№ 2- 464\23 за 2015 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судью Витухиной О.В., при секретаре Ефимовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Сизова Владимира Александровича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Сизов В.А. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с вышеуказанным иском к Отделу Министерства внутренних дел России по Сегежскому району по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он находился в помещении камер ИВС МО МВД «Сегежский».В течение всего периода пребывания ущемлялись его права и были затронуты нематериальные блага, а именно: вместо индивидуального спального места были деревянные нары, матраса и иных постельных принадлежностей не выдавали, в связи с чем, приходилось спать в одежде на голом деревянном щите, не было надлежащей отопительной системы, в связи с чем в камере было холодно, мебели в камере не было, в связи с чем приходилось пищу принимать, где спал, умывальника и воды в камере не было, туалета в камере не было, вместо туалета стояло помойное ведро, куда приходилось справлять нужду, средств гигиены не выдавали, окон в камере не было, в камере было темно, так как горела одна маленькая лампочка, кормили один раз в сутки, отсутствовал дворик для прогулок, по нарам ползали бельевые вши, вследствие чего истец заразился педикулезом. В связи с указанными нарушениями его прав, предусмотренных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ему был причинен моральный вред. В связи с изложенными обстоятельствами, истец просит взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Определением Сегежского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Отдела Министерства внутренних дел России по Сегежскому району на Министерство финансов РФ в лице Управления федеральной казначейства РК; Отдел Министерства внутренних дел России по Сегежскому району привлечен в качестве третьего лица.
В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Манин П.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную в ранее представленном отзыве, согласно которому считают, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется ввиду отсутствия доказательств, а также пропуска истцом срока на обращение в суд за защитой своего права.
Представитель третьего лица МО МВД России «Сегежский» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представлен письменный отзыв, согласно которому считают, что оснований для удовлетворения иска не имеется, так как истцом не представлено доказательств причинения нравственных страданий, истцом пропущен срок давности, просят рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.
Согласно статье 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 определено, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу статей 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии со статьей 4 указанного закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Статьей 7 закона предусмотрено, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу положений ст. ст. 15, 17, 23 закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, которые зафиксированы, в том числе в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005.
В соответствии со статьей 6 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан и организаций независимо от каких-либо признаков. Из этой нормы в ее взаимосвязи с положениями статьи 12 ГПК РФ об осуществлении правосудия на основе состязательности и равноправия сторон вытекают равные права и обязанности в сфере доказывания, а суд лишь руководит процессом и в определенных случаях истребует доказательства по инициативе сторон, что закреплено в части 1 статьи 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, истцом не представлено доказательств наличия обстоятельств, на которые он ссылается в исковом заявлении.
В реализацию положений ст.57 Гражданского процессуального кодекса РФ, на основании ходатайства истца, судом были затребованы сведения о факте содержания истца в спорный период в ИВС МО МВД России «Сегежский», а также о фактах выявленных нарушений условий содержания лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания в спорный период. Однако ИВС МО МВД России «Сегежский», Прокуратура Сегежского района, Карельская прокуратура по надзору за соблюдением законодательства в ИУ, представить соответствующие сведения не смогли ввиду истечения сроков хранения первичной документации, позволявшей ответить на поставленные судом вопросы. Представленные документы <данные изъяты> доводов истца также не подтверждают.
Изложенное свидетельствует о необоснованности требований истца.
Доводы представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, свидетельствующие о пропуске истцом срока давности обращения в суд, также заслуживают внимания. Требование о компенсации морального вреда, в рассматриваемом случае, является производным от требования о признании незаконными действий ответчика, однако, для предъявления соответствующего требования установлен специальный срок, продолжительностью 3 месяца (ч.1 ст.256 Гражданского процессуального кодекса РФ), соответственно, в связи с истечением срока давности по основному требованию происходит истечение соответствующего срока по производному требованию. Истец обратился в суд по истечении более 13 лет с момента, указываемого им нарушения его прав, что при иных обстоятельствах являлось бы самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сизова Владимира Александровича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья О.В. Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 19 марта 2015 года.