Материал № 12-62/2017 копия
Р Е Ш Е Н И Е
г. Александровск ДД.ММ.ГГГГ
Судья Александровского городского суда Пермского края суда Шерстобитова Е.Н., при секретаре Ефимовой И.Л.,
с участием защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Филипёнок Л.В., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора филиала Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Рябушева К.А. на постановление заместителя начальника управления, начальника мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления Федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Рябушева К.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника управления, начальника мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления Федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ, директор филиала Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»-Пермское предприятие магистральных электрических сетей Рябушев К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе должностное лицо - директор филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Рябушев К.А. просил постановление отменить, производство по делу прекратить. Мотивируя жалобу тем, что административным органом уставлена его вина, которая заключается в нарушении п.п. 13.3, 13.4 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: в установленном порядке не разработан и не представлен Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, ежегодно в установленном порядке не подавалась лесная декларация. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы отсутствовал, работы по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов производились без проекта освоения лесов. По договору аренды лесного участка, Обществу передан лесной участок для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для переустройства ВЛ 220 кВ «Яйва- Титан», «Яйва-Северная» (цеп №), BЛ 220 кВ «Яйва-Бумажная», «Яйва- Северная» (цеп №) на территории ГКУ «Кизеловское лесничество». Срок действия договора аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ Во исполнение п. 13.3. договора Обществом разработан проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ Акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией подписаны ДД.ММ.ГГГГ, фактически с этого времени работы на арендованном земельном участке не велись. В этой связи, в административный орган были направлены изменения в проект освоения лесов, получившие положительное заключение государственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ Срок действия проекта освоения лесов был продлен до ДД.ММ.ГГГГ Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия договора аренды до ДД.ММ.ГГГГ Дополнительное соглашение № прошло государственную регистрацию в ДД.ММ.ГГГГ., в связи с длительностью процедуры согласования и подписания договоров и соглашений в Минприроды Пермского края. До государственной регистрации соглашения Общество было не вправе заключить договор на разработку проектов освоения лесов. После государственной регистрации Общество заключило договор с ООО <данные изъяты> на разработку проектов освоения лесов, в т.ч. и по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Заявление на проведение государственной экспертизы Проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ поступило в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ДД.ММ.ГГГГ Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № «Об утверждении заключений государственной экспертизы» был издан ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением срока проведения экспертизы, которым указанным приказом утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов №. Проект освоения лесов разработан со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ Проект освоения лесов имел положительное заключение государственной экспертизы Минприроды Пермского края. Считает, что вина в его действиях отсутствует, поскольку договор на выполнение работ по разработке проекта освоения лесов Общество могло заключить лишь после государственной регистрации дополнительного соглашения № о продлении срока действия договора, которая затянулась в связи длительным процессом согласования соглашения в Минприроды Пермского края. Срок привлечения к административной ответственности истек. Административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Таким образом, срок давности привлечения к ответственности за не предоставление в административный орган проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в установленный договором аренды трёхмесячный срок, следует исчислять с момента истечения указанного срока. На момент вынесения определения срок давности привлечения к административной ответственности истёк, т.к. с момента совершения правонарушения прошло более пяти лет. Таким образом, ПАО «ФСК ЕЭС» не может быть привлечено к административной ответственности. Действия квалифицированы по ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ неверно, поскольку установлено, что арендованный лесной участок используется исключительно в целях его предоставления для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Таким образом, привлекать ПАО «ФСК ЕЭС» к ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ неправомерно. Доказательств того, что общество осуществляло лесопользование, не соответствующее целям и требованиям, установленным договором, не представлено.
В судебном заседании защитник должностного лица - Филипёнок Л.В., доводы жалобы поддержала. Пояснила суду, что вина в совершении данного правонарушения не установлена, поскольку договор на выполнение работ по разработке проекта освоения лесов Общество могло заключить лишь после государственной регистрации дополнительного соглашения о продлении срока действия договора, которая затянулась в связи с длительной процедурой по согласованию дополнительного соглашения в Минприроды Пермского края.
Должностное лицо - Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание не явилось, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Ходатайство об отложении дела не направили, уважительных причин не явки не представили. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, суд находит, что доводы жалобы следует признать законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1). Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Из содержания пункта 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 N 24075) проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статьей 45 Лесного кодекса РФ предусмотрен вид использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Пунктом 14 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2012 N 23775) срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу положений пункта 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Из материалов дела следует, что между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (в настоящее время - ПАО «ФСК ЕЭС») заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 1,7321 га, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Лесной участок передан арендатору для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов: под реконструкцию ВЛ 220 кВ Северная-Яйва №, ВЛ 220 кВ Титан-Яйва, ВЛ 220 кВ Яйва-Северная №, Яйва-Бумажная».
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № срок действия договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям указанного договора аренды (п.п. 13.1, 13.3, 13.4) на арендатора возложена обязанность использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
Согласно описанному в протоколе об административном правонарушении событию в вину ПАО «ФСК ЕЭС» вменено использование лесного участка без проекта освоения лесов и подачи лесных деклараций, что выявлено при составлении акта осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Признавая ПАО «ФСК ЕЭС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, должностным лицом указано на то, что работы по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводились с нарушением условий договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно без проекта освоения лесов.
Из материалов дела следует, что во исполнения требований Лесного кодекса РФ и условий договора аренды Общество разработало Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду, срок действия указанного проекта определен сроком действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды, дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на «Проект освоения лесов на лесном участке, представленном в аренду ПАО «ФСК ЕЭС» для вида использования лесов «строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» под реконструкцию ВЛ 220 кВ Северная-Яйва №, ВЛ 220 кВ Титан-Яйва, ВЛ 220 кВ Яйва-Северная №, Яйва-Бумажная» даны положительные заключения, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
На государственную экспертизу экспертной комиссии были представлены проекты освоения лесов со сроком действия проекта по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (заключения №; №; №).
Признавая директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС»-ППМЭС Рябушева К.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ должностное лицо исходило из того, что ПАО «ФСК ЕЭС» проводились работы по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без проекта освоения лесов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В виду того, что ПАО «ФСК ЕЭС» использует лесной участок в отсутствии проекта освоения лесов, указанным должностным лицом допущено нарушение п.13.3 условий договора. Однако с данным выводом должностного лица согласиться нельзя.
В соответствии с вышеприведенными нормами права срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, срок действия которого определяется сроком действия договора аренды лесного участка. Таким образом, сроки действия проекта освоения леса и положительного заключения государственной экспертизы на него производны от срока действия договора аренды лесного участка.
Судом установлено, что срок действия договора аренды дважды продлялся, в связи с чем был продлен срок действия проекта освоения лесов и положительного заключения государственной экспертизы до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, проект освоения лесов получил положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, частью 4 статьи 8.25 КоАП предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, поскольку договором аренды предусмотрен срок, в течение которого ПАО «ФСК ЕЭС» обязано было выполнить возложенную на него обязанность по разработке и предоставлению в установленном порядке проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, то правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, совершенное директором ПАО «ФСК ЕЭС», не является длящимся.
По смыслу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП, составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности.
В настоящее время истек трехмесячный срок с момента, когда у ПАО «ФСК ЕЭС» наступила обязанность по исполнению условий договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является безусловным обстоятельством, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.
При таких обстоятельствах вопрос о наличии в действиях директора ПАО «ФСК ЕЭС» Рябушева К.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП, после истечения срока давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
При данных обстоятельствах постановление должностного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п.3 ч.1ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ПАО «ФСК ЕЭС» удовлетворить.
Постановление заместителя начальника управления, начальника мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления Федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном, правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Рябушева К.А., отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Александровский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись.
Копия верна
Судья: Е.Н. Шерстобитова