Постановление по делу № 5-1157/2020 от 14.10.2020

УИД № 66RS0015-01-2020-002788-24                 Дело № 5-1157/2020

Мотивированное постановление составлено 18.11.2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

17 ноября 2020 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филимонова А.С., с участием секретаря судебного заседания Крохта Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Старцевой Кристины Борисовны, адрес регистрации: *Адрес*, (ИНН *Номер*, ОГРН *Номер*),

установил:

*Дата* в 10 час. 46 мин. непосредственно обнаружено, что в отделе «Много мебели», расположенном в ТЦ «Небо» по адресу: ФИО3 *Адрес*, Старцева К.Б., являющаяся индивидуальным предпринимателем, в нарушение п. 1.5 СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, п. 2.1, п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, п. 1.4, 2.8 Методических рекомендаций Роспотребнадзора РФ 3.1/2.3.5.0191-20 от 01.06.2020 г. «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», не соблюдала вышеуказанные требования, а именно:

- не обеспечила применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха;

- не организовала при входе на предприятие торговли место обработки рук сотрудников кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью дозаторов) или дезинфицирующими салфетками.

Событие правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от *Дата*.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности ИП Старцева К.Б. не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменные пояснения, из которых следует, что вину в совершении административного правонарушения не признает, считает, что Методические рекомендации Роспотребнадзора РФ 3.1/2.3.5.0191-20 от 01.06.2020 г. «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», о нарушении требований которых указано в протоколе об административном правонарушении, носят рекомендательный характер и не могут служить основанием для привлечения ее к административной ответственности. Просит прекратить производство по делу.

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Морозов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что ИП Старцева К.Б. вину в совершении административного правонарушения не признает, считает, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения носят рекомендательный характер. Кроме того указал, что по его мнению, обязанность по выполнению противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, изложенная в п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» должен нести не индивидуальный предприниматель, являющийся арендатором помещения, а собственник этого помещения. В настоящее время антисептическое средство размещено на рецепции в салоне «Много мебели», было оно и ранее, при этом, на момент проведения проверки антисептическое средство отсутствовало, поскольку производилась замена жидкости. Рециркулятора воздуха на момент проведения проверки в салоне «Много мебели» не имелось, не имеется его и в настоящее время.

Должностное лицо Асбестовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, составившее протокол, в судебное заседание не явилось, о времени месте рассмотрения административного дела было уведомлено надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Исследовав причины неявки лиц, участвующих в деле в судебное заседание, доказательства их надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела, судом принято решение о возможности рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, предоставляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, был принят Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Согласно абз. 14, 15 ст. 1 Закона № 52-ФЗ под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст. ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Ст. 32 Закона № 52-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществлять производственный контроль в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг.

В силу постановления Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) и внесена в список особо опасных инфекций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено принять меры по введению режима повышенной готовности и организовать контроль за соблюдением карантина.

В связи с этим Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (в актуальной редакции) на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в том числе в соответствии с п.12 работодатели, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, обязаны обеспечить соблюдение в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), прилегающих территориях, иных рабочих местах, с использованием которых осуществляется соответствующая деятельность, санитарно-эпидемиологических требований по защите от распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Письмом Роспотребнадзора от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15 утверждены Рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников (Методические рекомендации МР 3.1/2.2.0170/3-20), согласно которым в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять в числе иных, мероприятий, применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа (п. 2.12.)

Предусмотренные ст. 29, 31, 32 Закона № 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в качестве мер направлены на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно п.п. 2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии с п. 1.4 МР 3.1/2.3.5.0191-20. «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации» в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятиях торговли, распределительных центрах рекомендуется осуществлять места обработки рук сотрудников кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью дозаторов), или дезинфицирующими салфетками.

При этом, пп. 2.8 МР 3.1/2.3.5.0191-20. «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации» предусмотрено применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа, регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации (пункт 4.4).

    Вина ИП Старцевой К.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от *Дата*; служебной запиской от *Дата* с фотоматериалами, подтверждающими факт выявления правонарушения, а именно, отсутствие бактерицидного облучателя в помещении; предписанием от *Дата* об устранении выявленных нарушений. Судья считает, что протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.

Доказательства вины являются допустимыми и достаточными, получены в соответствии с требованиями ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений закона при их получении не установлено. Представленные доказательства не оспариваются лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии со ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доводы защитника о том, что Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20 носят рекомендательный характер, в связи с чем, по его мнению, не являются обязательными для применения, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Изданные Главным государственным врачом Российской Федерации рекомендации предусматривают императивные, обязательные к их исполнению, меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) для организаций, индивидуальных предпринимателей, в том числе на объектах Свердловской области.

Указанные рекомендации изданы во исполнение контроля на соответствующих территориях за организациями и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Кроме того, вмененные ИП Старцевой нарушения Методических рекомендаций относятся к профилактике инфекционных заболеваний, а также рассматриваются как способы предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу санитарно-эпидемиологических правил.

Следовательно, профилактика инфекционных заболеваний применительно к статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" рассматривается как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Не состоятельны доводы лица, привлекаемого к ответственности и ее защитника о том, что из п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" не следует обязанность арендатора обеспечивать обеззараживание воздуха в помещении. Так, в соответствии с п.1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01" юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Доказательств разработки и проведения мероприятий, направленных на соблюдение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях вспышки инфекции ИП Старцевой К.Б. не представлено.

Таким образом, ИП Старцева К.Б., при осуществлении предпринимательской производственной деятельности, грубо нарушила действующие санитарные правила, не выполнила обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, предоставляющего опасность для окружающих. Данные нарушения влекут угрозу жизни и здоровью людей, осуществляющих трудовую деятельность и покупателей, посещающих магазин, расположенный по указанному адресу.

Указанные действия ИП Старцевой К.Б., судья квалифицирует по ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья учитывает, что у ИП Старцевой К.Б. имелась возможность выполнить соответствующие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, однако не было приняты всех зависящих мер по их соблюдению. Доказательств того, что в силу объективных причин и (или) по независящим от юридического лица причинам не имелось возможности соблюдать указанные требования, судье не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обсуждая вопрос о виде и мере административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела, не установлено.

С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также, принимая во внимание, характер установленных в ходе осмотра нарушений, которые непосредственно угрожают жизни и здоровью населения, возникновения эпидемии, а также создают реальную угрозу распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) среди населения Свердловской области, учитывая, что до настоящего времени устройство для обеззараживания воздуха не установлено, судья, в соответствии с ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считает необходимым в целях обеспечения защиты прав и интересов неограниченного круга лиц, для предотвращения последствий невыполнения противоэпидемиологических мероприятий, предотвращения возможного распространения опасного инфекционного заболевания применить исключительную меру наказания – приостановление деятельности отдела «Много мебели», расположенного в ТЦ «Небо» по адресу: ФИО3 *Адрес*.

Оснований для назначения ИП Старцевой К.Б. менее строгого вида наказания в виде административного штрафа судья не находит, поскольку оно не сможет обеспечить надлежащее достижение цели административного наказания, при этом принимает во внимание, что дальнейшая деятельность указанного объекта создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, посещающих его, и, находящихся в нем в силу выполнения своих трудовых обязанностей, а также может повлечь причинение иного существенного вреда.

Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так же не имеется, так как нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания, предоставляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий не могут быть признаны малозначительными.

С учетом вышеуказанных обстоятельств судья находит данные меры соразмерными тяжести совершенного юридическим лицом административного правонарушения, способствующими достижению цели административного наказания – предупреждение совершения аналогичного правонарушения (ст. 3.1 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и не влекущими отрицательных последствий для функционирования и сохранения объектов жизнеобеспечения.

Определяя срок административного приостановления деятельности, суд учитывает реальную возможность ИП Старцевой К.Б. устранения выявленных нарушений, а также количество времени, в течение которого могут быть устранены обстоятельства, влекущие применение административного приостановления деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Признать виновным индивидуального предпринимателя Старцеву Кристину Борисовну в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, запретив деятельность отдела «Много мебели», расположенного в ТЦ «Небо» по адресу: ФИО3 *Адрес*, на срок 60 (шестьдесят) суток.

Срок наказания исчислять с момента фактического прекращения деятельности.

Разъяснить индивидуальному предпринимателю Старцевой Кристине Борисовне, что в соответствии с частью 3 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вправе направить в суд, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, ходатайство о досрочном прекращении исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности.

В соответствии с части 1 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление подлежит немедленному исполнению. Исполнение настоящего постановления поручить Асбестовскому районному отделению судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов Свердловской области.

На постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть подана жалоба и принесен протест в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд.

Судья Асбестовского городского суда А.С. Филимонов

5-1157/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Старцева Кристина Борисовна
Другие
Морозов Василий Владимирович
Суд
Асбестовский городской суд Свердловской области
Судья
Филимонов Александр Сергеевич
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
asbestovsky--svd.sudrf.ru
14.10.2020Передача дела судье
20.10.2020Подготовка дела к рассмотрению
17.11.2020Рассмотрение дела по существу
26.11.2020Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
08.12.2020Вступление постановления (определения) в законную силу
03.03.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
26.04.2021Сдача материалов дела в архив
Постановление

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее