№2а-2510/18-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н.Картавых,
при секретаре
М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шурухина В. В.ича о признании решения № 31 от 09 февраля 2018 и действий главного врача ГБУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» Кононенко Ю.С. незаконными,
установил:
Шурухин В.В. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным иском по тем основаниям, что он является инвалидом второй группы, имеет заболевание туберкулез легких, в настоящее время заключен под стражу и содержится в ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Республике Карелия, решением № 31 от 09.02.2018 главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканский противотуберкулезный диспансер» (далее по тексту ГБУЗ «РПТД») Кононенко Ю.С. отказала ему в продолжении его лечения в связи с тем, что он является обвиняемым и получает лечение в условиях СИЗО № 1, где имеется квалифицированная медицинская, в том числе и фтизиатрическая служба. ФИО5 считает, что административным ответчиком нарушаются его права и законные интересы, он не получает соответствующего лечения, вследствие чего его состояние здоровья ухудшилось. В связи с изложенным административный истец просит суд признать решение и действия главного врача ГБУЗ «РПТД» № 31 от 09.02.2018 влекущими дискриминацию равенства прав и свобод человека, гражданина и инвалида, нарушающими Конституцию РФ, ущемляющими его права на лечение, медицинскую помощь в условиях стационара, охрану жизни и здоровья.
В судебном заседании административный истец, участие которого было обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, поддержал доводы административного иска.
Представитель ГБУЗ «РПТД» Громова А.Э., в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поддержала представленный отзыв, указала, что ГБУЗ «РПТД» не является режимным объектом. Вся медицинская помощь, в том числе фтизиатрическая ему оказывается ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России.
Представитель ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Фефелова Е.А. против удовлетворения административного иска возражала, пояснила, что согласно заключению медицинской комиссии истец не имеет заболеваний, препятствующих содержанию его под стражей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений". Шурухину В.В. предоставляется вся необходимая медицинская помощь.
Кононенко Ю.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.
Заслушав лиц, участвующих в деле, фтизиатра ГБУЗ «РПТД» Доеву Л.В., исследовав письменные материалы дела, медицинские документы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления. Соответственно, разрешая настоящее дело, суд проверяет исключительно законность оспариваемого решения № 31 от 09 февраля 2018 и действий главного врача ГБУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» Кононенко Ю.С. по его вынесению (ч. 3 ст. 62, чч. 1 и 2 ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
Судом установлено, что Шурухин В.В. оспаривает ответ на его обращение от 11 января 2018 года № 11 в ГБУЗ «РПТД» от 09 февраля 2018, подписанный главным врачом ГБУЗ «РПТД» Кононенко Ю.С., которым административный ответчик отказывает ему в прохождении стационарного лечения в условиях отделения легочного туберкулеза для взрослых, поскольку он находится под следствием и является обвиняемым, в связи с чем получает необходимое лечение в условиях СИЗО № 1. Административный истец полагает, что указанное решение главного врача ГБУЗ «РПТД» Кононенко Ю.С. грубо нарушает его права и законные интересы, влечет дискриминацию равенства прав и свобод человека, гражданина и инвалида, нарушает Конституцию РФ, ущемляет его права на лечение, медицинскую помощь в условиях стационара.
С данными утверждениями суд не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно медицинских документов впервые туберкулез легких у Шурухина В.В. был выявлен в МЛС в 2007 году в Архангельской области, с 2008 года инвалид II группы; лечился с перерывами в 2009 выявлена ЛУ (данных о ТЛЧ нет), начат КХТ препаратами второго ряда; в 2011 году продолжил лечение в МЛС республики Коми препаратами второго ряда. Освободился в 2013г, продолжил лечение в Архангельском ПТД, ГДУ II А. Лечился с перерывами. В мае 2014 г выявлена преШЛУ.
С февраля 2015 года Шурухин В.В. наблюдался в медицинской части ФКУ СИЗО 1. С 06.03.2015 года по 18.03.2015 года находился на обследовании в Б-1 ФКУЗ МСЧ 10 ФСИН России. Клинический диагноз: <данные изъяты>. Сопутствующая патология: <данные изъяты>. Получал КХТ по режиму 4, лечился недисциплинированно, неоднократно отказывался от лечения, акты отказа от лечения в амбулаторной карте СИЗО-1. 15 ноября 2016 административному истцу было предложено лечение в филиале «Больница №1 ФКУЗ МСЧ-10», он категорически отказался. В январе 2017 - отрицательная динамика процесса. С больным проводились беседы о необходимости лечения, предложено стационарное лечение в «Больница №1 ФКУЗ МСЧ-10», получен отказ. С 25 июля 2017 по 02 августа 2017 Шурухин В.В. находился в филиале «Больница №1 ФКУЗ МСЧ-10» с диагнозом <данные изъяты>. Внебольничная нижнедолевая левосторонняя пневмония. Далее переведен в СИЗО-1 для продолжения лечения. На фоне нерегулярного лечения процесс носит прогрессирующий характер, сохраняется бацилловыделение.
02 ноября 2016, 16 февраля 2017, 31 августа 2017, 01.03.2018 в ГБУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» проводились ЦВКК, медицинское освидетельствование Шурухина В.В., заболеваний, входящих в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений согласно постановлению Правительства РФ №3 от 14.01.2011 не выявлено.
В настоящее время Шурухин В.В. заключен под стражу и содержится в ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Республике Карелия. При следственном изоляторе действует филиал медицинская часть № 7 федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10» Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту - ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России).
ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Учреждение находится в ведении ФСИН России, имеет статус медицинской некоммерческой организации. Управление учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 640 и Минюста РФ N 190 от 17 октября 2005 года "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" (далее - Порядок).
Как установлено п. 2 Порядка, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В соответствии с п. п. 7, 8 Порядка организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми актами; организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья.
Согласно п. 13 Порядка для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы, либо филиалом лечебно-профилактического учреждения. Учреждение, в котором медицинская часть является его структурным подразделением, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по видам медицинской помощи (работам и услугам) согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность.
В соответствии с совместным приказом М3 РФ и МЮ РФ № 640/190 от 17.10.2005 "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора (далее - СИЗО), исправительного учреждения (далее - ИУ), в том числе исправительной колонии (далее - ИК), лечебного исправительного учреждения (далее - ЛИУ), воспитательной колонии (далее - ВК), тюрьмы) либо филиалом лечебнопрофилактического учреждения.
Основными задачами медицинской части являются: - оказание неотложной медицинской помощи; - оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи; - организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации; -организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; - гигиеническое обучение и пропаганда здорового образа жизни.
Больницы для подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются лечебнопрофилактическими учреждениями УИС, предназначенными для оказания квалифицированной и специализированной стационарной помощи, а также стационарного обследования лиц, содержащихся в Учреждениях. В лечебно-профилактическом учреждении осужденные больные содержатся с учетом их психического и соматического состояния (раздел IV. Организация деятельности больницы).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы" медицинская помощь лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций осуществляется исключительно при невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Судом установлено, что административный истец неоднократно в письменном виде отказывался от прохождения стационарного лечения, что значительно сказывается на состоянии его здоровья. В условиях медицинской части он может получать только амбулаторное лечение в соответствии с оказываемой ГБУЗ РК «Республиканский противотуберкулезный диспансер» методической помощью.
В то же время в ГБУЗ «РПТД» неоднократно (02.11.2016, 16.02.2017, 31.08.2017, 01.03.2018) проводились обследования Шурухина В.В. на предмет наличия тяжелых заболеваний, входящих в перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений на основании Постановления Правительства РФ от 14.01.2011 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», согласно заключению медицинской комиссии (приложено к делу) Шурухин В.В. не имеет заболеваний, препятствующих его содержанию под стражей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административными соответчиками не допущено нарушений требований нормативных правовых актов, а также не нарушены права и законные интересы административного истца, в связи с чем совокупность установленных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Шурухина В. В.ича отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 02.04.2018