Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
<адрес> 15 августа 2014 года
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации <адрес> к отделу судебных приставов по <адрес> об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> обратилась в суд с заявлением об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, и в ходе судебного заседания представитель администрации <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности показал, что ДД.ММ.ГГГГ Серышевским районным судом <адрес> выдан исполнительный лист № ВС № об обязании администрации <адрес> предоставить ФИО1, жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, расположенное на территории <адрес>. На основании указанного исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ФИО5 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № №. Для добровольного исполнения требований исполнительного документа должнику был установлен 5-тидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения заявителем не исполнены, судебный пристав-исполнитель ДД.ММ.ГГГГ года, вынес постановление о взыскании с администрации Серышевского района исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. Исполнительный документ не исполнен заявителем в срок в связи со следующим: в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г.. №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется проведением электронных аукционов. В соответствии со ст.ст. 63, 67-70 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ, сроки проведения процедуры аукциона от подачи извещения о проведении аукциона, до подписания контракта о приобретении жилого помещения составляют не менее 25 дней. В соответствии с п. 1 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно п.1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В соответствии с п. 3 ст. 13 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в течение восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом. Кроме того, в соответствии с. п. 1 ст. 96 Федерального закона 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта. Согласно требованиям п,6 ст. 96 вышеуказанного закона, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. Таким образом, сумма задатка, которую обязаны внести продавцы своих жилых помещений, составляет более 40000 (сорока тысяч) рублей, что лишает возможности администрацию района приобретать жилые помещения из-за отсутствия предложений по продаже жилья. На основании вышеизложенного считает, что заявитель не имел объективной возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Согласно частям 1, 3 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации -пятидесяти тысяч рублей. В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. На основании изложенного и руководствуясь ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" просил отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В ходе судебного заседания Врио начальника отдела – старший судебный пристав отдела судебных приставов по <адрес> ФИО5 показала, что в Серышевский районный суд <адрес> с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 29.07.2014г. обратилась администрация <адрес>. Отдел судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> не согласен с заявленными требованиями в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей (441 ГПК РФ). Из смысла данной нормы следует, что нормативный акт, решения и действия могут быть признаны недействительным (незаконными) при одновременном наличии двух условий: его несоответствии закону или иному правовому акту и нарушении указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В отдел судебных приставов по <адрес> на исполнение поступил исполнительный лист №ВС 027426950 об обязании администрации <адрес> предоставить ФИО1 Жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, расположенное на территории <адрес>. На основании указанного исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ФИО5 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №4429/14/17/28. Согласно ст. 105 Федерального закона «Об Исполнительном производстве» в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения заявителем не исполнены, судебный пристав-исполнитель ДД.ММ.ГГГГ г., вынес постановление о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Согласно ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Таким образом, в юридическом смысле отмена оспариваемого постановления означает отсутствие предмета спора, а также отсутствие спора между сторонами. На основании изложенного просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Серышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к <адрес> о предоставлении жилого помещения. Суд обязал администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> на основании исполнительного листа серии ВС № от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, должнику в лице администрации <адрес> предоставлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения постановления.
ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес> вынесено требование об исполнении требований исполнительного документа. Данное требование получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ вновь судебный пристав – исполнитель ОСП по <адрес> направил на имя главы администрации <адрес> аналогичное требование с предоставлением информации по исполнению решения суда о предоставлении жилого помещения детям – сиротам, в том числе ФИО1, предоставлении сведений об обращении по вопросу выделения денежных средств на приобретение жилых помещений детям сиротам и предоставлении информации об объеме финансирования, необходимого для исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, на основании которых возбуждены исполнительные производства. Указанное требование получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
При этом администрация Серышевского района Амурской области в суд с требованием о предоставлении отсрочки, рассрочки, об изменении способа и порядка исполнения решения суда не обращались.
В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения заявителем не исполнены, судебный пристав-исполнитель 29.07.2014 года, вынес постановление о взыскании с администрации Серышевского района исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 ФЗ № 229-ФЗ.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено названным законом.
Согласно ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, на день вынесения постановления судебным приставом-исполнителем требования исполнительного документа о предоставлении жилого помещения администрацией Серышевского района не исполнены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при своевременном получении постановления о возбуждении исполнительного производства и последующих требований об исполнении требований исполнительного документа, должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения постановления, не исполнил. Доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля администрации, в материалах дела не имеется.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ представленные в дело документы, суд приходит к выводу об отсутствии у администрации доказательств, подтверждающих наличие чрезвычайных обстоятельств, которые могут характеризироваться как обстоятельства непреодолимой силы, а также доказательств, подтверждающих совершение действий для исполнения требований исполнительного документа.
Поскольку должник в установленный срок не исполнил в добровольном порядке требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель правомерно, в соответствии с требованиями статьи 112 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Вместе с тем, принимая во внимание изложенные доводы должника, о том, что согласно положений Закона Амурской области от 17.12.2012 N 123-ОЗ (ред. от 20.12.2013) "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", в соответствие с которыми осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий по социальной поддержке, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета. Кроме того в соответствии в ФЗ РФ №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется проведением электронных аукционов, для чего необходимы определенные временные затраты для исполнения решения суда, о том, что согласно данного же закона, о размере обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Также учитывая, соответствующие принятые администрацией меры для исполнения решения суда от 29 ноября 2012 года, суд считает возможным снизить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора на одну четверть - до 37 500 рублей, поскольку в силу ч. 7 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 указанной статьи.
Поскольку анализ действующего законодательства, в том числе ФЗ «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Установленный размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления администрации <адрес> к отделу судебных приставов по <адрес> об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора – отказать.
Размер исполнительского сбора, подлежащий взысканию с администрации <адрес> по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ № №, возбужденному на основании исполнительного листа № ВС № от ДД.ММ.ГГГГ снизить с 50000 (пятидесяти тысяч) рублей до 37 500 (тридцати семи тысяч пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий судья:_________________ (Н.А.Демяненко)