Дело № 2а-249/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дубёнки 13 сентября 2018 г.
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Салахутдиновой Альбины Мухаррямовны,
с участием в деле:
административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Мордовия,
административного ответчика Еремкина Ивана Михайловича,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Мордовия к Еремкину Ивану Михайловичу о взыскании пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Мордовия (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 3 по РМ) обратилась в суд с административным иском к Еремкину И.М. о взыскании пени.
В обоснование заявленных требований указала, что административный ответчик Еремкин И.М., являясь владельцем земельных участков: с кадастровым номером №, площадью 5000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, площадью 8857 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, а также владельцем транспортных средств: марки «УРАЛ ИМЗ-8103», государственный регистрационный знак №, марки «КАМАЗ-345», государственный регистрационный знак №, марки «УАЗ-31519», государственный регистрационный знак №, марки «К-701», государственный регистрационный знак №, марки «Беларус МУП-351», государственный регистрационный знак №, марки «СЗД», государственный регистрационный знак №, своевременно не уплатил транспортный и земельный налоги, в связи с чем налоговым органом начислены пени за нарушение сроков уплаты вышеуказанных налогов, при этом требования административного истца оставлены административным ответчиком без исполнения. Выданный 29 января 2018 года мировым судьей судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия судебный приказ о взыскании пени отменен 12 февраля 2018 года в связи с подачей должником возражений.
Просит суд взыскать с учетом уточнений с Еремкина И.М. пени по земельному налогу за 2015 год за период с 02 декабря 2016 года по 17 января 2017 года в размере 05 руб. 79 коп., пени по транспортному налогу за 2012-2013 годы за период с 13 октября по 12 ноября 2015 года и пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02 декабря 2016 года по 21 сентября 2017 года в сумме 2822 руб. 25 коп.
Определением Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 13 сентября 2018 года производство по делу в части взыскания с Еремкина И.М. пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02 декабря 2016 года по 15 декабря 2016 года в размере 119 руб. 97 коп. прекращено в части, поскольку предъявлены требования о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 год за один и тот же период (с 02 декабря 2016 года по 15 декабря 2016 года).
Согласно определению Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 12 сентября 2018 года указанное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания, ведения аудиопротоколирования и протокола.
Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить частично на основании следующего.
Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 23 августа 2018 года усматривается, что Еремкин И.М. в период с 08 декабря 2005 года по 15 апреля 2014 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 110-113).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 03 апреля 2014 года ИП – глава КФХ Еремкин И.М. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении имущества должника открыто конкурсное производство. 15 апреля 2014 года в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности ИП – главы КФХ Еремкина И.М. (л.д. 126-157, 113).
Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что Еремкин И.М. имеет в собственности на территории Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия:
- с 1992 года земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;
- с 2006 года земельный участок с кадастровым номером №, площадью 8857 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (примерно в 990 м по направлению на юго-запад от школы) (л.д. 9-25).
Указанные обстоятельства подтверждаются также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах Еремкина И.М. от 29 августа 2018 года № КУВИ-001/2018-6338161 (л.д. 171-173).
Кроме того, Еремкин И.М. являлся собственником:
- грузового автомобиля марки «МАЗ-5334», государственный регистрационный знак №, 1989 года выпуска, мощностью 280 л.с., в период с 2010 года до 17 января 2012 года;
- грузового автомобиля марки «УАЗ-3741», государственный регистрационный знак №, 1993 года выпуска, мощностью 90 л.с., в период с 2011 года до 11 февраля 2012 года;
- легкового автомобиля марки «Фольксваген-Пассат», государственный регистрационный знак №, 2010 года выпуска, мощностью 152 л.с., в период 2006 года до февраля 2012 года;
- грузового автомобиля марки «УАЗ-23602», государственный регистрационный знак №, 2009 года выпуска, мощностью 128 л.с., в период с 2009 года до 16 февраля 2012 года;
- легкового автомобиля марки «ЗАЗ-968 МД», государственный регистрационный знак №, 1993 года выпуска, мощностью 42 л.с., в период с 1993 года до 18 мая 2016 года;
- мотоцикла марки «УРАЛ ИМЗ-8103», государственный регистрационный знак №, 1992 года выпуска, мощностью 32 л.с., в период с 1996 года до 18 мая 2016 года;
- моторной коляски марки «СЗД», государственный регистрационный знак №, 1982 года выпуска, мощностью 10 л.с., в период с 1982 года до 18 мая 2016 года (л.д. 9-25, 91, 102, 103, 161-169).
Административный ответчик также имеет в собственности:
- грузовой автомобиль марки «КАМАЗ-45143», государственный регистрационный знак №, 2008 года выпуска, мощностью 224 л.с., с 2009 года;
- легковой автомобиль марки «УАЗ-31519», государственный регистрационный знак №, 1998 года выпуска, мощностью 84 л.с., с 2010 года;
- трактор марки «К-701», государственный регистрационный знак №, 2009 года выпуска, мощностью 300 л.с., с 2011 года;
- трактор уборочно-погрузочный марки «Беларус МУП-351», государственный регистрационный знак №, 2006 года выпуска, мощностью 78 л.с., с 2006 года (л.д. 9-25, 92-93).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьями 387, 388, 389, 393, 394 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Чиндяновского сельского Совета депутатов Дубёнского района Республики Мордовия от 09 ноября 2005 года № 35 установлена налоговая ставка в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях и используемых для с/х производства; занятых жилищным фондом; предоставленных для ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства (л.д. 53-54).
Процентные налоговые ставки земельного налога решением Совета депутатов Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия от 25 февраля 2016 года № 166 и решением Совета депутатов Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия от 08 августа 2018 года № 64 оставлены без изменения (л.д. 55-56, 57-58).
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; к органам, осуществляющим государственную регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, относятся органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
На них в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами:
- в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ),
- в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 17 октября 2002 года N 46-З "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму налога по ставкам транспортного налога, устанавливаемого на территории Республики Мордовия в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
- мотоциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 20 л.с. включительно – по налоговой ставке 4,4, свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно – по налоговой ставке 9,2; автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. включительно, с года выпуска которых прошло более 15 лет – по налоговой ставке 12,5, до 100 л.с. включительно, с года выпуска которых прошло до 15 лет включительно – по налоговой ставке 14,4, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – по налоговой ставке 21,6, свыше 150 л.с. до 200 л.с включительно – по налоговой ставке – 31,6; грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. включительно – по налоговой ставке 25, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – по налоговой ставке 40, свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – по налоговой ставке 65, свыше 250 л.с. – по налоговой ставке 85; другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном году (с каждой лошадиной силы) – по налоговой ставке 25 (в ред. Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 № 107-З);
- мотоциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 20 л.с. включительно – по налоговой ставке 5,7, свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно – по налоговой ставке 11,9; автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. включительно, с года выпуска которых прошло более 15 лет – по налоговой ставке 15, до 100 л.с. включительно, с года выпуска которых прошло до 15 лет включительно – по налоговой ставке 17,3, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – по налоговой ставке 25,9, свыше 150 л.с. до 200 л.с включительно – по налоговой ставке – 37,9; грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. включительно – по налоговой ставке 25, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – по налоговой ставке 40, свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – по налоговой ставке 65, свыше 250 л.с. – по налоговой ставке 85; другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном году (с каждой лошадиной силы) – по налоговой ставке 25 (в ред. Закона Республики Мордовия от 28.11.2014 № 94-З).
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России № 3 по РМ исчислила:
- транспортный налог за 2012 год в отношении указанных выше автомобилей в сумме 29 706 руб. 83 коп. и земельный налог за 2012 год в размере 848 руб. 10 коп., в адрес Еремкина И.М. заказным письмом 23 мая 2013 года направлено налоговое уведомление № 198157 со сроком уплаты налогов не позднее 01 ноября 2013 года, кроме того, 06 декабря 2013 года направлено налоговое уведомление № 167517 о доплате транспортного налога за автомобиль марки «УАЗ-23602», государственный регистрационный знак №, в сумме 392 руб. 53 коп., а всего за транспортный налог за 2012 год в размере 30 099 руб. 36 коп. со сроком уплаты до 22 января 2014 года;
- транспортный налог за 2013 год в сумме 25 923 руб. и земельный налог за 2013 год в размере 851 руб., в адрес Еремкина И.М. заказным письмом 06 июня 2014 года направлено налоговое уведомление № 386334 со сроком уплаты налогов не позднее 01 ноября 2014 года;
- транспортный налог за 2015 год в сумме 25 708 руб. и земельный налог за 2015 год в размере 526 руб. 79 коп., в адрес Еремкина И.М. заказным письмом 05 октября 2016 года направлено налоговое уведомление № 81035430 от 27 сентября 2016 года со сроком уплаты налогов не позднее 01 декабря 2016 года (л.д. 51, 181-182, 184, 189-190).
Направление указанных уведомлений налогоплательщику подтверждено списками заказных писем N 7, 1 2189, 38, 18 (л.д. 52, 183, 185-188, 191).
Закон не содержит указаний на то, когда уведомление должно быть получено налогоплательщиком. Согласно пункту 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, условие статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации о направлении налогового уведомления налогоплательщику не менее чем за 30 дней до наступления срока платежа, налоговым органом соблюдено.
Разрешая административные исковые требования о взыскании с административного ответчика пени по земельному налогу за 2015 год за период с 02 декабря 2016 года по 17 января 2017 года в сумме 05 руб. 79 коп. суд исходит из следующего.
В связи с неуплатой Еремкиным И.М. транспортного и земельного налогов за 2015 год в установленный в налоговом уведомлении № 81035430 от 27 сентября 2016 года срок (до 01 декабря 2016 года), Межрайонная ИФНС России № 3 по РМ предъявила Еремкину И.М. требование № 7126 о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогам за 2015 год на общую сумму 26 234 руб. 79 коп., пени по транспортному и земельному налогам на общую сумму 122 руб. 43 коп. (по состоянию на 16 декабря 2016 года) (л.д. 217, 218, 219).
Судом проверен представленный административным истцом расчет, согласно которому сумма земельного налога за 2015 год составляет 526 руб. 79 коп. ((127 050 руб. – 10 000 руб.) х 0,3%) + (225 056 руб. х 0,3%)), с учетом образовавшейся переплаты (499 руб. 21 коп.).
Указанный расчет признается судом правильным, арифметически обоснованным.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок, в том числе и земельного налога за 2015 год, налоговой инспекцией 29 сентября 2017 года в адрес Еремкина И.М. направлено требование № 12056 об уплате пени, включая пени по земельному налогу по состоянию на 22 сентября 2017 года, с предоставлением срока для добровольного исполнения до 31 октября 2017 года (л.д. 31, 32-33).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Так, днем выявления недоимки по земельному налогу за 2015 год у налогоплательщика Еремкина И.М. должен являться день, следующий за датой, до которой подлежал уплате данный налог, т.е. 02 декабря 2016 года. С указанной даты подлежит исчислению трехмесячный срок, в течение которого в адрес административного ответчика подлежало направлению требование об уплате налога.
Требование № 7126 об уплате транспортного и земельного налогов за 2015 год на общую сумму 26 234 руб. 79 коп. направлено 20 декабря 2016 года, т.е. не позднее 02 марта 2017 года. (л.д. 218).
Поскольку сумма задолженности по указанному требованию превысила 3000 рублей, следовательно, срок обращения в суд с заявлением о ее взыскании, в том числе недоимки по земельному налогу, начал течь 15 февраля 2017 года, т.е. со дня истечения срока исполнения требования, и истек 15 августа 2017 года.
При этом пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Из уточненного административного искового заявления от 17 августа 2018 года № 02-10/004952 следует, что недоимка по земельному налогу за 2015 год с Еремкина И.М. инспекцией не взыскивалась (л.д. 46-48).
Учитывая, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на её принудительное взыскание, и в настоящее время недоимка по земельному налогу за 2015 год с Еремкина И.М. налоговым органом не взыскана, административный истец в суд с такими требованиями не обращался, соответственно, пени в сумме 05 руб. 79 коп., начисленные на эту недоимку, не подлежат взысканию.
Оснований для взыскания с административного ответчика пени за период с 13 октября 2015 года по 12 ноября 2015 года, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2012-2013 годы, также не имеется.
Как установлено судом из представленных материалов, в связи с обращением Межрайонной ИФНС России № 3 по РМ к мировому судье судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия с заявлениями о взыскании с Еремкина И.М. недоимки по налогу и пени вынесены:
- судебный приказ от 20 февраля 2014 года о взыскании с должника недоимки по транспортному налогу за 2012 год в сумме 29 706 руб. 83 коп. и пени в размере 1706 руб. 93 коп.;
- судебный приказ от 27 января 2015 года о взыскании с должника недоимки по транспортному налогу за 2012-2013 годы в сумме 26 315 руб. 53 коп. и пени за 2011-2013 годы в размере 5923 руб. 46 коп. (л.д. 200, 201).
Согласно сообщению Отдела судебных приставов по Дубёнскому району УФССП России по Республике Мордовия от 09 сентября 2018 года № 13006/18/7848, вышеуказанные судебные приказы мирового судьи судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия не исполнены, какие-либо денежные средства в счет взыскателя по ним не перечислялись (л.д. 202, 203, 204, 205).
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьёй решения о списании признанных безнадёжными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Таким образом, политика государства направлена на прощение задолженности по вышеуказанным налогам и пени, начисленным за их несвоевременную уплату.
Недоимка по транспортному налогу за 2012 год, 2013 год образовалась до 01 января 2015 года, однако доказательств, подтверждающих принятие налоговым органом решения о списании указанной недоимки, суду не представлено, вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных административных требований в указанной части, следовательно, эта недоимка и начисленные на неё пени признаются безнадёжными к взысканию, т.к. возможность их взыскания утрачена, поэтому пени за период с 13 октября 2015 года по 12 ноября 2015 года, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2012-2013 годы, не могут быть взысканы с Еремкина И.М.
Также административным истцом предъявлены требования о взыскании с Еремкина И.М. пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 2822 руб. 25 коп., которые подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
Как указывалось ранее, за 2015 год Еремкину И.М. был начислен транспортный налог в размере 25 708 руб. Для добровольной уплаты указанного налога направлялось налоговое уведомление № 81035430 от 27 сентября 2016 года со сроком уплаты до 01 декабря 2016 года (л.д. 51, 215).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, в том числе транспортного налога за 2015 год в сумме 25 708 руб., административному ответчику направлено требование № 7126 об его уплате в срок до 14 февраля 2017 года. К установленному в требовании сроку недоимка по транспортному налогу за 2015 год не уплачена (л.д. 217).
Впоследствии 29 сентября 2017 года в адрес Еремкина И.М. направлено требование № 12056 от 22 сентября 2017 года об уплате транспортного и земельного налогов, а также пени на общую сумму 2829 руб. 12 коп., с предложением добровольно погасить недоимку в срок до 31 октября 2017 года (л.д. 31).
Предъявленная по данному требованию задолженность по истечении срока, указанного в требовании, по сведениям налогового органа Еремкиным И.М. не уплачена.
Направление, как налоговых уведомлений, так и требований подтверждается соответствующими реестрами направления заказной корреспонденции (л.д. 34, 52, 216, 218).
По заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по РМ, поданному в установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, мировым судьей судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия 14 июня 2017 года вынесен судебный приказ о взыскании с Еремкина И.М. недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 25 708 руб., пени по транспортному налогу за период с 02 декабря 2016 года по 15 декабря 2016 года в сумме 119 руб. 97 коп. (л.д.88).
Сведений об отмене данного судебного приказа материалы дела не содержат.
При этом из сообщения Отдела судебных приставов по Дубёнскому району УФССП России по Республике Мордовия от 21 августа 2018 года № 13006/18/7381 усматривается, что по исполнительному производству № 2932/17/13006-ИП от 11 августа 2017 года в отношении должника Еремкина И.М. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по РМ перечисления денежных средств не производились, остаток задолженности по состоянию на 21 августа 2018 года составляет 25 827 руб. 97 коп. (л.д. 89).
Кроме того, 29 января 2018 года мировым судьей судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия по заявлению административного истца вынесен судебный приказ о взыскании с Еремкина И.М. пени по налогу на имущество физических лиц за период с 01 октября 2015 года по 01 ноября 2015 года в сумме 01 руб. 08 коп., пени по транспортному налогу за период с 02 декабря 2016 года по 21 сентября 2017 года в размере 2822 руб. 25 коп., пени по транспортному налогу за период с 13 октября 2015 года по 12 ноября 2015 года в сумме 937 руб. 78 коп., пени по земельному налогу за период с 02 декабря 2016 года по 17 января 2017 года в размере 05 руб. 79 коп. (л.д. 86).
12 февраля 2018 года мировым судьей судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа в связи с возражениями должника относительно его исполнения (л.д. 87).
09 августа 2018 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 1-5, 38).
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате пени по транспортному налогу за 2015 год.
Вместе с тем, суд считает, что налоговым органом неверно исчислена сумма транспортного налога за 2015 год, на которую следует начислять пени.
Как установлено судом из сообщений Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 20 мая 2016 года № 10-1232, государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия от 20 мая 2016 года № 06/1262, административный ответчик Еремкин И.М. – инвалид II группы вследствие трудового увечья обеспечивался на льготных условиях согласно установленным у него медицинским показаниям: в 1982 году мотоколяской, в 1993 году автомобилем марки «Запорожец», в 2015 году автомобилем марки «Лада» (л.д. 104, 105).
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Следовательно, начисление транспортного налога за 2015 год в отношении моторной коляски марки «СЗД», государственный регистрационный знак №, 1982 года выпуска, незаконно и необоснованно, т.к. указанное транспортное средство получено Еремкиным И.М. через органы социальной защиты в установленном законом порядке, т.е. данная мотоколяска не может являться объектом налогообложения.
Судом проверен представленный административным истцом расчет, согласно которому сумма транспортного налога за 2015 год составляет 25 651 руб. (381 руб. + 14 560 руб. + 1260 руб. + 7500 руб. + 1950 руб.):
- 381 руб. за мотоцикл марки «УРАЛ ИМЗ-8103» согласно следующему расчету (32 л.с. (мощность) х 11,90 (налоговая ставка) х 1 (12 месяцев);
- 14 560 руб. за грузовой автомобиль марки «КАМАЗ-45143» согласно следующему расчету (224 л.с. (мощность) х 65,00 (налоговая ставка) х 1 (12 месяцев);
- 1260 руб. за легковой автомобиль марки «УАЗ-31519» согласно следующему расчету (84 л.с. (мощность) х 15,00 (налоговая ставка) х 1 (12 месяцев);
- 7500 руб. за трактор марки «К-701» согласно следующему расчету (300 л.с. (мощность) х 25 (налоговая ставка) х 1 (12 месяцев);
- 1950 руб. за трактор уборочно-погрузочный марки «Беларус МУП-351» согласно следующему расчету (78 л.с. (мощность) х 25 (налоговая ставка) х 1 (12 месяцев) (л.д. 46-48, 175-178).
Указанный расчет признается судом правильным, арифметически обоснованным.
В связи с чем размер пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 16 декабря 2016 года по 21 сентября 2017 года (с учетом определения о прекращении производства по делу в части от 13 сентября 2018 года) составляет 2273 руб. согласно следующему расчету:
- за период с 16 декабря 2016 г. по 26 марта 2017 г. (25 651 руб. х 10% х 1/300 х 101 день) = 863 руб. 58 коп.,
- за период с 27 марта 2017 г. по 01 мая 2017 г. (25 651 руб. х 9,75% х 1/300 х 36 дней) = 300 руб. 12 коп.,
- за период с 02 мая 2017 г. по 18 июня 2017 г. (25 651 руб. х 9,25% х 1/300 х 48 дней) = 379 руб. 63 коп.,
- за период с 19 июня 2017 г. по 17 сентября 2017 г. (25 651 руб. х 9% х 1/300 х 91 день) = 700 руб. 27 коп.,
- за период с 18 сентября 2017 г. по 21 сентября 2017 г. (25 651 руб. х 8,5% х 1/300 х 4 дня) = 29 руб. 07 коп.
Итого: 863 руб. 58 коп. + 300 руб. 12 коп. + 379 руб. 63 коп. + 700 руб. 27 коп. + 29 руб. 07 коп. = 2272 руб. 67 коп. и, принимая во внимание положения статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом округления - 2273 руб.
Таким образом, требования административного истца о взыскании с Еремкина И.М. пени по транспортному налогу за 2015 год подлежат частичному удовлетворению и с административного ответчика подлежат взысканию пени за период с 16 декабря 2016 года по 21 сентября 2017 года в сумме 2273 руб., а в удовлетворении остальной части заявленных требований – 549 руб. 25 коп. (2822 руб. 25 коп. – 2273 руб.) необходимо отказать.
При этом то обстоятельство, что вышеуказанные транспортные средства в настоящее время реализованы в рамках конкурсного производства (л.д. 114-125, 159), а также в рамках исполнительного производства (л.д. 100,101, 158), не может быть принято судом во внимание, поскольку обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в регистрирующих органах (статьи 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации), а не от факта наличия или отсутствия у него транспортных средств в непосредственной эксплуатации, т.е. в фактическом пользовании.
Тем более, признание ИП – главы КФХ Еремкина И.М. банкротом, передача транспортных средств на реализацию конкурсному управляющему, включая изъятие транспортного средства судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, не освобождало Еремкина И.М., как физическое лицо, от исполнения обязанности по снятию проданных транспортных средств с учета, в том числе, путем понуждения к этому конкурсного управляющего, а в случае отказа в этом - не лишало его возможности обжаловать отказ по снятию транспортных средств с учета, тем самым допуская самостоятельно, нарушение своего права.
Поскольку после совершения сделки купли-продажи имущества ни конкурсный управляющий, ни собственник Еремкин И.М. не предприняли необходимых мер для прекращения регистрации транспортных средств за прежним собственником и в регистрационные данные до 2015 года не были внесены изменения о собственниках транспортных средств, а взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортных средств с регистрационного учета, при этом иных оснований для прекращения взимания транспортного налога, за исключением угона транспортного средства либо возникновением права на льготу, не установлено, обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год у административного ответчика не прекратилась.
При указанных данных налоговый орган правомерно исчислил Еремкину И.М. транспортный налог за 2015 год, на который подлежат начислению пени.
Одновременно суд считает необходимым отметить, что административный ответчик последующем не лишен возможности обратиться в суд с требованием о возмещении убытков к собственникам транспортных средств по месту их жительства.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как следует из статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым (статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Поскольку административный истец, как государственной орган, освобождён от уплаты государственной пошлины, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 52 и пункту 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального района по месту рассмотрения административного дела государственная пошлина в размере 400 руб., согласно следующему расчету: (2273 руб. х 4%, но не менее 400 руб.).
Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Мордовия к Еремкину Ивану Михайловичу о взыскании пени удовлетворить частично.
Взыскать с Еремкина Ивана Михайловича ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 16 декабря 2016 года по 21 сентября 2017 года в сумме 2273 (две тысячи двести семьдесят три) рублей.
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Мордовия к Еремкину Ивану Михайловичу о взыскании пени по земельному налогу за 2015 года за период с 02 декабря 2016 года по 17 января 2017 года в сумме 05 руб. 79 коп., пени по транспортному налогу за 2012-2013 годы за период с 13 октября 2015 года по 12 ноября 2015 года в размере 937 руб. 78 коп., пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 16 декабря 2016 года по 21 сентября 2017 года в сумме 549 рублей 25 копеек оставить без удовлетворения.
Реквизиты для перечисления: Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Мордовия), расчетный счет № 40101810900000010002, БИК: 048952001, Отделение – НБ Республика Мордовия, ИНН: 1322119980, ОКТМО 89616463, КБК пени по транспортному налогу 18210604012022100110.
Взыскать с Еремкина Ивана Михайловича в доход бюджета Дубёнского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путём подачи жалобы через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия А.М. Салахутдинова