Дело № 2а-210/2019/40RS0017-01-2019-000101-77 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Малоярославец 25 марта 2019 года
Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Артёмовой Г.С.,
при секретаре Кучер К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» о признании незаконным и отмене пункта № 2 предписания Государственной жилищной инспекции Калужской области № 4263 от 17 декабря 2018 года,
установил:
ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» в лице директора Демидовой Г.К. 29 января 2019 года обратилось в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Калужской области о признании незаконным и подлежащим отмене пункта № 2 предписания Государственной жилищной инспекции Калужской области № 4263 от 17 декабря 2018 года.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки, проведенной главным специалистом отдела инспектирования жилищного фонда, лицензионного контроля и контроля за капитальными ремонтами Государственной жилищной инспекции Калужской области Ахаловой А.А. было выдано предписание № 4263 от 17 декабря 2018 года. Согласно пункту 2 указанного предписания ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» обязано устранить нарушения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома в соответствии с пунктами 4.10.5.1 и 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, поскольку в кв.8 в многоквартирном доме № 25 корп.2 по ул.Российских Газовиков обнаружено наличие темных сухих и влажных пятен на стенах лоджии. ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» не согласно с пунктом 2 данного предписания по следующим основаниям. ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» осуществляет управление многоквартирным домом № 25 по ул. Российских Газовиков на основании договора управления многоквартирным домом № 10 от 1 мая 2015 года. ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» считает, что внутреннюю часть балкона, его стены, пол и потолок должен содержать собственник квартиры, так как эти элементы не входят в состав общего имущества многоквартирного дома. В ходе проведения проверки Государственной жилищной инспекцией Калужской области было установлено, что в помещении лоджии кв.8 установлены стеклопакеты без приточно-вытяжных клапанов, помещение лоджии не вентилируемое. ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» полагает, что самим собственником кв.8 созданы благоприятные условия для образования плесени на лоджии. 31 октября 2018 года старшим мастером ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» произведено обследование лоджии кв.8 в многоквартирном доме № 25 корп.2 по ул.Российских Газовиков. В результате проверки было установлено, что на стенах лоджии имеются следы плесени. На лоджии стоят тонкие пластиковые окна, и постоянного проветривания нет. Также работниками ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» были произведены работы по герметизации межпанельных швов в местах примыкания лоджии и кухни. В начисление оплаты за жилищную услугу по статье «содержание жилого помещения» по кв.8 в многоквартирном доме № 25 корп.2 по ул.Российских Газовиков не входит площадь лоджий. Общая площадь данного жилого помещения составляет 121 кв.м (с учетом площади лоджий), а начисление жилищно-коммунальных услуг в квитанции по данному жилому помещению производится исходя из общей площади жилого помещения 107,7 кв.м.
В ходе рассмотрения дела от представителя административного истца поступило дополнение к административному исковому заявлению.
В дополнении к административному исковому заявлению указано, что Правила, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, не утверждены на уровне Правительства РФ, и носят рекомендательный характер. Указанные Правила относят балконные плиты к несущим конструкциям. ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» считает, что Государственной жилищной инспекцией Калужской области неправильно применены нормы законодательства, поскольку балконные плиты являются несущими конструкциями, а применение указанных в предписании пунктов Правил, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, имеет отношение к ограждающим конструкциям.
В судебном заседании, назначенном на 18 марта 2019 года, был объявлен перерыв до 25 марта 2019 года.
Представитель административного истца ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» по доверенности Смирнова О.М. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в административном иске и в дополнении к нему основаниям.
Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Калужской области по доверенности Тетерина Т.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если нарушены или оспорены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов или на неё незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, только при наличии одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если
иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Таким образом, бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Малоярославец, ул. Российских Газовиков, д.25, корп.2, выполнять работы по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, что следует из договора управления многоквартирным домом от 1 мая 2015 года.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
В соответствии с пунктом 4.10.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003, теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами.
Согласно пункту 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003, теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем:
устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации;
просушки отсыревших участков стен и крыш;
утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.;
просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный;
восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен;
ремонта кровельного покрытия.
Согласно пункту 9 раздела 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов - выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 г., определен состав такого имущества. В частности, как установлено подпунктом "в" пункта 2 указанных Правил, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
На основании пункта 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Установлено, что в связи с поступлением в Государственную жилищную инспекцию Калужской области обращения Богатырева Е.В., в том числе по вопросу неудовлетворительного состояния стен на лоджии многоквартирного дома, Государственной жилищной инспекцией Калужской области была назначена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» с целью проверки обращения Богатырева Е.В. (приказ от 6 декабря 2018 года).
Согласно акту проверки № 5691 от 17 декабря 2018 года, по результатам проведенной проверки Государственной жилищной инспекции Калужской области выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов), в том числе наличие сухих и влажных пятен на стенах лоджии и ограждающей конструкции лоджии квартиры № 8, что является нарушением п.4.10.5.1, п. 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170. При проведении обследования составлен акт проверки эксплуатационного состояния объекта № 3481 от 7 декабря 2018 года.
На основании указанных актов Государственной жилищной инспекцией Калужской области 17 декабря 2018 года ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» выдано предписание об устранении в срок до 18 февраля 2019 года нарушений в соответствии с п.4.10.5.1, п. 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170.
Факт неудовлетворительного состояния стен и ограждающей конструкции лоджии квартиры № 8 многоквартирного дома № 25 корп.2 по ул.Российских Газовиков был установлен и подтвержден в ходе выездной проверки. Наличие указанного недостатка, на необходимость устранения которого указано в предписании Государственной жилищной инспекции Калужской области № 4263 от 17 декабря 2018, не оспаривается.
Надлежащее содержание ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, в том числе несущих стен, балконных и иных плит, иных ограждающих несущих конструкций, входит в число обязанностей управляющей организации. Установленный в договоре управления круг обязанностей управляющей организации не освобождает её от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
Устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для управляющей организации характер и направлено на
поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства.
То обстоятельство, что площадь лоджий не включена в площадь, за которую производится начисление по статье «содержание жилого помещения», не освобождает управляющую организацию от выполнения работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Доводы представителя административного истца о неправильном указании Государственной жилищной инспекцией Калужской области в предписании пунктов Правил, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом вышеизложенного предписание Государственной жилищной инспекции Калужской области на момент его выдачи являлось законным и обоснованным, выдано административным ответчиком в рамках его полномочий.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ООО «Управляющая компания ЦЕНТР» о признании незаконным и отмене пункта № 2 предписания Государственной жилищной инспекции Калужской области № 4263 от 17 декабря 2018 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Артёмова Г.С.
Копия верна. Судья Артёмова Г.С.