Решение по делу № 2-827/2013 ~ М-846/2013 от 17.09.2013

№ 2-827/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Колесникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Рочевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт «11» ноября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Коснырева Д.В., Косныревой Н.С. к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о признании незаконными акта обследования помещения №21 и заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу и их отмене,

установил:

Коснырев Д.В. и Коснырева Н.И. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о признании незаконными акта межведомственной комиссии администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» от 23.07.2013 № 21 о признании жилого помещения в виде квартиры <адрес> с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и заключения от 23.07.2013, составленного межведомственной комиссией администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» на основании указанного акта, их отмене. В обоснование заявленных требований истцы указали, что акт визуального обследования помещения не содержит сведений о годе постройки дома, площади общих помещений, площади жилых помещений, степени физического износа, также не содержит выводов об оценке степени и категории технического состояния строительных конструкций жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, параметров микроклимата помещения. Принятое на основании акта заключение комиссии не содержит каких-либо рекомендаций. При обследовании жилого помещения инструментальный контроль и другие виды контроля и исследований не проводились, эксперты участия не принимали, в связи с чем, обжалуемые акт и принятое на его основе заключение являются необоснованными, незаконными и подлежат отмене.

Истец Коснырев Д.В., надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив своего представителя.

Истец Коснырева Н.И. в судебном заседании поддержала исковые требования. Дополнительно пояснила, что нижние венцы несущей стены дома прогнили, вместе с тем, посредством визуального осмотра комиссией данные обстоятельства установлены не были, полагает необходимым проведения обследования дома с использованием инструментального метода и с указанием физического износа дома.

Представитель истцов Строганов Ю.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. В дополнение к доводам искового заявления, указал, что комиссия вопреки требованиям действующего законодательства и обращения истцов, преследующих цель обследования дома на предмет его ветхости или аварийного состояния, не произвела обследование жилого дома на его ветхость и аварийность.

Представитель ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Гусева Л.В., действующая на основании доверенности, с требованиями истцов и доводами их представителя не согласилась, пояснив, что сроки рассмотрения обращения не нарушены, комиссией, в состав которой входили специалисты различных отраслей, произведен визуальный осмотр спорного жилого помещения, по результатам которого акт отражает все, что являлось предметом рассмотрения комиссией, которой, в свою очередь, принято решение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему законодателем. Кроме того, указала, что истцы, полагая неправомерными выводы межведомственной комиссии, должны в самостоятельном порядке провести соответствующую экспертизу и предоставить заключение о признании жилого помещения и дома в целом непригодным для проживания, в то время, как истцами, кроме правоустанавливающих документов к обращению о проведении обследования жилого помещения, предоставлено не было. Дополнительно пояснила, что в отношении жилого дома, в котором проживают истцы, проводились неоднократные работы как текущего, так и капитального характера.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие истца Коснырева Д.В., при участии представителей сторон.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что жилое помещение в виде квартиры <адрес> в с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми находится в собственности Коснырева Д.В., право которого зарегистрировано в установленном законом порядке.

Постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 18.06.2012 № 06/229 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу и реконструкции на территории муниципального образования сельского поселения «Выльгорт».

Истец Коснырева Н.И. 05.07.2013 обратилась на имя руководителя администрации сельского поселения «Выльгорт» с заявлением о проведении межведомственной комиссией администрации обследования названного помещения на пригодность проживания и признания дома ветхим или аварийным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Руководителем администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» 29.07.2013 в адрес Косныревой Н.И. направлены акт и заключение межведомственной комиссии от 23.07.2013, которыми квартира <адрес> с.Выльгорт признана жилым помещением пригодным для постоянного проживания.

Не согласившись с выводами межведомственной комиссии, полагая нарушающими жилищные права собственника, истцы обратились в суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Рассматривая требования истцов, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, а также согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В заявлении, поданном в администрацию сельского поселения «Выльгорт», Коснырева Н.И. просила межведомственную комиссию провести обследование помещения квартиры 9 в доме 4 по ул.Д.Каликовой с.Выльгорт на предмет ее пригодности для проживания и признания дома ветхим или аварийным.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Так, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), согласно п. 7 которого признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

По смыслу указанного пункта Положения решающее значение для межведомственной комиссии имеют данные о техническом состоянии несущих конструкций обследуемого здания, отраженные в техническом заключении и иных материалах.

Согласно пункту 42 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а так же признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям включает: прием и рассмотрения заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (п. 44 Положения).

При рассмотрении дела из объяснений сторон установлено, что администрация сельского поселения «Выльгорт» на обращение Косныревой Н.И. по обследованию жилого помещения и дома неоднократно указывала на необходимость представления недостающих документов, которые в последующем были представлены в администрацию.

Суд учитывает, что в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Вместе с тем, исходя из характера обращения, преследующего, в том числе своей целью признание многоквартирного дома ветхим или аварийным, администрацией сельского поселения «Выльгорт», отвечающей за работу межведомственной комиссии сельского поселения, не указано заявителю на необходимость предоставления соответствующего заключения специалистов по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, необходимого для принятия такого решения.

Акт обследования жилого помещения № 21 от 23.07.2013 содержит краткое описание состояние жилого помещения, отражая общие сведения о количестве комнат в квартире, количестве квартир в многоквартирном доме, выполненном в деревянном исполнении в виде бруса, обшитого вагонкой, и имеющем покрытую металлопрофелем кровлю. Акт содержит указание на имеющиеся в доме инженерные системы, характеристику полов, оконных и дверных проемов, состояние которых признано нормативным.

Кроме того, оспариваемый акт в разделе, отражающем сведения о несоответствиях установленных требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, содержит выводы комиссии о состоянии основных строительных конструкций жилого помещения и дома как соответствующем своему функциональному назначению.

Из содержания данного акта видно, что обследование квартиры проводилось визуально, какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились.

Таким образом, процедура оценки жилого помещения и вынесенное на его основании оспариваемое заключение межведомственной комиссии не в полной мере соответствуют вышеприведенным требованиям Положения, в частности пунктам 43, 44 Положения.

То обстоятельство, что в состав комиссии входят специалисты, само по себе не свидетельствует, что все необходимые параметры можно установить только путем визуального осмотра.

Так, в приложении № 1 к Положению, приводится форма заключения межведомственной комиссии, из содержания которой видно, что при даче заключения приглашаются эксперты. В приложении № 2 к Положению приведена форма акта обследования помещения, из которой также усматривается, что обследование проводится не только членами комиссии, но и при участии приглашенных экспертов.

Кроме того, в заключении комиссии должна быть отражена оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены).

В числе приложений к акту должны быть указаны, в том числе результаты инструментального контроля, результаты лабораторных испытаний, результаты исследований, заключение экспертов и другие материалы по решению комиссии.

Таким образом, суд приходит к выводу, что только при соблюдении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в п. 44 Положения требованиям можно сделать объективный вывод о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания.

При этом, суд также принимает во внимание предоставленный в материалы дела акт осмотра жилого дома <адрес>, утвержденный главой сельского поселения «Выльгорт» 05.08.2013, то есть после обследования дома и жилого помещения межведомственной комиссией, которым установлено, что нижние венцы несущей стены жилого дома <адрес> поражены гнилью.

Однако, в заключении межведомственной комиссии указанные повреждения, которые по убеждению суда не могли образоваться спустя месяц после обследования помещения на предмет его пригодности, и соответственно выводы отражения не нашли, исследование этих повреждений, на предмет соответствия пригодности для проживания с участием экспертов, которые в необходимых случаях могут привлекаться к составлению заключения, не проводилось, данные о степени износа строения не указаны.

Более того, в заключении комиссии не нашли своего отражения и выявленные государственным инспектором по пожарному надзору, принимавшем участие в качестве специалиста в межведомственной комиссии по проверке жилого <адрес> нарушения требований пожарной безопасности, наличие которых по мнению названного члена комиссии свидетельствует о непригодности жилого дома для проживания.

Ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих о соблюдении вышеназванной процедуры и, как следствие, законности принятого межведомственной комиссией заключения о признании квартиры <адрес> пригодной для постоянного проживания.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о признании незаконным акта от 23.07.2013 № 21 и принятого на его основании заключения от 23.07.2013 межведомственной комиссии о признании квартиры пригодной для постоянного проживания.

При этом суд учитывает, что последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, в отсутствие иных требований, заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, и, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если основания для этого сохраняются.

Поскольку процедура признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания включает в себя, в том числе рассмотрение межведомственной комиссией вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, а также признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел IV Положения), суд приходит к выводу о возложении на ответчика в лице межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях, обязанности по рассмотрению вопроса о соответствии рассматриваемой квартиры и жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания, признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить Кснырева Д.В., Косныревой Н.С. к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» удовлетворить.

Признать акт № 21 от 23.07.2013 и заключение от 23.07.2013 межведомственной комиссии о признании жилого помещения в виде квартиры <адрес> с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми пригодным для постоянного проживания недействительными.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» в лице межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу провести обследование жилого дома 4 <адрес> с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми и располагаемой в нем квартиры на предмет соответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, его пригодности (непригодности) для проживания и признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16 ноября 2013 года.

Судья Д.А. Колесникова

Копия верна. Судья

2-827/2013 ~ М-846/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коснырев Денис Васильевич
Коснырева Нина Иосифовна
Ответчики
администрация сельского поселения (АСП) "Выльгорт"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Колесникова Диана Александровна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
17.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2013Передача материалов судье
20.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2013Судебное заседание
28.10.2013Судебное заседание
11.11.2013Судебное заседание
16.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2017Дело оформлено
30.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее