УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Атаманова
Т.П.
Дело №33-2771/2014 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 августа 2014 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.
судей Казаковой М.В.
и Фоминой В.А.
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 июня 2013 года, по
которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить частично.
Признать незаконным
бездействие Министерства здравоохранения, социального развития и спорта
Ульяновской области и Областного
государственного казенного
учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске»по не обеспечению Прохорова С*** Ю*** техническими средствами
реабилитации обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке и обувью
ортопедической сложной без утепленной подкладки
согласно индивидуальной программе реабилитации от 17.02.2014 № ***
Взыскать с
Министерства здравоохранения, социального развития Ульяновской области в пользу
Прохорова С*** Ю*** стоимость
самостоятельно приобретенного
средства реабилитации *** руб.*** коп.,
расходы на проезд к месту лечения
и обратно в размере *** руб. *** коп.
В остальной части
иска отказать.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя Министерства здравоохранения,
социального развития Ульяновской области Кривошеева В.А. , поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, заключение прокурора Колгановой Е.А., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.Димитровграда, действующий в интересах Прохорова С.Ю., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске», Управлению Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району о признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, взыскании денежных средств.
В обоснование иска
указал, что прокуратурой г.Димитровграда по обращению инвалида *** группы
Прохорова С.Ю., *** года рождения,
проведена проверка соблюдения Министерством здравоохранения, социального
развития и спорта Ульяновской области законодательства о социальной защите
инвалидов, в ходе которой установлено, что Прохоров С.Ю. является инвалидом ***
группы. 17.02.2014 филиалом №7 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ему
оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № ***. В разделе
«Технические средства реабилитации» указаны следующие технические средства
реабилитации: обувь ортопедическая
сложная без утепленной подкладки 1 пара, обувь ортопедическая сложная
на утепленной подкладке 1 пара.
До настоящего
времени Прохоров С.Ю. указанными средствами реабилитации в полном объеме не
обеспечен, поставлен на учет в
Министерство, как лицо нуждающееся в
указанных средствах реабилитации.
В связи с чем
Прохоров С.Ю. был вынужден
приобрести указанную обувь на
личные средства, затратив на это *** руб., что подтверждается платежными
документами.
Прохоров С.Ю. обратился к ответчику с
заявлением о компенсации стоимости самостоятельно приобретенного средства
реабилитации – 2 пар обуви ортопедической сложной с утепленной подкладкой и без
утепленной подкладки, однако ему было отказано в связи с тем, что ортопедическое изделие приобретено
не в соответствии с ИПР *** от 17.04.2014. Кроме того, Прохоров
С.Ю. в период времени с
июля 2013 года по апрель 2014 проходил трижды лечение в КБ № 123 ФМБА
России в г.Одинцово, на указанные поездки им затрачено *** руб. В удовлетворении его заявления о
компенсации указанных затрат на поездки
к месту лечения и обратно ему также было отказано.
Считает данный отказ незаконным.
Просил
признать незаконным бездействие ответчиков Министерства здравоохранения,
социального развития Ульяновской области, ОГКУСО «Центр обеспечения граждан
техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и
социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий
в г.Ульяновске», Управления Министерства здравоохранения, социального развития
и спорта Ульяновской области по
г.Димитровграду и Мелекесскому району по не обеспечению Прохорова С.Ю., *** года рождения, техническими
средствами реабилитации обувью
ортопедической согласно индивидуальной программе реабилитации от 17.02.2014 № ***;
взыскать с ответчиков в пользу Прохорова С.Ю. денежные средства в размере ***
руб. за самостоятельно приобретенные средства реабилитации и *** руб.
расходы по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно.
В ходе
уточнения исковых требований прокурор г.Димитровграда указал, что обязанность
по обеспечению техническими и иными средствами реабилитации инвалидов в
соответствии с действующим законодательством возложена на Министерство
здравоохранения, социального развития
Ульяновской области, как на распорядителя бюджетных средств, а также на
ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в
г.Ульяновске», как на исполнителе
государственного задания по
заключению контрактов для приобретения
и обеспечения инвалидов ТСР, в силу чего
их бездействие по не обеспечению инвалида этими средствами незаконно.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской
области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что
является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку у Министерства отсутствуют
полномочия по предоставлению гражданам бесплатного проезда на междугороднем
транспорте к месту лечения и обратно, компенсации стоимости самостоятельно
приобретенных технических средств реабилитации. Ссылка суда на Постановление
Правительства Ульяновской области от 02.11.2012 №518-П «Об утверждении
Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области,
несостоятельна, поскольку указанное Постановление утратило силу. Согласно
действующему в настоящее время законодательству, обязанность по предоставлению технических
средств реабилитации, а также обеспечение проезда к месту лечения и обратно
возложены на ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске».
Дело рассмотрено в
отсутствии истца, представителя ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске», извещенных надлежащим
образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело
в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Судом
установлено, что 18.03.2014 Прохоров С.Ю.
за счет собственных средств приобрел
1 пару обуви ортопедической сложной на утепленной подкладке и 1 пару обуви ортопедической
сложной без утепленной подкладки, оплата
в сумме *** руб. произведена 18.03.2014, что подтверждается представленными
платежными документами. С заявлением о возмещении стоимости приобретенного ТСР
Прохоров С.Ю. обратился к ответчику 28.04.2014.
Истцу
было отказано в предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за
самостоятельно приобретенное ТСР, поскольку приобретенное ТСР не ответствовало действующей ИПР № *** от
17.02.2014.
Суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные в решении
обстоятельства не могут являться основанием для отказа, поскольку результатами
проведенного медицинского освидетельствования, изложенными в индивидуальной
программе реабилитации от 17.02.2014 № ***, была подтверждена нуждаемость
инвалида Прохорова С.Ю. в таком техническом средстве реабилитации, как обувь ортопедическая сложная, которая и была
приобретена Прохоровым С.Ю.
Согласно пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 22.01.2014) размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Из информации, размещенной на официальном сайте Министерства здравоохранения, социального развития Ульяновской области, стоимость последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации – обувь ортопедическая сложная взрослая на утепленной подкладке при различных деформациях стоп по состоянию на 29.05.2014 года составляет *** руб., стоимость ортопедическая сложная взрослая без утепленной подкладки при различных деформациях стоп составляет *** руб. Стоимость самостоятельно приобретенного Прохоровым С.Ю. ТСР составляет *** руб., что превышает стоимость последнего заказа на поставку ТСР.
В связи с чем, суд правильно определил, что в пользу Прохорова С.Ю. следует взыскать стоимость самостоятельно приобретенного средства реабилитации в размере *** руб.
В период с 01.04.2014 по 25.04.2014, с 30.09.2013 по 09.01.2014, с 27.02.2014 по 31.03.2014 Прохоров С.Ю. проходил стационарное лечение в Центре диабетической стопы ФМБА России г.Одинцово Московской области по направлениям КБ № 172 ФМБА России, что подтверждается соответствующими справками, а также выписными эпикризами.
В связи с прохождением стационарного лечения Прохоров С.Ю. приобрел билеты на проезд на железнодорожном транспорте: на 29.09.2013, 26.02.2014, 25.04.2014, 10.01.2014 в плацкартный вагон направление Димитровград-Москва и Москва-Димитровград стоимостью соответственно *** руб., *** руб.,*** руб.,*** руб. Таким образом, общая стоимость приобретенных Прохоровым С.Ю. билетов составила *** руб.*** коп.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В связи с отсутствием государственного контракта с организациями транспортного обслуживания на предоставление инвалидам бесплатного проезда к месту лечения и невозможностью в связи с этим выделения истцу специального талона и именного направления на безденежный проезд, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований в данной части.
Судебная коллегия полагает, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов правом на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Поскольку допущено нарушение прав истца по предоставлению ему проездных документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в указанной части.
Однако судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части определения надлежащего ответчика по компенсации произведенных истцом расходов.
Суд первой инстанции, приходя к выводу о том, что
компенсировать расходы должно
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области
сослался на Положения о Министерстве труда и социального развития Ульяновской
области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от
02.11.2012 № 518-П, однако данный нормативный акт утратил силу с 22.11.2013.
Согласно Постановлению Правительства Ульяновской обл. от 19.12.2013 N 620-П
"О порядке осуществления части полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в
виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний
путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно" определение размера стоимости ТСР
(изделия, услуги), назначения и выплаты компенсации осуществляется Ульяновским
областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по
организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого
осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области,
уполномоченный в сфере социальной защиты населения (п.1.4 Приложения №4 к
Постановлению).
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 05 июня 2013 года в части взыскания с Министерства здравоохранения,
социального развития Ульяновской области в пользу Прохорова С*** Ю*** стоимости самостоятельно приобретенного средства реабилитации, расходов на проезд к месту лечения и обратно, отменить.
Постановить в этой
части новое решение.
Взыскать с
Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в
г.Ульяновске» в пользу Прохорова С*** Ю*** стоимость самостоятельно приобретенного средства реабилитации *** руб.*** коп., расходы
на проезд к месту лечения и обратно в размере *** руб. *** коп.
В остальной части
решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи