Дело № 2-1197/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 26 июня 2019 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ефимова А.А.,
при секретаре Леготиной Е.С.,
с участием истца Банникова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Банникова Артема Николаевича, к администрации г. Енисейска Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Банникова А.Н., обратился в суд с иском к администрации г. Енисейска о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокурорской проверки установлены нарушения жилищных прав Банникова А.Н., который является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Енисейского районного суда от 08 февраля 2001 г. его мать ФИО2 лишена родительских прав в отношении него. Постановлением администрации г. Енисейска от 20 сентября 2006 г. № 731-р несовершеннолетний ФИО1 передан в приемную семью ФИО5 На основании заявления истца Краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, принято решение о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. В настоящее время Банников А.Н. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, данное жилое помещение за ним не закреплялось, своего жилья не имеет. Учитывая, что Банников А.Н. не обеспечен надлежащим образом жилым помещением как лицо, из категории детей, оставшихся без попечения родителей, он имеет право в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, размером не ниже установленных норм предоставления. По изложенным основаниям прокурор просит обязать администрацию г. Енисейска предоставить Банникову А.Н. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Енисейска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м, с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».
Енисейская межрайонная прокуратура о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, представитель в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Истец Банников А.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования. Дополнительно пояснил, что в настоящее время регистрации по месту жительства не имеет, так как 13 апреля 2019 г. снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, поскольку в данном жилье невозможно проживать из-за большого количества жильцов. Временно с 05 сентября 2018 г. по 05 сентября 2020 г. состоит на регистрационном учете по месту пребывания и фактически проживает по адресу: <адрес>, в семье бывшего опекуна ФИО5 Желает проживать в г. Енисейске. Какого-либо своего жилья не имеет.
Представитель ответчика администрации г. Енисейска Евланов О.О., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения требований истца, мотивируя тем, что согласно действующему законодательству не предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Третье лицо Орган опеки и попечительства администрации г. Енисейска о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представитель Кудрик Т.А. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Третье лицо Министерство образования Красноярского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца Банникова А.Н., суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
До 1 января 2013 г. в соответствии с требованиями ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 3 июля 2016 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в случае их проживания на любом законном основании в жилом помещении общая площадь которого, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом законодатель предусмотрел, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом, сохраняется за лицами, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, изменения в соответствии с требованиями ст. 4 данного Федерального закона распространяются и на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С 1 января 2013 г. в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилых помещений осуществляется только по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ст. 1 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение на территории Красноярского края закреплены ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции от 21 апреля 2016 г.).
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются этим лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 4 ст. 17 указанного Закона).
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд.
Жилые помещения, предоставляемые перечисленным категориям граждан по договорам найма специализированных жилых помещений должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 15 января 2013 г. № 18-КГПР12-84, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма вышеуказанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения вышеперечисленных правовых норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Как установлено в судебном заседании, истец Банников Артем Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является <данные изъяты>, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как заочным решением Енисейского районного суда Красноярского края от 08 февраля 2001 г. мать истца ФИО2 и отец истца ФИО3 лишены родительских прав в отношении него. ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. Согласно актовой записи о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 умер.
Постановлением администрации г. Енисейска Красноярского края от 06 декабря 2004 г. № 841-п в связи со смертью опекуна Любимцевой Л.В. несовершеннолетний Банников А.Н. помещен в детский дом г. Енисейска на полное государственное обеспечение с 05 ноября 2004 г.; согласно пункту 2 постановления за несовершеннолетним Банниковым А.Н. закреплено жилье по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации г. Енисейска Красноярского края от 28 февраля 2006 г. № 128-п внесены изменения в пункт 2 постановления администрации г. Енисейска от 06 декабря 2004 г. № 841-п, согласно которому изменено закрепленное за несовершеннолетним жилое помещение на <адрес>.
Постановлением администрации г. Енисейска Красноярского края от 20 сентября 2006 г. № 731-п несовершеннолетний Банников А.Н. передан на воспитание в приемную семью ФИО5
На основании договора социального найма жилого помещения от 14 февраля 2008 г. № 740 и дополнительного соглашения к данному договору от 20 сентября 2010 г. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 52,4 кв.м, было предоставлено в бессрочное владение и пользование нанимателю ФИО18 и членам ее семьи – сыну ФИО9, брату ФИО16, брату ФИО1, мужу ФИО10, сыну ФИО13, сыну ФИО14
Согласно выписке из домовой книги по состоянию на 11 февраля 2019 г. в данном жилом помещении на регистрационном учете состоят наниматель ФИО11, сын ФИО12, сын ФИО13, сын ФИО14, сын ФИО15, брат ФИО1, брат ФИО16
Решением Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края от 13 июня 2005 г. № 4-13 установлена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда г. Енисейска по договору социального найма (норма предоставления) – в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Распоряжением администрации г. Енисейска Красноярского края от 23 декабря 2015 г. № 1771-р установлен факт невозможности проживания Банникова А.Н. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 53 кв.м, так как в данной квартире уже зарегистрированы и проживают пять человек, и при вселении ФИО1 и ФИО16, на одного проживающего будет приходиться 7,5 кв.м.
В настоящее время Банников А.Н. регистрации по месту жительства не имеет (13 апреля 2019 г. был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> виду невозможности проживания в данном жилом помещении). Состоит на регистрационном учете по месту пребывания с 05 сентября 2018 г. по 05 сентября 2020 г. и фактически проживает по адресу: <адрес>, в семье бывшего опекуна ФИО5
На основании заявления от 29 декабря 2015 г. в Краевую комиссию по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, Банников А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, с предоставлением ему жилого помещения в г. Енисейске. Очередность истца в указанном списке № 4324.
Договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда администрацией г. Енисейска с Банниковым А.Н., ФИО2 (матерью истца), ФИО3 (отцом истца) не заключался, что подтверждается представленными сведениями.
Каких-либо объектов недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве за Банниковым А.Н., ФИО2 (матерью истца), ФИО19 (отцом истца) не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениями об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю.
Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, принимая во внимание, что Банников А.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вышеприведенные нормы закона, в соответствии с которыми обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, учитывая, что администрацией г. Енисейска данная обязанность до настоящего времени не исполнена, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Банникову А.Н. жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, в котором оно будет предоставляться, не обремененного правами третьих лиц, не находящегося под арестом, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м, с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Банникова Артема Николаевича, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Енисейска Красноярского края предоставить Банникову Артему Николаевичу жилое помещение на территории г. Енисейска Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м, с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Судья А.А. Ефимов
Мотивированное решение составлено 01 июля 2019 г.
Судья А.А. Ефимов