Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4021/2016 ~ М-3768/2016 от 14.07.2016

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

6 сентября 2016 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-4021/16 по иску Космынина А. В., Львова А. В. и Никитиной Н. А. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 сентября 2016 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4021/16 по иску Космынина А. В., Львова А. В. и Никитиной Н. А. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

установил:

Космынин А.В., Львов А.В. и Никитина Н.А. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что они обратились в Департамент управления имуществом г. о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью , занимаемого нежилым зданием, расположенным по адресу: <адрес>, на территории кадастрового квартала Они являются участниками общей долевой собственности с равными размерами долей на нежилое здание (склад), находящееся на испрашиваемом земельном участке. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Департамента управления имуществом г. о. Самара им было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Основанием для отказа является п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ (пересечение границ земельного участка с границами другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости). При обращении за разъяснениями причин отказа ответчик пояснил, что им ранее было принято решение об утверждении схемы о предварительном согласовании земельных участков в результате чего, земельный участок с кадастровым номером был преобразован ДД.ММ.ГГГГ в земельные участки с кадастровыми номерами . Участок, который предстоит образовать, образуется из участка с кадастровым номером . Согласно заключению кадастрового инженера А. пересечения границ не имеется. Просят признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г. о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , обязать Департамент управления имуществом г. о. Самара принять распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью , государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г Самара, <адрес>.

В судебном заседании представитель истцов Космынина А.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Львова А.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Никитиной Н.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Денисова М.Ю. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ В. в судебном заседании иск не признала.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Баранова Е.В. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 101-105).

Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещен, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представило письменный отзыв (л.д. 55-56).

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность в равных долях (возмездно) земельного участка, занятого нежилым зданием гаража-склада, площадью 423 м2 по адресу: <адрес>, без проведения торгов (л.д. 65-69).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцам в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 62).

Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителей, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.

Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.

Схема расположения испрашиваемого истцами земельного участка, как усматривается из их заявления (л.д. 69), ранее подготовлена, но не утверждена.

Соответственно, подача истцами ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», действовавшим в соответствующий период, в том числе, на дату принятия оспариваемого истцами решения, руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях), а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.

Тем же актом руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара был наделен полномочиями по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, а также по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.

Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ заявление истцов было передано на рассмотрение ответчику.

Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, занимаемого производственной базой, площадью 3 634 м2 по адресу: <адрес>А, земельному участку присвоен кадастровый (л.д. 86-96). <адрес> земельного участка была уточнена, уточненное значение составило 3 . На основании распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ произведен раздел указанного земельного участка, образованы земельные участка (со статусом «временные») площадью 2 639 м2 с кадастровым номером и площадью с кадастровым номером .

Права на земельный участок с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не были зарегистрированы (л.д. 57).

Из представленного суду графического материала, в т.ч. из подготовленного самими же истцами проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 76-79), усматривается, что испрашиваемый истцами земельный участок полностью находится в пределах одной из частей земельного участка с кадастровым номером , что с очевидностью препятствует формированию испрашиваемого земельного участка.

Согласно пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.

Согласно п.3 ст.6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Как следствие, одна и та же часть земной поверхности не может входить в состав двух различных земельных участков. В связи с этим не допускается образование нового земельного участка, включающего в себя часть земной поверхности, уже входящую в состав другого земельного участка, без одновременного преобразования последнего таким образом, чтобы после преобразования соответствующая территория относилась бы только к одному (вновь образованному) земельному участку.

Поскольку преобразование земельного участка с кадастровым номером при образовании испрашиваемого истцами земельного участка не предусматривалось, образование испрашиваемого истцами земельного участка являлось невозможным, т.к. его территория вошла бы одновременно в состав двух земельных участков.

Таким образом, подготовленная заявителями схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории не могла быть утверждена.

В соответствии с пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

Следовательно, оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, без нарушения процедурных правил и при наличии установленных законом оснований, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Если истцы полагают, что их исключительное право на приватизацию занятого принадлежащим им зданием земельного участка нарушено, им следует разрешить межевой спор в порядке искового производства. До соответствующего изменения границ земельного участка с кадастровым номером уполномоченные органы заведомо не смогут принять решение о предоставлении истцам испрашиваемого ими земельного участка.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.09.2016 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-4021/2016 ~ М-3768/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никитина Н.А.
Космынин А.В.
Львов А.В.
Ответчики
ДУИ г.о.Самара
Другие
Департмент градостроителььства г.о.Самара
ФГУП "ФКП Росреестра по Самарской области"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
15.07.2016Передача материалов судье
14.07.2016Регистрация административного искового заявления
18.07.2016Решение вопроса о принятии к производству
18.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2016Подготовка дела (собеседование)
12.08.2016Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2016Судебное заседание
12.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее