РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 12 апреля 2012 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием представителей заявителя Сагайдак Ф.И. - Сагайдак А.Ф., Киприяновой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сагайдак Ф.И. об оспаривании решения Администрации Костомукшского городского округа,
установил:
Сагайдак Ф.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Костомукшского городского округа, указав, что является участником Великой Отечественной войны, инвалидом войны. В 2010 году обратился в Администрацию Костомукшского городского округа с заявлением об улучшении жилищных условий, однако получил отказ в связи с тем, что обеспечен жилой площадью выше учетной нормы. В феврале 2012 года вновь обратился с заявлением о включении в очередь на улучшение жилищных условий, но по тем же основаниям получил отказ в постановке на учет. Считает действия администрации неправомерными, поскольку не учтено, что жилое помещение, в котором он проживает, принадлежит сыну. В его собственности жилого помещения нет. Квартира, в которой он проживает, расположена на 4 этаже. Самостоятельно спуститься вниз не может, поскольку передвигается с помощью инвалидной коляски. Просит обязать администрацию включить его в очередь на улучшение жилищных условий.
Заявитель Сагайдак Ф.И., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Представители заявителя Сагайдак Ф.И., Сагайдак А.Ф., Киприянова Л.Н., действующие на основании нотариально удостоверенных доверенностей, поддержали требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заявителя Сагайдак А.Ф. пояснил, что в жилом помещении помимо заявителя зарегистрированы по месту пребывания и проживают Киприянова Л.Н. со своим сыном. Поскольку Сагайдак Ф.И. не может самостоятельно передвигаться, вынужден просить знакомых, чтобы помогли его вынести на улицу.
Представитель заявителя Киприянова Л.Н. пояснила, что проживает с Сагайдак А.Ф. в незарегистрированном браке. Также в указанной квартире проживает ее совершеннолетний сын. Сагайдак Ф.И. предоставлена для проживания маленькая комната. Считает, что заявитель имеет право на улучшение жилищных условий, поскольку в его собственности не имеется жилого помещения.
Представитель заинтересованного лица Администрации Костомукшского городского округа, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает, что заявление Сагайдак Ф.И. подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч.1,3 ст. 40 Конституции РФ).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30), в котором, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент Российской Федерации постановил: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Статья 14 Федерального закона «О ветеранах» (далее Закона) предусматривает меры социальной поддержки инвалидов войны, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В статье 15 Закона предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, также обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со статьей 23.2. ФЗ «О ветеранах» обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем осуществляется в следующем порядке: Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки (инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период); общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ). По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Сагайдак Ф.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участник Великой Отечественной войны, инвалид 2 группы по ранению, проживает в г. Костомукша с 1992 г. в жилом помещении, расположенном по адресу: РК, <адрес>. Собственником данного жилого помещения является сын Сагайдак Ф.И., Сагайдак А.Ф. Заявитель проживает в указанном жилом помещении, пользуясь льготой по оплате коммунальных услуг. Вместе с заявителем в указанном жилом помещении проживают: Сагайдак А.Ф. с Киприяновой Л.Н., брак с которой не зарегистрирован и ФИО1 Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
В феврале 2012г. Сагайдак Ф.И. повторно обратился в Администрацию Костомукшского городского округа с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 02.03.2012г. заявителю отказано в принятии на учет в связи с тем, что он обеспечен жилым помещением выше учетной нормы.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон «О ветеранах» не содержит в себе оснований и порядка признания приведенных в нем категорий граждан нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Однако, суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица о том, что при решении вопроса о необходимости признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий необходимо руководствоваться ст. 51 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и решением Костомукшского городского Совета от 26 апреля 2005 года № 394 ГС «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения», согласно которому с 01 марта 2005 года учетная норма площади жилого помещения для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма составляет 10 кв.м. общей площади.
В преамбуле Федерального закона «О ветеранах» указано, что закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Общая площадь двухкомнатной квартиры, расположенной на четвертом этаже дома составляет 52,3 кв.м., в том числе жилой 28,7 кв.м., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права и техническим паспортом на жилое помещение, имеющимися в деле. Исходя из площади жилого помещения, а также числа лиц, в нем проживающих, суд приходит к выводу, что на каждого проживающего в жилом помещении, исходя из учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, приходится 13,09 кв.м. общей площади жилого помещения. Из сложившегося порядка пользования жилым помещением, следует, что заявитель проживает в комнате площадью 11,6 кв.м., сын, Киприянова Л.Н. и ФИО1 в комнате площадью 17,1 кв.м.
Отсутствие в Федеральном законе «О ветеранах» оснований и порядка признания приведенных в нем категорий граждан нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ущемляет право заявителя на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Как следует из материалов дела, заявитель на территории Республики Карелия в собственности не имеет жилого помещения, что подтверждается справкой ГУП РК РГЦ «Недвижимость». Приезд Сагайдак Ф.И. в г. Костомукша был вызван необходимостью в постоянном постороннем бытовом уходе, что подтверждается пояснениями представителя заявителя, копией удостоверения о том, что заявитель является инвалидом 2-й группы, справкой ГБУЗ «Костомукшская городская больница».
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что жилое помещение, в котором проживает заявитель принадлежит на праве собственности сыну, квартира расположена на 4 этаже жилого дома, что препятствует заявителю в свободном передвижении, суд считает, что Сагайдак Ф.И. нуждается в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст.ст.196-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление удовлетворить.
Обязать Администрацию Костомукшского городского округа поставить Сагайдак Ф.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд в течение одного месяца.
Судья И.А. Сафарян