<Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области 16 августа 2021 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием представителя административного истца Титов СВ – Духовникова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Титов СВ к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, и возложении обязанности предоставить надлежащим образом заверенное решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Титов СВ обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ администрации <адрес> представить Титов СВ надлежащим образом заверенное решение об отказе в выдаче ГЖС и возложении на администрацию <адрес> обязанности предоставить Титов СВ надлежащим образом заверенное решение об отказе в выдаче ГЖС. В обоснование заявленных требований административный истец указал о том, что письмом администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> он поставлен в известность, что ему и членам его семьи отказано в выдаче ГЖС, в качестве основания отказа указан п.п. «г» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>). В целях обжалования указанного решения административный истец обратился в администрацию <адрес> с просьбой о предоставлении ему надлежащим образом заверенного решения от отказе в выдаче ГЖС. Письмом администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Титов СВ отказано в выдаче копии решения, в связи с тем, что в данном письме также указаны личные данные других граждан. Административный истец считает, что нарушены его права, установленные п. 3 ст. 5 ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
В судебное заседание административный истец Титов СВ не явился, о времени и месте рассмотрения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя Духовникова В.Н..
Представитель административного истца Духовников В.Н. на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месту и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в суд письменные возражения на административное исковое заявление, в которых с заявленными требованиями административного истца не согласился, пояснил о том, что <Дата обезличена> в администрацию <адрес> из Министерства ЖКХ <адрес> за <Номер обезличен> поступило письмо, в котором администрация <адрес> уведомлялась, что двум жителям <адрес>, в том числе Титов СВ отказано в признании их участниками Ведомственной целевой программы. Никаких иных документов, касающихся отказа Титов СВ в признании его участником Ведомственной целевой программы в администрацию <адрес> не поступало. <Дата обезличена> за <Номер обезличен> администрация <адрес> направила Титов СВ письмо, в котором уведомило его об отказе Комиссией по обеспечению жильем отдельных граждан Министерства ЖКХ <адрес> в признании его участником Ведомственной целевой программы. На заявление Титов СВ о предоставлении ему заверенного решения об отказе в выдаче ГЖС было предоставлено разъяснение о причинах невозможности предоставления письма Министерства ЖКХ <адрес> за <Номер обезличен>, в связи с имеющимися в таковом персональных данных третьего лица.
Представитель заинтересованного лица – министерства ЖКХ <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени уведомлен надлежащим образом, отзыв на иск не представил.
В силу ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу положений ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
<Дата обезличена> Титов СВ обратился в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче ему решения о постановке в очередь на получение жилищного сертификата и надлежащим образом заверенное решение об отказе в выдаче ГЖС. В ответ на указанное заявление, <Дата обезличена> администрацией <адрес> в адрес Титов СВ направлено сообщение о направлении ему распоряжения от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О постановке Титов СВ на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также разъяснение о том, что предоставить копию решения Министерства ЖКХ <адрес> с отказом в выдаче ГЖС не представляется возможным, в связи с тем, что в данном письме также указаны личные данные других граждан.
<Дата обезличена> Титов СВ обратился в Зейский районный суд с настоящим административным иском. Таким образом, трёхмесячный срок для обращения в суд административным истцом об оспаривании незаконного отказа в выдаче решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, соблюдён.
При рассмотрении иных вопросов, подлежащих выяснению судом при рассмотрении настоящего дела, указанных в ч. 9 ст. 226 КАС, суд приходит к следующему.
Распоряжением главы <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р Титов СВ был поставлен на учет и включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных ним местностям.
По заявлению Титов СВ от <Дата обезличена> он был включен в сводный список граждан получателей социальных выплат для приобретения жилья ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2021 год.
<Дата обезличена> Титов СВ подал заявление (рапорт) о выдаче ему ГЖС.
Как следует из протокола <Номер обезличен> от <Дата обезличена> заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, утвержденного Министром ЖКХ <адрес>, в выдаче истцу государственного жилищного сертификата отказано на основании подп. «г» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в связи с получением ранее социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по программе «Обеспечение жильем молодых семей» на сумму 274050 руб. и приобретением жилого помещения.
Вышеуказанное решение было доведено до сведения администрации <адрес> письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> за <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, из которого следует, что при рассмотрении <Дата обезличена> на заседании Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан министерства ЖКХ <адрес> учетных дел граждан, подтвердивших желание получить государственный жилищный сертификат было, установлено, что при проверке учетного дела Титов СВ выявлено, что <Дата обезличена> на него и членов его семьи выписано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по программе «Обеспечение жильем молодых семей». Семья приобрела жилое помещение по адресу: <адрес>. Основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (подпункт «г» пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (ред. от <Дата обезличена>). Комиссией принято решение Титов СВ и членам его семьи в выдаче ГЖС отказать.
<Дата обезличена> за <Номер обезличен> администрация <адрес> направила Титов СВ письмо, в котором уведомило последнего об отказе Комиссией по обеспечению жильем отдельных граждан Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в признании его участником Ведомственной целевой программы, с указанием причин и оснований отказа. Одновременно с этим, администрацией <адрес> было разъяснено право Титов СВ на обращение в суд с иском о признании права на получение жилищной субсидии, в случае несогласия с принятым Министерством ЖКХ решением.
<Дата обезличена> в адрес администрации <адрес> от Титов СВ поступило заявление с просьбой предоставить решение о постановке в очередь на получение жилищного сертификата и заверенное решение об отказе в выдаче жилищного сертификата.
<Дата обезличена> администрация <адрес> сопроводительным письмом <Номер обезличен> направила Титов СВ копию распоряжения главы <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р. В отношении предоставления решения об отказе в получении жилищного сертификата, в связи с имеющимися в письме Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> персональных данных третьего лица (Ф.И.О., адрес места жительства, сведения об имуществе), было дано разъяснение о причинах невозможности предоставления указанного письма.
Основанием для подачи настоящего административного искового заявления является несогласие Титов СВ с отказом административного ответчика в выдаче ему решения (протокола) Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об отказе в предоставлении ГСЖ.
В соответствии со ст. 32 Закона № 131-ФЗ от <Дата обезличена> (ред. от <Дата обезличена>) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от <Дата обезличена> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу ст. 9 Федерального закон от <Дата обезличена> № 59-ФЗ (ред. от <Дата обезличена>) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со ст. 10 Федерального закон от <Дата обезличена> № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (ч. 1). В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (ч. 6).
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным регулируются Федеральным законом от <Дата обезличена> № 152-ФЗ (ред. от <Дата обезличена>) «О персональных данных».
В силу ст. 3 указанного закона персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, в силу ст. 7 указанного закона.
Поступившее в адрес административного ответчика письмо Министерства ЖКХ <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> содержит результат рассмотрения комиссией по обеспечению жильем отдельных категорий граждан учетных дел как Титов СВ, так и другого гражданина, подтвердившего желание получить сертификат, с указанием персональных данных этого гражданина, на которые распространяются положения закона от <Дата обезличена> № 152-ФЗ (ред. от <Дата обезличена>) «О персональных данных». В связи с чем, суд находит обоснованным отказ администрации <адрес> в выдаче Титов СВ письма Министерства ЖКХ <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в котором содержится ссылка на решение об отказе в выдаче административному истцу ГЖС.
Вместе с тем, в адрес административного истца административным ответчиком было направлено информационное письмо <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которое содержало сведения о причинах отказа Титов СВ в выдаче ГЖС, а также административному истцу было дополнительно разъяснено право на обращение в суд с иском о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В последующем на запрос административного истца от <Дата обезличена>, ему было направлено информационное письмо от <Дата обезличена>, в соответствии с которым ему был направлен ряд запрошенных документов, а также указано на невозможность представить копию письма Министерства ЖКХ <адрес>, в связи с тем, что в данном письме также указаны личные данные других граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком в адрес административного истца были даны письменные ответы по существу поставленных им в обращении вопросов, путем представления в адрес административного истца всей имеющейся у административного ответчика информации, непосредственно затрагивающей права и законные интересы Титов СВ.
Более того, административный истец с учетом полученной информации реализовал свое право на обращения в суд в целях защиты своих прав и законных интересов (решение Зейского районного суда от <Дата обезличена> по иску Титов СВ к администрации <адрес>, министерству ЖКХ <адрес> о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии), в рамках рассмотрения которого министерством ЖКХ <адрес>, также был представлен протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (лист 7 решения), с которым истец имел возможность ознакомиться.
При этом, в министерство ЖКХ <адрес> административный истец с заявления о выдаче решения об отказе в выдаче ГСЖ не обращался.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, с учетом вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца в рассматриваемом случае нарушены не были, в связи с чем заявленные административные исковые требования полежат отказу в удовлетворении.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Титов СВ к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, и возложении обязанности предоставить надлежащим образом заверенное решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Плешков
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>
Судья А.А. Плешков