23 ноября 2012 года
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего - судьи В.В. Митюшкина,
прокурора – Толмачевой О.А.,
при секретаре – Шаховой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ореховой <данные изъяты> к ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Курской и Белгородской областям» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд к ответчику с указанным иском. В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала в ФКУ «ОФО МО по Курской и Белгородской областям» в должности ведущего бухгалтера отделения учета и отчетности и выполняла работу по ведению бухгалтерского учета согласно должностным обязанностям. Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ она освобождена от занимаемой должности в связи с возникновением установленных ТК РФ и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Считает данное увольнение незаконным, поскольку, придя на работу, сообщила о том, что занимала должность государственного служащего на предыдущей работе. Однако работодатель не сообщал по последнему месту ее работы (ТУ Росфиннадзора в <адрес>, занимаемая истцом должность - старший контролер-ревизор отдела финансового контроля и надзора в отраслях экономики) о принятии ее на работу в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 года №700, а просто уволил ее по указанному выше основанию. Кроме того, считает, что ранее занимаемая его должность государственного служащего никоим образом не препятствовало в принятии ее на работу. В связи с этим просит признать незаконным увольнение, восстановить ее на работе и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула.
В судебном заседании истец и ее представитель – Михальчик Р.С. заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Рогач В.В. в удовлетворении заявленных требований просил отказать. В обоснование возражений указал, что в соответствии со ст. 64.1 ТК РФ, ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, замещавшие должности государственной и муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года №557 утвержден перечень таких должностей. При приеме на работу истец не сообщила, что по прежнему месту работы она занимала должность, которая подпадает под перечень и требует в случае трудоустройства в течение двух лет после ее оставления согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов бывшего представителя нанимателя. В связи с этим работодателем было принято решение о ее увольнении.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ТУ Росфиннадзора РФ в <адрес> по доверенности Полянская И.Э. полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов ТУ Росфиннадзора РФ по <адрес> на замещение соответствующей должности истцом получено не было. Во время прохождения гражданской службы Орехова О.М. осуществляла отдельные функции государственного управления (контрольные и надзорные мероприятия) в отношении ответчика.
Выслушав объяснения сторон, их представителей, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Орехова О.М. принята с ДД.ММ.ГГГГ на должность ведущего бухгалтера отделения (учета и отчетности) с испытательным сроком на три месяца в ФКУ «ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям». В тот же день с нею был заключен трудовой договор №. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № действие трудового договора прекращено, истец уволена в связи с возникновением установленных ТК РФ и иным ФЗ ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору в соответствии с п.13 ч.1 ст. 83 ТК РФ.
В соответствии со ст.ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Согласно п.13 ч.1 и ч.2 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
На основании чч.1-5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года №925 установлено, что …гражданин, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы обязан, в том числе при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Разделом 111 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года №925 предусмотрены должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, в том числе осуществление контрольных и надзорных мероприятий.
По смыслу указанных нормативно-правовых документов юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются:
установление факта замещения истцом до принятия на работу к ответчику должности государственной службы, включенной в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исполнение должностных обязанностей по которой предусматривает, в том числе осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
установление, что отдельные функции государственного (административного) управления организации ответчика входили в должностные обязанности истца по замещаемой им ранее должности государственной службы;
в случае установления вышеуказанных обстоятельств:
дача согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в государственном органе на заключение трудового договора истца с организацией ответчика;
уведомление истцом при заключении трудового договора ответчика о последнем месте службы;
невозможность предложения работнику иных имеющихся вакансий, отвечающим установленным требованиям.
Увольнение истца по указанному ответчиком основанию (п.13 ч.1 ст. 83 ТК РФ) могло иметь место только в том в случае, если в должностные обязанности истца как государственного служащего входили отдельные функции государственного (административного) управления организации ответчика (при отсутствии согласия соответствующей комиссии на заключение договора с ответчиком), и при этом истец не предоставил ответчику сведения о последнем месте службы.
Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ Орехова О.М. замещала должность федеральной государственной гражданской службы – старшего контролера-ревизора финансового контроля и надзора в отраслях экономики Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> (ТУ Росфиннадзора в <адрес>). Указанная должность входит в Перечень должностей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Росфиннадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с ч.4 ст.1 ФЗ «О противодействии коррупции» функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
В должностные обязанности Ореховой О.М. входили функции организации и проведения плановых и по специальным заданиям комплексных и документальных ревизий и проверок за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, представление их результатов начальнику отдела финансового контроля и надзора (п.3.2.1 и 3.2.2 должностного регламента). По результатам данных проверок и ревизий выносятся предписания по устранению нарушений бюджетного законодательства. В частности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе ревизионной комиссии истцом проводилась ревизия финансово-хозяйственной деятельности в ФКУ «ОФО МО по Курской и Белгородской областям».
Таким образом, во время прохождения гражданской службы Орехова О.М. осуществляла отдельные функции государственного управления (контрольные и надзорные мероприятия) в отношении ответчика. В связи с этим получение согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов ТУ Росфиннадзора в <адрес> на заключение трудового договора истца с организацией ответчика являлось обязательным.
Однако, при заключении с ФКУ «ОФО МО по Курской и Белгородской областям» трудового договора согласие на его заключение истцом у предыдущего работодателя не истребовалось, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не давалось. Истец соответствующие сведения о характере предыдущей работы по государственной должности, которые могли бы повлиять на решение о заключении договора, ответчику не предоставлял, в свою очередь ответчик о заключении трудового договора с истцом в установленном порядке в ТУ Росфиннадзора в <адрес> не сообщал. Впоследствии по обращению Ореховой О.М., имевшим место после увольнения, соответствующей комиссией ТУ Росфиннадзора в <адрес> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) было принято решение об отказе в замещении истцу должности на условиях трудового договора в ФКУ «ОФО МО по Курской и Белгородской областям» в связи с тем, что во время прохождения гражданской службы в ее должностные обязанности входили отдельные функции государственного управления данной организацией.
При таких обстоятельствах трудовой договор между Ореховой О.М. и ФКУ «ОФО МО по Курской и Белгородской областям» заключен быть не мог, а в случае заключения – подлежал прекращению по основаниям, предусмотренным п. 13 ч.1 ст. 83 ТК РФ. Имеющиеся у работодателя вакантные должности ведущего экономиста отделения по расчетам с личным составом, ведущего экономиста отделения организационно-планового, финансирования и сопровождения контрактов, ведущего бухгалтера и бухгалтера по учету материальных средств не могли быть предложены Ореховой О.М., поскольку по своим должностным характеристикам сходны с занимаемой истцом должностью ведущего бухгалтера отделения (учета и отчетности).
То обстоятельство, что работодатель не уведомил о заключении трудового договора с истцом в установленном порядке ТУ Росфиннадзора по <адрес> на законность принятого решения о расторжении трудового договора не влияет, поскольку влечет за собой иные правовые последствия (ч.5 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции»).
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ 17 ░░░░░.
░░░░░