Гр.д.№2(1) -2406/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 декабря 2018 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Зверевой К.В.,
при секретаре Тихоновой Е.В.,
с участием представителя истца Григорьевой Татьяны Владимировны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столбоушкиной Марии Геннадьевны к администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области, Кулагину Сергею Васильевичу о включении имущества в состав наследства,
УС Т А Н О В И Л:
Столбоушкина М.Г. через своего представителя Григорьеву Т.В., действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области, указывая на то, что решением исполнительного комитета горсовета города Бугуруслана Оренбургской области 29 мая 1974 года №392 ФИО2 было разрешено произвести строительство гаража-бокса № в ГСК № по <адрес> в <адрес>, о чем 10 сентября 1976 года было выдано удостоверение №279.
Указанный гараж был построен им за свой счет и своими силами в течение 1977 года в границах выделенного ему земельного участка. В 1977 году ФИО2 закончил строительство гаража и стал пользоваться им по назначению – для хранения транспортного средства и иного движимого имущество. Право собственности в установленном законом порядке на гараж он в свое время не оформил.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер.
Наследником его имущества является Столбоушкина Марина Геннадьевна.
Несвоевременное оформление права собственности на строение не может служить основанием для отказа в признании права собственности на недвижимое имущество, с последующей его регистрацией в установленном законом порядке.
Просила признать право собственности на кирпичный гараж №, находящийся в городе <адрес> в квартале №, площадью <данные изъяты> кв.м. в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, за Столбоушкиной Мариной Геннадьевной.
В последующем Столбоушкина М.Г. через своего представителя Григорьеву Т.В., действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и имеющую полномочия на изменение предмета или основания иска, исковые требования уточнила, просила кирпичный гараж №, находящийся в городе <адрес> в квартале №, площадью <данные изъяты> кв.м. включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.
В судебное заседание Столбоушкина М.Г. не явилась, в суд направила своего представителя.
Представитель Столбоушкиной М.Г. - Григорьева Т.В. требования Столбоушкиной М.Г. с учетом уточнений поддержала.
Определением суда от 11 декабря 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Кулагин Сергей Васильевич.
Ответчик Кулагин С.В., представитель ответчика администрации муниципального образования «город Бугуруслан» в суд не явились, о времени и месте были извещены надлежащим образом. Администрация муниципального образования «город Бугуруслан» направила в суд заявление, в котором дело просили рассмотреть в отсутствие их представителя, также сообщили, что им будет приемлемо любое решение, принятое по делу.
Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика, представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданского кодекса Российской Федерации. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> № ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из писем нотариуса нотариального округа город Бугуруслан и Бугурусланский район Оренбургской области, в компетенцию которого входит оформление наследства после смерти ФИО2 следует, что наследство после его смерти приняла по завещанию Столбоушкина Марина Геннадьевна. Наследником по закону, имеющим право на обязательную долю, является ФИО5. ФИО5 наследство фактически принял. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. Наследство по закону после смерти ФИО5 принял брат Кулагин С.В. - ответчик по делу.
Как пояснила суду представитель истца, у Столбоушкиной М.Г. нет возможности получить свидетельство о праве на наследство по завещанию на гараж после смерти ФИО2 из-за отсутствия регистрации права на гараж в соответствии с действующим законодательством.
Из дубликата удостоверения №279, выданного исполнительным комитетом Бугурусланского городского совета депутатов трудящихся Оренбургской области 10 сентября 1976 года, усматривается, что ФИО2 согласно решению горисполкома от 29 мая 1974 года №392 разрешено произвести строительство гаража в ГСК № по <адрес>, гараж №.
Постановлением администрации МО «город Бугуруслан» от 30 августа 2018 года №792-п зданию гаража присвоен адрес: <адрес>
Согласно техническому плану здания, составленному кадастровым инженером ФИО8, гараж построен, однако регистрация права на гараж в Едином государственном реестре недвижимости, как усматривается из материалов дела, не произведена.
В соответствии со ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам.
Право собственности на имущество у наследодателя также должно возникнуть на законных основаниях, но не зависимо от времени возникновения права собственности на недвижимое имущество оно в обязательном порядке всегда подлежит государственной регистрации.
Требование об обязательности регистрации права собственности на недвижимое имущество вытекает из ст. 131 Гражданского кодекса российской Федерации ст. 8 ФЗ от 30 ноября 1994 года «О введение в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации».
Однако в настоящее время осуществить государственную регистрацию прав умершего на недвижимое имущество невозможно, поскольку проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество носит заявительных характер.
Вместе с тем, из представленных суду документов усматривается, что ФИО2 владел при жизни спорным гаражом в соответствии с действующим в тот период времени законодательством.
Смерть гражданина является событием, вследствие которого право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам (п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает обязательность наличия государственной регистрации ранее возникших прав на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости только для проведения регистрации ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с этим объектом.
Поскольку же переход права собственности на имущество по наследству происходит вследствие события, а не вследствие сделки, то и обязательной государственной регистрации ранее возникших прав у наследодателя не требуется.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 от 29 мая 2012 года «О судебной практики по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства.
Руководствуясь общими началами и смыслом гражданского законодательства, и требованиями добросовестности, разумности и справедливости, а также положениями п.8 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, собранными по делу доказательствами, суд считает возможным требования истца удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░2, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.