 квартиры.     При этом проверкой установлено, что ФИО5, ФИО3, ФИО6 С.Ю., несовершеннолетним ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение , расположенный по адресу: РБ, <адрес>. Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Истец полагает, что указанный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, проживание в нем создает угрозу жизни и здоровью ФИО5, ФИО3, ФИО6 С.Ю., несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, администрацией сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района <адрес> другое жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу им не предоставлено. С учетом изложенного истец просит суд обязать администрацию сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ расселить ФИО5, ФИО3, ФИО6 С.Ю., несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, <адрес>.

В ходе судебного заседания помощник прокурора ФИО9 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Истцы ФИО3, ФИО6 С.М., ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 исковые требования прокурора поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> РБ ФИО7 с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Представители третьих лиц: администрации муниципального района <адрес> РБ, Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре, Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8, части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).

В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В развитие приведенных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как установлено судом, истцы ФИО5, ФИО3, ФИО6 С.Ю., ФИО1, ФИО2 на основании решения Иглинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ являются сособственниками (каждый в 1/5 доли) жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, <адрес>.

Право общей долевой собственности истцов на указанное жилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными в суд свидетельствами о государственной регистрации права собственности.

Многоквартирный жилой <адрес>, состоящий из трех квартир, в котором расположена принадлежащая истцам <адрес>, включен в региональную адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2013-2015 года от ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год, утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ .

Также установлено судом и не оспаривалось сторонами, что жильцы двух квартир: и в рамках адресной программы по переселению из аварийного жилого помещения были обеспечены жилым помещением, что подтверждается представленными в суд договорами мены.

Жильцы же <адрес> указанном многоквартирном доме, как следует из ответа и.о. главы сельского поселения Иглинский сельский совет МР <адрес> РБ ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ , не были включены в адресную программу и не расселены из аварийного жилья в связи с тем, что не представили правоустанавливающие документы на жилое помещение (свидетельство о государственной регистрации права собственности), а также техническую документацию на квартиру. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствовали сведения о занимаемой истцами квартире в связи с чем не имелось возможности определить площадь спорной квартиры и включить ее в адресную программу.

Таким образом, истцы, являясь собственниками жилого помещения, находящегося в жилом доме, признанного в установленном законом порядке аварийным, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имели право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Вместе с тем, предоставлению процессу предоставления собственникам жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным, предшествует административная процедура.

В частности, обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу части 11 той же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый часть 1 статьи 6, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16).

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 162 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по строительству и архитектуре", Госкомитет в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает и вносит в Правительство Республики Башкортостан проекты законов и иных нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, в том числе государственных программ Республики Башкортостан, предложения по участию республики в федеральных программах; после утверждения - участвует в их реализации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов муниципальными образованиями Республики Башкортостан утверждена прилагаемая Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, государственным заказчиком которой является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, разработчиком - Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, а Госстрой РБ и администрации городских округов и городских поселений РБ.

Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ, администрацией муниципального района <адрес> РБ, администрацией сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> РБ заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального района <адрес> РБ на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресной программы РБ.

Согласно данному Соглашению Министерство обязуется доводить до администрации объемы бюджетных ассигнований Фонда и Республики Башкортостан, администрация обязуется направлять субсидии в бюджет сельских поселений Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> РБ, администрация сельского поселения обязуется использовать субсидии по целевому назначению для перечисления их на осуществление мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в порядке и в сроки, предусмотренные жилищным законодательством.

Таким образом, анализ изложенного свидетельствует о том, что администрация сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> РБ за счет бюджетных ассигнований, выделяемых Министерством, осуществляет мероприятия по предоставлению собственникам жилых помещений взамен признанного авариным лишь в отношении тех жилых помещения, которых включены в адресную программу в качестве аварийного.

Между тем, в данном случае, многоквартирный жилой дом, по адресу: РБ, <адрес>, хотя и признан аварийным, однако, в адресной программе имеются сведения о количестве расселяемого жилого помещения лишь в отношении двух квартир. Сведения о <адрес> указанной адресной программе отсутствуют.

Бюджетные ассигнования Фонда и Республики Башкортостан в администрацию сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> РБ на приобретение истцам жилого помещения взамен принадлежащего им жилого помещения не направлялись.

При изложенных обстоятельствах, у администрации сельского поселения отсутствуют правовые основания для приобретения истцам жилого помещения и расселения их из занимаемого ими жилого помещения.

Суд полагает, что избранный прокурором <адрес> РБ способ защиты об обязании администрации сельского поселения Иглинский сельский совет МР <адрес> РБ по расселению истцов из аварийного жилого помещения фактически направлен на обязание ответчика предоставить истцам иное жилое помещение тогда, как соответствующая процедура признания истцов имеющими право на расселение из аварийного жилого помещения не была соблюдена. Кроме того, возложение обязанности сельскому поселению приобрести жилое помещение в отсутствии соответствующего финансирования может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств, что представляется недопустимым.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> РБ следует отказать в связи с их необоснованностью.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании расселить из аварийного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                              Р.Р.Сафина

2-645/2019 ~ М-594/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мустафина Наиля Юрисовна
Федоров Святослав Юрьевич
Мустафина Гульнара Ринатовна
Прокурор Иглинского района Республики Башкортостан
Ответчики
Администрация сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района Иглинский район РБ
Другие
Администрация муниципального района Иглинский район РБ
Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ
Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре
Суд
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Сафина Р.Р.
Дело на сайте суда
iglinsky--bkr.sudrf.ru
28.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2019Передача материалов судье
01.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2019Подготовка дела (собеседование)
16.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2019Дело оформлено
25.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее