Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1843/2023 ~ М-1325/2023 от 17.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 01 августа 2023 года

Красноглинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Арефьевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Степаненко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1843/2023 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Дрондину В. В. о взыскании недоимки,

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее по тексту – МИФНС) обратилась в суд с административным иском к Дрондину В. В. о взыскании недоимки.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц за 2020 год, транспортного налога за 2017, 2018 года в связи с наличием объектов налогообложения: автомобиля Киа Сефия, государственный регистрационный знак С448КК 163; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, КН 63:01:0335005:1579. В адрес ответчика выставлены требования от <дата>, от <дата>, от <дата> о необходимости уплаты недоимки, которые не исполнены в полном объеме. По обращению с заявлением, 26.1082022 года был выдан судебный приказ, который определением от <дата> отменен.

В связи с неуплатой налога в установленный срок, истец просит взыскать с ответчика недоимку по обязательным платежам на общую сумму 2 629 (две тысячи шестьсот двадцать девять) рублей 98 копеек, в том числе,

по налогу на имущество:

- за 2020 год пени в размере 0,84 рубля за период с <дата> по <дата> год;

по транспортному налогу:

- за 2017 год налог в размере 1413,00 рублей 00 копеек, пени в размере 21,38 рублей за период с <дата> по <дата> год;

- за 2018 год налог в размере 1177,00 рублей 00 копеек, пени в размере 17,76 рублей за период с <дата> по <дата> год.

В судебное заседание административный истец извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, представитель административного истца, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Административный ответчик Дрондин В.В. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, не уведомил суд об уважительности своей неявки в судебное заседание, не просил об отложении рассмотрения дела.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Исследовав материалы настоящего административного дела и административного дела а-3511/2022, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

На основании абзаца 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения, согласно статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в оспариваемый период (2017, 2018, 2020 годы) Дрондин В.В. являлся собственником объекта недвижимости: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, доля в праве 1/2, кадастровый с кадастровой стоимостью 186 479 руб. (2020 год 12 месяцев из 12), а также собственником транспортного средства (2017, 2018 годы) Киа Сефия, государственный регистрационный знак С448КК 163.

С учетом положений вышеуказанных норм, административный ответчик является плательщиком налога на имущество и транспортного налога, в связи с наличием у него объектов налогообложения.

Налоговым органом были предприняты последовательные действия по уведомлению должника о необходимости погасить задолженность по налогам и сборам, предшествующую обращению в суд.

Судом с достоверностью установлено, что налогоплательщику налоговым органом исчислен в отношении указанных объектов налог на имущество и транспортный налог:

- за 2017 транспортный налог в размере 1 413,00 рублей, о чем налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от <дата> со сроком уплаты не позднее <дата> (л.д. 21);

- за 2018 транспортный налог в размере 1177,00 рублей, о чем налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от <дата> со сроком уплаты не позднее <дата> (л.д. 19);

- за 2020 год налог на имущество в размере 280,00 рублей, о чем налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от <дата> со сроком уплаты не позднее <дата> (л.д. 20).

В установленный налоговым законодательством срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов, в связи с чем налоговым органом на основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 НК РФ в адрес Дрондина В.В. были выставлены следующие требования об уплате налога:

- требование по состоянию на <дата> об оплате транспортного налога за 2017 год в размере 1413,00 рублей и пени в размере 21,38 рублей со сроком уплаты до <дата> (л.д. 26);

- требование по состоянию на <дата> об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 1177,00 рублей и пени в размере 17,76 рублей, со сроком уплаты до <дата> (л.д. 27);

- требование по состоянию на <дата> об уплате налога на имущество за 2020 год в размере 280,00 рублей, пени в размере 0,84 рублей со сроком уплаты до <дата> (л.д. 28).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате недоимки по налогам и пени, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа <дата>, который был выдан <дата>.

Определением мирового судьи судебного участка Красноглинского судебного района <адрес> от <дата> судебный приказ от <дата> отменен.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения <дата> налогового органа в суд с настоящим заявлением о взыскании с Дрондина В.В. указанной недоимки.

По смыслу пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из представленных материалов усматривается, что налоговый орган просил выдать судебный приказ о взыскании с Дрондина В.В. задолженности по уплате имущественного и транспортного налогов и начисленной пени в общей сумме, составляющей 2 629 рублей 98 копеек.

В подтверждение заявленных требований налоговым органом представлены требования об уплате налогов от <дата>, <дата>, <дата>, а также доказательства их отправки в адрес налогоплательщика.

Поскольку общая сумма налогов, заявленная ко взысканию, не превысила 10 000 рублей, срок исполнения самого раннего требования об уплате налога был установлен до <дата>, с учетом положений абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган имел право в рассматриваемом случае обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев с даты истечения трехлетнего срока, установленного в самом раннем требовании об уплате налога (с 05 марта до <дата>).

В данном случае судебный приказ выдан налоговому органу <дата>.

Разрешая административные исковые требования по существу, суд приходит к выводу о соблюдении налоговым органом процедуры уведомления должника о необходимости погасить образовавшуюся задолженность и сроков обращения в суд с административным иском.

Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога на имущество физических лиц, а также пени, в связи с чем, поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего, что им было сделано.

Представленный административным истцом расчет задолженности по налогам за 2017, 2018 года и пени за 2017, 2018, 2020 годы проверен судом и является правильным и административным ответчиком не оспорен.

Довод административного ответчика, заявленный в возражениях на судебный приказ, о том, определением Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу № А55-19410/2022 завершена процедура реализации имущества в отношении должника Дрондина В.В., должник освобожден от требований кредиторов, в том числе не заявленных при ведении реализации имущества должника, заслуживает внимания.

Согласно части 3 статьи 213.28 Федерального закона от <дата> N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве), после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).

Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

В соответствии с частью 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений статей 2, 5 Закона о банкротстве налоги, пени, начисленные за неисполнение обязанности по уплате налогов, для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Абзацем 3 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от <дата> N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, и их требования подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве (пункты 2 и 3 статьи 5 Закона о банкротстве).

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы; возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

Согласно абзацу 6 пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>), моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений нормативных правовых актов, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Налоговым периодом в соответствии с пунктом 1 статьи 360, статьей 405 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.

По смыслу вышеназванных разъяснений для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу. Учитывая изложенное, применительно к транспортному налогу за 2017 год таким днем является дата <дата>, за 2018 год – <дата>, к налогу на имущество физических лиц за 2020 год таким днем является дата <дата> (дата окончания налогового периода).

Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Арбитражного суда <адрес>, <дата> в Арбитражный суд <адрес> поступило заявление Дрондина В. В. о признании должника несостоятельным (банкротом), решением Арбитражного суда <адрес> от <дата> Дрондин В. В. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества (дело ).

<дата> вынесено определение о завершении процедуры реализации имущества гражданина и освобождении гражданина от исполнения обязательств.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц не является текущей, поскольку датой возникновения обязанности по уплате налогов является дата окончания налогового периода, которая наступила до принятия заявления о признании несостоятельным (банкротом). При этом срок уплаты налогов, установленный законодателем, не имеет значения.

Налоговым органом не представлено доказательств невозможности включения в реестр кредиторов недоимки по налогам за 2017, 2018, пени за 2020 год, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой Х названного Закона, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве и согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим, а, значит срок уплаты должником транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2020, учитывая, что в отношении должника решением суда от <дата> введена процедура реализации имущества, он наступил и налоговый орган имел реальную возможность применить меры принудительного взыскания задолженности, и включения в реестр кредиторов.

Учитывая, что налоговый орган не реализовал свое право на включение в реестр кредиторов, недоимка по транспортному налогу за 2017, 2018 и пени на недоимку по налогу на имущество за 2020 год не является текущей, при этом в отношении административного ответчика Арбитражным судом <адрес> применены положения части 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве, оснований для взыскания недоимки по указанным налогам у суда не имеется ввиду освобождения налогоплательщика от обязанности по уплате обязательных платежей, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.

на основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Дрондину В. В. о взыскании недоимки отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено <дата>.

Судья Арефьева Н.В.

Копия верна:

2а-1843/2023 ~ М-1325/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Дрондин В.В.
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Арефьева Н. В.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
18.07.2023Судебное заседание
17.05.2023Регистрация административного искового заявления
17.05.2023Передача материалов судье
17.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2023Предварительное судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее