Дело № 2-3560/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 26 мая 2016 года
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Рязанцевой А.В.,
при секретаре Стуровой Т.В.,
с участием представителя истца - Рощевкина С.А., действующего на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика – ООО УК «РЭП-101» - Мироненко И.В., действующей на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика – ПАО «ТНС Энерго Воронеж» - Алексеевой Н.С., действующей на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ),
представителя третьего лица – МУП ГО г. Воронеж «Воронежская горэлектросеть» - Чунихиной Л.В., действующей на основании от (ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гришина Д.В. к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Воронеж», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Районное Эксплуатационное Предприятие – 101» о признании действий по начислению платы за электроэнергию, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Гришин Д.В. обратился в суд с иском о признании незаконными включение в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, необоснованного расчета стоимости использованной на общедомовые нужды электрической энергии с учетом общедомового прибора учета с 15.05.2013 года; обязании ПАО «ТНС энерго Воронеж» прекратить нарушения прав потребителя по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды с 01.10.2014 года по настоящее время; обязании ООО УК «РЭП-101» прекратить нарушения прав потребителя по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды с 15.05.2013 года по 30.09.2014 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является нанимателем жилого помещения – <адрес>, в котором ПАО «ТНС энерго Воронеж» (ранее МУП «Воронежская городская сеть» (ВГЭС)) 15.05.2013 года установило и ввело в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии, на основании показаний которого ответчики осуществляют начисления платы на общедомовые нужды на электроэнергию. Тогда как заключением межведомственной комиссии от 28.03.2013 года дом признан аварийным и подлежащим сносу вследствие имеющихся деформаций фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Нарушение прав истца как потребителя установлением прибора учета и избранным поставщиком электрической энергии расчетным способом с использованием прибора учета явилось основанием предъявления исковых требований (л.д. 7-8).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14.04.2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация ГО г. Воронеж и МУП ГО г. Воронеж «Воронежская горэлектросеть» (л.д. 57-58).
В судебном заседании представитель истца - Рощевкин С.А., действующий на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ), заявленные требования поддержал в полном объеме.
Истец – Гришин Д.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, обеспечив явку представителя, из адресованного суду заявления просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представители ответчиков против заявленного иска возражали, мотивирую позицию допущением в эксплуатацию общедомового прибора учета до момента признания дома аварийным во исполнение требований об обязательном учете производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета (л.д. 31-40).
Представитель МУП ГО г. Воронеж «Воронежская горэлектросеть» поддержала возражения стороны ответчиков.
Третье лицо – Администрация ГО г. Воронеж, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, причин неявки суду не сообщила.
Суд, выслушав представителей сторон, третьего лица, изучив представленные по делу письменные доказательства, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, Гришин Д.В. является нанимателем жилого помещения – <адрес>, находящимся в управлении ООО УК «РЭП-101» (л.д. 17, 48-49, 52-55, 144).
Согласно Акту (№) МУП «Воронежская горэлектросеть» (ВГЭС) 15.05.2013 года жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии (л.д. 56, 63-64).
До 01.10.2014 года электроснабжение многоквартирного <адрес> осуществлялось на основании договора энергоснабжения, заключенного между управляющей компанией ООО УК «РЭП-101» и ресурсоснабжающей организацией ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» (л.д. 41-49).
В соответствии с уведомлением Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области исх. (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) на основании пункта 53 Основных Положений, утвержденных постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» обязательства по обслуживанию потребителей ООО УК «РЭП-101» перешли к ПАО «ТНС энерго Воронеж» (ОАО «Воронежская энергосбытовая компания»). Переход покупателей электрической энергии ООО УК «РЭП-101» на обслуживание к гарантирующему поставщику осуществлен с 01.10.2014 года (л.д. 50).
Согласно Акту технического обследования <адрес>, проведенному ООО «Альф Гарант», в жилом помещение электричество отключено (л.д. 51).
Вместе с тем, как следует из сводных платежных документов для внесения платы за жилое помещение, предоставленные коммунальные и иные услуги за 2016 год по лицевому счету 0994304484, открытому на имя Гришина Д.В., на условиях найма занимающего жилое помещение (№) в <адрес>, за плательщиком за электроснабжение числится задолженность перед ООО УК «РЭП-101» в размере 1031,60 рублей, перед ПАО «ТНС энерго Воронеж» в размере 890,63 рублей, которая из месяца в месяц включается в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды без текущих начислений по ОДН (л.д. 52-54).
При этом в марте 2012 года согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» (№), жилой <адрес>, отдельно стоящий, 2-х этажный, на 12 квартир, расположенный в селитебной зоне Коминтерновского района, шлакоблочный, частично кирпичный, по информации Управления жилищного фонда 1951 года постройки (со слов жителей 1936 года постройки), признан не соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям. Вследствие чего назначенной постановлением главы ГО г. Воронеж межведомственной комиссией по результатам обследования 02.03.2012 года <адрес>, капитальный ремонт признан экономически нецелесообразным (л.д. 117-118).
По результатам рассмотренных документов и на основании экспертного исследования межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации ГО г. Воронеж от 28.06.2012 года № 514 (в редакции постановления администрации ГО г. Воронеж от 01.03.2013 года № 196), принято утвержденное постановлением администрации ГО г. Воронеж № 449 от 20.05.2013 года заключение (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу вследствие имеющихся деформаций фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (л.д. 66, 67-75).
Как следует из технического обследования (инструментального обследования), проведенного ООО «Актив Проект» в сентябре 2012 года по заказу МУП ГО г. Воронеж «ГДЕЗ ЖКХ», состояние жилого дома по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» в целом оценено как аварийное, в частности и системы элестроснабжения. В результате детального обследования инженерных сетей были выявлены следующие оказывающие отрицательное влияние на эксплуатационную пригодность дефекты:
«Электропроводка в здании выполнена с отступлениями ПУЭ («Правила устройства электроустановок» раздел 6). Изоляция электропроводов имеет повреждения, п. 57 ППБ 01-03, ПУЭ. Прокладка электрических незащищенных проводов поэтажных коридорах выполнена открытым способом (без металлорукава или под слоем штукатурки), электрораспределительные коробки не закрыты крышками ст. 151 п. 1 ФЗ № 123 от 10.07.2012 года. оплетка проводов потеряла эластичность и крошится. Система электроснабжения находится в аварийном состоянии и требует 100 % замены» (л.д. 76-116).
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п.п. 5 п. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ст. 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в соответствии со ст. 157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила) вступившие в силу с 01 сентября 2012 года (пп. "в" п. 2пп. "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) N 258).
Согласно абз. 8 п. 2 Правил коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пп. "г" п. 34 Правил на потребителя возложена обязанность в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета.
В силу п. п. 44, 48 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется, по общему правилу, в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 1 указанного Закона).
При этом в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 2 указанного Закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетической эффективностью являются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенных в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Данным Законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Исходя из положений указанной статьи Закона, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, на основании данных такого учета производятся расчеты за энергетические ресурсы. На собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов до 01 июля 2012 года коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. В случае неисполнения собственниками соответствующей обязанности на организации, которые осуществляют снабжение домов электрической энергией возложена обязанность в срок до 01 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Вместе с тем, законодателем предусмотрено исключение из указанного правила, в соответствии с которым в отношении ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, требование об обязательном учете с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов не распространяется (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При этом из буквального толкования ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ не следует, что указание на нераспространение требования об обязательном учете с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов в отношении аварийных объектов поставлено в зависимость от даты сноса такового объекта или его капитального строительства. Действующим законодательством четко определен перечень не взаимосвязанных между собой объектов-исключений 4 категорий, на которых учет не осуществляется, к одной из которых относятся аварийные объекты.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на момент установки прибора учета 15.05.2013 года на основании заключения межведомственной комиссии от (ДД.ММ.ГГГГ), утвержденной постановлением администрации ГО г. Воронеж от 20.05.2013 года, был признан аварийным. Следовательно, монтаж в таком доме прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды, и последующие действия ответчиков по начислению платы за электроснабжение на общедомовые нужды по прибору учета не отвечает требования закона и нарушает материальные права истца как пользователя помещения в многоквартирном доме со всеми вытекающими обязательствами.
Производство монтажа коллективных приборов учета по инициативе сетевой или ресурсоснабжающей организации за счет собственных средств в аварийных многоквартирных жилах домах с последующим начислением платы за электроэнергию по их показаниям положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ не предусмотрено.
В аварийном многоквартирном жилом доме установление и использование коллективного (общедомового) прибора учета для расчета платы за потребленные энергоресурсы возможно только при наличии волеизъявления собственников помещений такого дома, доказательств чего в ходе судебного разбирательства суду не представлено.
Следовательно, при исследованных обстоятельствах дела и требований действующего законодательства об организации обязательного учета потребленных энергетических ресурсов с использованием общедомового прибора учета, расчеты между сторонами не могут быть основаны на показаниях такого прибора. Избранный ответчиками расчетный способ в рассматриваемом случае не подлежит применению.
Резюмируя изложенное выше, суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенного права истца признанием действий ответчиков по расчету стоимости использованной на общедомовые нужды электрической энергии с учетом общедомового прибора с 15.05.2013 года по настоящее время необоснованными с прекращением действий ответчиков по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, в целях пресечения не соответствующих закону действий ответчиков.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
От уплаты государственной пошлины истец при подаче иска был освобожден как потребитель.
Таким образом, с учетом удовлетворения иска в полном объеме, по правилам ст. 333.19 НК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 600 рублей, по 300 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 56, 103, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Гришина Д.В. к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Воронеж», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Районное Эксплуатационное Предприятие – 101» о признании действий по начислению платы за электроэнергию, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, незаконными удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Районное Эксплуатационное Предприятие – 101» по расчету стоимости использованной на общедомовые нужды электрической энергии с учетом общедомового прибора учета, по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды за период с 15.05.2013 года по 30.09.2014 года, незаконными, обязав прекратить расчет платы электроэнергии на общедомовые нужды с учетом общедомового прибора учета и действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды.
Признать действия публичного акционерного общества «ТНС энерго Воронеж» по расчету стоимости использованной на общедомовые нужды электрической энергии с учетом общедомового прибора учета, по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды за период с 01.10.2014 года по настоящее время незаконными, обязав прекратить расчет платы электроэнергии на общедомовые нужды с учетом общедомового прибора учета и действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья Рязанцева А.В.
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2016 г.
Дело № 2-3560/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 26 мая 2016 года
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Рязанцевой А.В.,
при секретаре Стуровой Т.В.,
с участием представителя истца - Рощевкина С.А., действующего на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика – ООО УК «РЭП-101» - Мироненко И.В., действующей на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика – ПАО «ТНС Энерго Воронеж» - Алексеевой Н.С., действующей на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ),
представителя третьего лица – МУП ГО г. Воронеж «Воронежская горэлектросеть» - Чунихиной Л.В., действующей на основании от (ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гришина Д.В. к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Воронеж», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Районное Эксплуатационное Предприятие – 101» о признании действий по начислению платы за электроэнергию, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Гришин Д.В. обратился в суд с иском о признании незаконными включение в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, необоснованного расчета стоимости использованной на общедомовые нужды электрической энергии с учетом общедомового прибора учета с 15.05.2013 года; обязании ПАО «ТНС энерго Воронеж» прекратить нарушения прав потребителя по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды с 01.10.2014 года по настоящее время; обязании ООО УК «РЭП-101» прекратить нарушения прав потребителя по необоснованному расчету платы электроэнергии на общедомовые нужды, прекратить действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды с 15.05.2013 года по 30.09.2014 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является нанимателем жилого помещения – <адрес>, в котором ПАО «ТНС энерго Воронеж» (ранее МУП «Воронежская городская сеть» (ВГЭС)) 15.05.2013 года установило и ввело в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии, на основании показаний которого ответчики осуществляют начисления платы на общедомовые нужды на электроэнергию. Тогда как заключением межведомственной комиссии от 28.03.2013 года дом признан аварийным и подлежащим сносу вследствие имеющихся деформаций фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Нарушение прав истца как потребителя установлением прибора учета и избранным поставщиком электрической энергии расчетным способом с использованием прибора учета явилось основанием предъявления исковых требований (л.д. 7-8).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14.04.2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация ГО г. Воронеж и МУП ГО г. Воронеж «Воронежская горэлектросеть» (л.д. 57-58).
В судебном заседании представитель истца - Рощевкин С.А., действующий на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ), заявленные требования поддержал в полном объеме.
Истец – Гришин Д.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, обеспечив явку представителя, из адресованного суду заявления просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представители ответчиков против заявленного иска возражали, мотивирую позицию допущением в эксплуатацию общедомового прибора учета до момента признания дома аварийным во исполнение требований об обязательном учете производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета (л.д. 31-40).
Представитель МУП ГО г. Воронеж «Воронежская горэлектросеть» поддержала возражения стороны ответчиков.
Третье лицо – Администрация ГО г. Воронеж, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, причин неявки суду не сообщила.
Суд, выслушав представителей сторон, третьего лица, изучив представленные по делу письменные доказательства, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, Гришин Д.В. является нанимателем жилого помещения – <адрес>, находящимся в управлении ООО УК «РЭП-101» (л.д. 17, 48-49, 52-55, 144).
Согласно Акту (№) МУП «Воронежская горэлектросеть» (ВГЭС) 15.05.2013 года жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии (л.д. 56, 63-64).
До 01.10.2014 года электроснабжение многоквартирного <адрес> осуществлялось на основании договора энергоснабжения, заключенного между управляющей компанией ООО УК «РЭП-101» и ресурсоснабжающей организацией ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» (л.д. 41-49).
В соответствии с уведомлением Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области исх. (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) на основании пункта 53 Основных Положений, утвержденных постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» обязательства по обслуживанию потребителей ООО УК «РЭП-101» перешли к ПАО «ТНС энерго Воронеж» (ОАО «Воронежская энергосбытовая компания»). Переход покупателей электрической энергии ООО УК «РЭП-101» на обслуживание к гарантирующему поставщику осуществлен с 01.10.2014 года (л.д. 50).
Согласно Акту технического обследования <адрес>, проведенному ООО «Альф Гарант», в жилом помещение электричество отключено (л.д. 51).
Вместе с тем, как следует из сводных платежных документов для внесения платы за жилое помещение, предоставленные коммунальные и иные услуги за 2016 год по лицевому счету 0994304484, открытому на имя Гришина Д.В., на условиях найма занимающего жилое помещение (№) в <адрес>, за плательщиком за электроснабжение числится задолженность перед ООО УК «РЭП-101» в размере 1031,60 рублей, перед ПАО «ТНС энерго Воронеж» в размере 890,63 рублей, которая из месяца в месяц включается в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды без текущих начислений по ОДН (л.д. 52-54).
При этом в марте 2012 года согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» (№), жилой <адрес>, отдельно стоящий, 2-х этажный, на 12 квартир, расположенный в селитебной зоне Коминтерновского района, шлакоблочный, частично кирпичный, по информации Управления жилищного фонда 1951 года постройки (со слов жителей 1936 года постройки), признан не соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям. Вследствие чего назначенной постановлением главы ГО г. Воронеж межведомственной комиссией по результатам обследования 02.03.2012 года <адрес>, капитальный ремонт признан экономически нецелесообразным (л.д. 117-118).
По результатам рассмотренных документов и на основании экспертного исследования межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации ГО г. Воронеж от 28.06.2012 года № 514 (в редакции постановления администрации ГО г. Воронеж от 01.03.2013 года № 196), принято утвержденное постановлением администрации ГО г. Воронеж № 449 от 20.05.2013 года заключение (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу вследствие имеющихся деформаций фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (л.д. 66, 67-75).
Как следует из технического обследования (инструментального обследования), проведенного ООО «Актив Проект» в сентябре 2012 года по заказу МУП ГО г. Воронеж «ГДЕЗ ЖКХ», состояние жилого дома по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» в целом оценено как аварийное, в частности и системы элестроснабжения. В результате детального обследования инженерных сетей были выявлены следующие оказывающие отрицательное влияние на эксплуатационную пригодность дефекты:
«Электропроводка в здании выполнена с отступлениями ПУЭ («Правила устройства электроустановок» раздел 6). Изоляция электропроводов имеет повреждения, п. 57 ППБ 01-03, ПУЭ. Прокладка электрических незащищенных проводов поэтажных коридорах выполнена открытым способом (без металлорукава или под слоем штукатурки), электрораспределительные коробки не закрыты крышками ст. 151 п. 1 ФЗ № 123 от 10.07.2012 года. оплетка проводов потеряла эластичность и крошится. Система электроснабжения находится в аварийном состоянии и требует 100 % замены» (л.д. 76-116).
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п.п. 5 п. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ст. 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в соответствии со ст. 157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила) вступившие в силу с 01 сентября 2012 года (пп. "в" п. 2пп. "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) N 258).
Согласно абз. 8 п. 2 Правил коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пп. "г" п. 34 Правил на потребителя возложена обязанность в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета.
В силу п. п. 44, 48 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется, по общему правилу, в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 1 указанного Закона).
При этом в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 2 указанного Закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетической эффективностью являются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенных в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Данным Законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Исходя из положений указанной статьи Закона, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, на основании данных такого учета производятся расчеты за энергетические ресурсы. На собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов до 01 июля 2012 года коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. В случае неисполнения собственниками соответствующей обязанности на организации, которые осуществляют снабжение домов электрической энергией возложена обязанность в срок до 01 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Вместе с тем, законодателем предусмотрено исключение из указанного правила, в соответствии с которым в отношении ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, требование об обязательном учете с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов не распространяется (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При этом из буквального толкования ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ не следует, что указание на нераспространение требования об обязательном учете с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов в отношении аварийных объектов поставлено в зависимость от даты сноса такового объекта или его капитального строительства. Действующим законодательством четко определен перечень не взаимосвязанных между собой объектов-исключений 4 категорий, на которых учет не осуществляется, к одной из которых относятся аварийные объекты.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на момент установки прибора учета 15.05.2013 года на основании заключения межведомственной комиссии от (ДД.ММ.ГГГГ), утвержденной постановлением администрации ГО г. Воронеж от 20.05.2013 года, был признан аварийным. Следовательно, монтаж в таком доме прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды, и последующие действия ответчиков по начислению платы за электроснабжение на общедомовые нужды по прибору учета не отвечает требования закона и нарушает материальные права истца как пользователя помещения в многоквартирном доме со всеми вытекающими обязательствами.
Производство монтажа коллективных приборов учета по инициативе сетевой или ресурсоснабжающей организации за счет собственных средств в аварийных многоквартирных жилах домах с последующим начислением платы за электроэнергию по их показаниям положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ не предусмотрено.
В аварийном многоквартирном жилом доме установление и использование коллективного (общедомового) прибора учета для расчета платы за потребленные энергоресурсы возможно только при наличии волеизъявления собственников помещений такого дома, доказательств чего в ходе судебного разбирательства суду не представлено.
Следовательно, при исследованных обстоятельствах дела и требований действующего законодательства об организации обязательного учета потребленных энергетических ресурсов с использованием общедомового прибора учета, расчеты между сторонами не могут быть основаны на показаниях такого прибора. Избранный ответчиками расчетный способ в рассматриваемом случае не подлежит применению.
Резюмируя изложенное выше, суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенного права истца признанием действий ответчиков по расчету стоимости использованной на общедомовые нужды электрической энергии с учетом общедомового прибора с 15.05.2013 года по настоящее время необоснованными с прекращением действий ответчиков по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, в целях пресечения не соответствующих закону действий ответчиков.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
От уплаты государственной пошлины истец при подаче иска был освобожден как потребитель.
Таким образом, с учетом удовлетворения иска в полном объеме, по правилам ст. 333.19 НК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 600 рублей, по 300 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 56, 103, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Гришина Д.В. к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Воронеж», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Районное Эксплуатационное Предприятие – 101» о признании действий по начислению платы за электроэнергию, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, незаконными удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Районное Эксплуатационное Предприятие – 101» по расчету стоимости использованной на общедомовые нужды электрической энергии с учетом общедомового прибора учета, по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды за период с 15.05.2013 года по 30.09.2014 года, незаконными, обязав прекратить расчет платы электроэнергии на общедомовые нужды с учетом общедомового прибора учета и действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды.
Признать действия публичного акционерного общества «ТНС энерго Воронеж» по расчету стоимости использованной на общедомовые нужды электрической энергии с учетом общедомового прибора учета, по включению в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды за период с 01.10.2014 года по настоящее время незаконными, обязав прекратить расчет платы электроэнергии на общедомовые нужды с учетом общедомового прибора учета и действия по включению в лицевой счет задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья Рязанцева А.В.
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2016 г.