Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-4214/2021 ~ М-3238/2021 от 13.04.2021

72RS0014-01-2021-006374-49

№2-4214/2021

09 июня 2021 года

город Тюмень

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Чапаева Е.В.,

секретаря судебного заседания Фаизовой Д.Д., –

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Нерудстройсервис» об обязании совершения действий,

УСТАНОВИЛ:

Тюменский межрайонный природоохранный прокурор (далее по тексту – истец) обратился в суд с указанным иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Нерудстройсервис» (далее по тексту – ответчик, Общество, ООО «Нерудстройсервис»).

Требования мотивированы тем, что:

Истцом при проведении проверки в отношении ООО «Нерудстройсервис» выявлен факт несоблюдения требований природоохранного законодательства.

В связи с этим истец просит:

обязать Общество в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию нарушенных земель на площади 82016 м2, расположенных на земельном участке с кадастровым номером .

Представитель истца и представитель ответчика в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд нашел исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судом установлено следующее:

Истцом при проведении проверки в отношении ООО «Нерудстройсервис» выявлен факт несоблюдения требований природоохранного законодательства.

Ответчиком 01.10.2013 получена лицензия ТЮМ №80282 ТР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча песка на участке недр местного значения «Бурчиха», расположенном в <адрес> 1,5 км юго-западнее железнодорожного разъезда Криволукская.

В ходе проверки, проведенной 11.10.2016 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в отношении Общества установлено, что на земельном участке с кадастровым номером (далее по тексту – Земельный участок), находящемся у ООО «Нерудстройсервис» в собственности, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, ООО «Нерудстройсервис» при проведении работ в период с 29.11.2013 по 15.10.2014 по гидромеханизированной добыче общераспространённых полезных ископаемых допустило уничтожение плодородного слоя почвы путем его перекрытия искусственным покрытием на площади 82016 м2, вследствие чего Управлением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в отношении ООО «Нерудстройсервис» выдано предписание от 07.11.2016 о необходимости проведения рекультивации данном земельном участке.

23.10.2018 должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, ХМАО, ЯНАО установлено, что указанное предписание в установленный срок не выполнено: технический и биологический этап рекультивации нарушенных земель на площади 82016 м2 на указанном земельном участке не выполнены, вследствие чего 13.12.2018 в отношении ООО «Нерудстройсервис» выписано постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, и ответчику назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Кроме того, ООО «Нерудстройсервис» в срок до 26.07.2019 вновь не выполнило предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области ЯНАО и ХМАО, а именно не провело мероприятия в соответствии с техническими и биологическими этапами рекультивации нарушенных земель, не предоставило документы, подтверждающие проведение технического и биологического этапов рекультивации нарушенных земель.

Данное нарушение совершено ООО «Нерудстройсервис» повторно в течение года, вследствие чего 30.10.2019 в отношении ООО «Нерудстройсервис» было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, и Общество было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В ходе проверки, проведенной Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что на сегодняшний день работы по рекультивации нарушенных земель на Земельном участке ООО «Нерудстройсервис» не проводились.

Указанные обстоятельства никем не оспорены. Доказательств обратного суду не представлено. Доводы истца в обоснование исковых требований ответчиком также не опровергнуты.

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель, обязаны обеспечить их рекультивацию.

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); под качеством окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупность.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земля и почва.

Пунктом 2 части 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Анализ приведенных норм свидетельствует об особой ценности земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для организации сельскохозяйственного производства на территории государства, недопущения продуктового дефицита у населения, сохранения природной экосистемы, что затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Суд признает обоснованными доводы истца, что в результате не исполнения требований действующего законодательства в части рекультивации нарушенных земель может наступить экологическая опасность наступления вреда, представленного негативными изменениями окружающей среды, деградацией естественных экологических систем и истощением природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает достаточно длительный период времени.

Проведение рекультивации является средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.

Уклонение от разработки и утверждения проекта рекультивации нарушенных земель, проведения рекультивации нарушенных земель, противоречит интересам Российской Федерации, так как не позволяет обеспечить контроль за воздействием на окружающую среду, предотвратить возможные наступления негативных последствий.

Также влечет нарушение прав граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленных в статье 42 Конституции Российской Федерации.

С учетом имеющихся в материалах дела доказательствах суд пришел к выводу, что со стороны ответчика имеются нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации в части проведения рекультивации нарушенных земель.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», статьями 22, 30, 45, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Нерудстройсервис» (ИНН 7203164656, ОГРН 1057200758713, адрес: 625014, <адрес> <адрес>, офис 401) в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию нарушенных земель на площади 82016 м2, расположенных на земельном участке с кадастровым номером

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Нерудстройсервис» (ИНН 7203164656, ОГРН 1057200758713, адрес: 625014, <адрес> <адрес>, офис 401) в пользу Муниципального образования городской округ город Тюмень государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд города Тюмени заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд города Тюмени.

Судья                            Е.В. Чапаев

Мотивированное решение изготовлено 15.06.2021 с применением компьютера.

2-4214/2021 ~ М-3238/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тюменский межрайонный природоохраный прокурор
Ответчики
ООО Нерудстройсервис
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмени
Судья
Чапаев Евгений Владимирович
Дело на странице суда
leninsky--tum.sudrf.ru
13.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2021Передача материалов судье
16.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2021Подготовка дела (собеседование)
13.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее