Дело № 2-489\2019 год.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2019 года г. Клин, Московской области
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи КОРЕНЕВОЙ Н.Ф.
при секретаре Ситниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонян М. А. к ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации №1 по г. Москве и Московской области, о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии, об установлении страховой пенсии и о расчете и выплате страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец, уточнив исковые требования, обратился в суд с вышепоименованным иском, мотивируя его следующими доводами.
09 ноября 2016года Антонян М. А. обратился в ГУ-УПФР №23 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив необходимый пакет документов в подтверждение оснований установления страховой пенсии по старости, регистрационный номер заявления - /номер/.
08 февраля 2017года ГУ-УПФР №23 по г. Москве и Московской области было принято решение об отказе в установлении (выплате) пенсии без необходимого разъяснения причин, по которым предоставленные истцом документы не были приняты к зачету как основания для назначения страховой пенсии по старости. Кроме того, было указано, что истец не имеет регистрации, по месту жительства на территории РФ.
16 марта 2018года Антонян М.А. вновь обратился в ГУ-УПФР №23 по г Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и необходимостью проведения ее перерасчета с 09.11.2016года по дату установления пенсии, т.е. по 16 марта 2018года.
04.08.2018года заявление Антоняна М.А. было рассмотрено ГУ-УПФР №23 по г. Москве и Московской области, ему была назначена пенсия по старости с 16 марта 2018года, в части производства перерасчета и выплаты пенсии за период с 09.11.2016года по 16.03.2018года было отказано.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец просит признать незаконным отказ ГУ-УПФР №23 по г. Москве и Московской области от 08.02.2017года в части назначения страховой пенсии по старости с 09.11.2016года, установить Антоняну М.А. страховую пенсию по старости с 09.11.2016года, обязать Пенсионный фонд произвести расчет и выплату страховой пенсии по старости за период с 01.02.2017года по 06.03.2018года.
В судебном заседании истец Антонян М.А. и его представитель по доверенности, Кунов В.С., исковые требования с учетом уточнения, поддержали, считают, что истца незаконно лишили пенсии с того дня, когда он обратился за ее назначением, у Антоняна М.А. есть регистрация по месту нахождения на территории РФ, суду представлены письменные объяснения по иску.
Представитель ответчика по доверенности, Калинина Е.А., с иском не согласилась, суду представлены письменные возражения по иску, из которых следует, что не приняты к зачету периоды работы по трудовой книжке ПТ – /номер/ от 05.11.1975г., выданной на имя Антоняна М. А. 14.08.1954 года рождения, поэтому у Антоняна М.А. отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа 7 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент 9 баллов. Кроме того, у Антоняна М.А. отсутствует регистрация по месту жительства на территории РФ.
Согласно Решению ГУ-УПФР № 23 по г. Москве и Московской области /номер/ от 13.06.2018г., Антоняну М. А. назначена страховая пенсия по старости с 07.03.2018г., согласно личного заявления о назначении пенсии /номер/ от 07.03.2018г. и в соответствии со ст. 8 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», в размере 10 047 руб. 18 коп. Так, в мае 2018 года в адрес ГУ-УПФР № 23 по г. Москве и Московской области поступили архивные справки, подтверждающие периоды работы по трудовой книжке, выданные в соответствии с законодательством. Во всех представленных справках имелись подписи должностных лиц и бухгалтера, печати организации, основания выдачи, поэтому Управление приняло указанные справки к рассмотрению и включило в страховой стаж Антоняна М.А. периоды его работы. Поскольку указанные справки поступили в ГУ-УПФР № 23 по г. Москве и МО уже после 07.03.2018г., т.е. после повторного обращения Антоняна М.А. в территориальный орган ПФ РФ, то страховая пенсия была назначена ему с даты повторного обращения со всеми необходимыми и правильно оформленными документами, подтверждающими стаж работы. На основании поступивших архивных справок, ГУ-ГУ ПФР № 1 по г. Москве и Московской области сделало перерасчет страховой пенсии по старости Антоняну М.А. с 01.09.2018года, в соответствии со п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 23 Закона РФ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013года, размер пенсии по старости Антонян М.А. с 01.09.2018г. составил 10 987 руб.00 коп. ГУ-УПФР № 23 по г. Москве и МО полагает, что вина пенсионного органа в том, что спорные периоды при первичном обращении не были включены в специальный стаж истца, отсутствует. Таким образом, решение ГУ – УПФ РФ № 23 по г. Москве и Московской области мотивировано и верно.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях"
1. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Суд установил, что Антонян М.А., 1954 года рождения, обратился в ГУ Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации № 23 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и необходимым пакетом документов 09.11.2016года. При это в Пенсионный орган были представлены документы: копия паспорта гражданина РФ, выданного 27.04.2016года, справка /номер/ от 17.10.2016года о снятии с регистрационного учета в октябре 2016года, копия свидетельства о регистрации по месту пребывания /номер/ от 20.05.2016года, справка Министерства Труда и Социальных вопросов Республики Армения /номер/ от 19.09.2016года, подтверждающая факт получения пенсии с 28.04.2014года на льготных условиях в Республике Армения, трудовая книжка, справка о работе, справка о заработной плате, выписка из лицевого счета застрахованного лица на имя Антоняна М.А. от 09.11.2016года, (дата регистрации в системе персонифицированного учета 23.11.2016года).
Как установил суд, Антоняну М.А., как гражданину РФ, паспорт был выдан отделением УФМС России по Липецкой области в Усманском районе 27.04.2016года. Согласно свидетельству /номер/ о регистрации по месту пребывания, Антонян М.А. 1954 года рождения, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: /адрес/
При разрешении спора суд исходит из того, что в настоящее время пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. К таким международным договорам, в том числе, относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., участником которого является Армения.
Основанием для обращения в суд с таким заявлением послужил тот факт, что истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости с момента первичного обращения за ее назначением, с 09.11 2016года, по тем основаниям, что у Антоняна М.А. отсутствует регистрация по месту жительства на территории РФ. Данный довод пенсионный фонд обосновывает тем, что в паспорте гражданина РФ /номер/ на имя Антоняна М. А.,14.08.1954 года рождения, отсутствует отметка о регистрации по месту жительства на территории РФ.
Согласно нормам действующего законодательства в ч. 2 п. 3 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» (в ред. распоряжения Правления ПФ РФ от 28.01.2005 N 11р), определено, что в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па, документом, подтверждающим личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории Российской Федерации являются:
а) для граждан Российской Федерации - паспорт; свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации;
б) для иностранных граждан и лиц без гражданства - вид на жительство.
В ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 указано, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По мнению Пенсионного фонда, в соответствии с действующим Приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. № 339 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (п.47) в паспорте производятся отметки и записи о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства путем проставления оттиска штампа о регистрации по месту жительства по форме № 4П (приложение № 4 к Административному регламенту) или путем внесения штампа по форме N 5П (приложение № 5 к Административному регламенту) с заполнением его с использованием специального принтера.
Суд при рассмотрении дела установил, что при первичном обращении за назначением пенсии, Антонян М.А. в пенсионный орган предоставил свидетельство /номер/ о регистрации по месту пребывания на территории Клинского района с 20 мая 2016года по 17 мая 2021года., данное свидетельств было выдано к паспорту гражданина РФ от 27.04.2016года. Таким образом, суд полагает, что доводы ответчика о том, что на момент обращения в пенсионный орган, истец не имел регистрации по месту жительства на территории РФ, несостоятельны, поскольку в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Данные требования истцом были выполнены.
Таким образом суд приходит к выводу, что наличие или отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Поэтому Пенсионный фонд не правомерно по этим основаниям отказал в назначении пенсии, несмотря на то, что заявление принял и рассмотрел, вынес решение об отказе. На тот момент Антоння М.А. проживал и имел регистрацию на территории Клинского района, поэтому и обратился в территориальный орган Пенсионного фонда по месту своего фактического пребывания за назначением пенсии, при этом уже был гражданином РФ
Отказ в назначении пенсии при первичном обращении Антоняа М.А. был также мотивирован тем, что ПФ не принял периоды работы по трудовой книжке /номер/ от 05.11.1975г., выданной на имя Антоняна М. А. 14.08.1954 года рождения, так как она оформлена с отступлением от Правил, установленных Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях и организациях, а именно отсутствует печать организации, которая оформляла трудовую книжку.Суд также находит данный довод несостоятельным.
Согласно п. 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства (п. 49 Правил).
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п. п. 58 - 60 Правил). При этом, суд принял во внимание сведения, содержащиеся в трудовой книжке истца, никем не оспоренные. Согласно действующим правилам, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. В связи с чем, право на получение пенсии, ее размер, не должно ставиться в зависимость от надлежащего исполнения обязанности по заполнению трудовой книжки работодателем и приводить к ущемлению прав работника.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Согласно п. 45 Постановления ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Этот факт сам по себе не может являться основанием для возложения на истца неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения истца права на зачет спорного периода работы в страховой стаж, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в его Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П. Истец не может нести ответственность перед пенсионным фондом за недобросовестное исполнение работодателем своих обязанностей по заполнению документов, послуживших основанием для начисления льготной пенсии, за сохранность технологических и иных документов.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, Антонян М.А. получал пенсию в Армении с 2014года, которая была ему назначена на основании трудовой книжки, предоставленной в Пенсионный фонд. Работа в спорный период в указанной организации подтверждается записью в трудовой книжке, которая в соответствии со ст. 66 ТК РФ и ст. 39 КЗоТ, является основным документом о трудовом стаже и деятельности работника и ответчиком не оспаривается. Суд полагает, что отсутствует вина работника в том, что работодатель неполно оформил все необходимые документы для назначения пенсии. Печать отсутствует исключительно на титульном листе Графы же о трудовой деятельности в трудовой книжке имеют прямое указание на начало трудовой деятельности истца, с указание должности и основания (приказа). При этом пенсионный фонд располагал документами, подтверждающими трудовую деятельность Антоняна М.А. в этот период, однако по формальным признакам трудовая книжка не была принята пенсионным фондом. Суд считает, что ошибочное оформление документов работодателем не может повлиять на права работника, в том числе, на назначение пенсии, поскольку это обстоятельство от работника не зависит. Отказ в начислении истцу пенсии на льготных условиях безосновательно лишает его права на назначение ему пенсии на льготных условиях, что гарантировано Конституцией РФ.
Также пенсионный фонд не принял при назначения пенсии Антоняну М.А., при первичном обращении, Справку о периоде работы с 01.07.1985г. по 01.07.2005г., выданную на имя Антоняна М. А. 14.08.1954 года рождения в ОАО «Базальт», Фелзит, Циолит» (БФЦ) от 19.04.2016года, т.к. она была оформлена с нарушением п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий от 02.10.2014г. № 1015, а именно отсутствуют номера и даты приказов на принятие и увольнение с работы, а также отсутствует наименование должности, а в справке о заработной плате ООО «БФЦ» за период с 01.01.1987г. по 31.12.1991г., выданной на имя Антоняна М. А. 14.08.1954 года рождения, отсутствует основание выдачи справки, подпись главного бухгалтера организации.
Вопреки требованиям закону, Антоняну М.А. не было разъяснено право о необходимости предоставить дополнительные документы в подтверждении права на назначение пенсии. Пенсионный фонд сам начал проверять предоставленные документы, сделав запросы, в соответствующие органы Республики Армения лишь, 27 января 2017года, т.е. спустя 2.5 месяца после подачи истцом заявления в территориальный Пенсионный фонд. В соответствии п. 9 ст. 21 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно писем Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-25-26/13196 от 16.09.2016г., № ЛЧ-25-26\15433 от 27.10.2016г., № ЛЧ-25-26/358 от 17.01.2017г., № ЛЧ-25-26/360 от 17.01.2017г., справки, оформленные организациями, должны быть проверены на достоверность сведений, указанных в них, для решения вопроса о возможности назначения страховой пенсии. В ходе работы по проведению проверок при необходимости возможно приостановление срока рассмотрения заявления о назначении страховой пенсии с учетом положений письма Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-25-26/7501 от 16.06.2015г. «О приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении пенсии». Таким образом, для учета в стаж, а также для расчета размера страховой пенсии, дающий право на пенсионное обеспечение, во внимание принимаются документы, в отношении которых проведена соответствующая проверка. Однако из копии пенсионного дела не усматривается, что государственным органом, было вынесено решение о приостановлении срока рассмотрения поданного Антоняном М.А. заявления. Уже 8.02.2017года территориальный орган Пенсионного фонда РФ принял решение об отказе в назначении пенсии истцу.
Вторично с заявлением о назначении пенсии Антонян М.А. обратился 07.03.2018года. Согласно Решения ГУ-УПФР № 23 по г. Москве и Московской области /номер/ от 13.06.2018г., Антоняну М. А. назначена страховая пенсия по старости с 07.03.2018г., согласно личного заявления о назначении пенсии /номер/ от 07.03.2018г. и в соответствии со ст. 8 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», в размере 10 047 руб. 18 коп.
При этом пенсионный фонд указывает, что в мае 2018 года в адрес ГУ-УПФР № 23 по г. Москве и Московской области поступили архивные справки, подтверждающие периоды работы по трудовой книжке, выданные в соответствии с законодательством. Во всех представленных справках имелись подписи должностных лиц и бухгалтера, печати организации, основания выдачи. Поэтому Управление приняло указанные справки к рассмотрению и включило в страховой стаж Антоняна М.А. периоды его работы. А поскольку указанные справки поступили в ГУ-УПФР № 23 по г. Москве и МО уже после 07.03.2018г., т.е. после повторного обращения Антоняна М.А. в территориальный орган ПФ РФ, то страховая пенсия была назначена ему с даты повторного обращения со всеми необходимыми и правильно оформленными документами, подтверждающими стаж работы.
При этом суд отмечает, что при повторном обращении пенсия была назначена на основании тех же документов, которые имели место быть при первичном обращении, явились фактически точной копией тех ответов, которые были получены ответчиком в рамках проводимой проверки.
Кроме того, 10.08.2018г. Антонян М.А. обратился в территориальный орган ПФ РФ г. Клин с заявлением /номер/ о перерасчете ему страховой пенсии по старости, представив архивную справку о работе за период с 03.03.1977г. по 27.02.1981г., копию личной карточки формы Т2, справку о работе за период с 06.11.1981г. по 17.06.1985г., оформленные надлежащим образом. На основании поступивших архивных справок, ГУ-ГУ ПФР № 1 по г. Москве и Московской области сделало перерасчет страховой пенсии по старости Антоняну М.А. с 01.09.2018г., т.е. в соответствии со п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 23 Закона РФ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2018г., перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. В страховой стаж был включен период работы Антоняна М.А. с 03.03.1977г. по 27.01.1981г., что ранее засчитывалось как учеба. Размер пенсии по старости Антонян М.А. с 01.09.2018г. составил 10 987 руб.00 коп.
Суд полагает, что решение Пенсионного фонда от 08.02.2017года /номер/ в части отказа в установлении (выплате ) пенсии, поскольку не приняты к зачету периоды работы по трудовой книжке /номер/ от 05.11.1975года, выданной на имя Антоняна М. А. 14.08.1954 года рождения, поэтому у Антоняна М.А. отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа 7 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент 9 баллов, кроме того, у Антоняна М.А. отсутствует регистрация по месту жительства на территории РФ, является несостоятельным и не соответствующим закону, в этой части подлежит отмене.
Однако оснований для установления (выплате) пенсии Антоняну М.А. со дня первичного обращения за ее назначением, с 09 ноября 2016 года, правовых оснований нет. В дело была представлена справка Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения /номер/ от 03 апреля 2017года, согласно которой, гражданину Антонян М. А., 14.08.1954 года рождения, была назначена льготная пенсия, выплачивалась по 31 января 2017года включительно. Право на получение пенсии на территории Республики Армения прекращено с 01 апреля 2017года.
Согласно Письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 при переселении гражданина, получающего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до момента регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Таким образом, пенсия Антоняну М.А. не может быть назначена ранее 1 февраля 2017года, т.к. в Армении ему пенсия была выплачена по 31.01.2017года.
Согласно Письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 при переселении гражданина, получающего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до момента регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Несмотря на то, что Пенсионный фонд вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, суд считает, что истцом были представлены все необходимые документы для назначения пенсии, которые были учтены при назначении ему в 2014году пенсии в Армении, поэтому у Антоняна М.А. возникло право на получение и назначение пенсии в Российской Федерации с 01 февраля 2017 года, поскольку выплата пенсии по прежнему месту жительства - в государстве - участнике СНГ прекращена, а обязанность Российской Федерации выплачивать пенсию категории граждан, к которой относится истец, предусмотрена Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Между тем, в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, которым определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Разрешая требования по существу, суд, руководствуется положениями ст. 11 вышеуказанного Соглашения, в соответствии с которыми, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, в связи с установлением наличия у истца необходимого стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании норм действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона РФ № 400-ФЗ от 29.12.2013г. «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 1 пункта 7 совместного Постановления Минтруда РФ № 17 и Пенсионного фонда № 19пб от 27 февраля 2002г., утвердившего Правила обращения за пенсией, назначении пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которому граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Из положения данных норм вытекает, что при наличии права на пенсию, непосредственное ее установление связывается с волеизъявлением лица, претендующего на назначение ему пенсии.
Таким образом, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что право на получение пенсии у Антоняна М.А. на территории РФ возникло с 01.02.2017года, а фактически она ему была назначена с 07 марта 2018года. С учетом того, что решение об отказе в установлении (выплате) пенсии /номер/ было принято 08.02.2017года, которым Антоняну М.А. было отказано в назначении пенсии, суд признал это решение в части отказа в назначении пенсии не соответствующим закону, то имеются правовые основания, с учетом норм действующего законодательства, для назначения пенсии Антоняну М.А. с 01 февраля 2017года, поэтому Пенсионный фонд обязан произвести расчет и выплату страховой пенсии истцу с 1.02.2017года по 06.03.2018года.
Ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, в связи с установлением наличия у истца необходимого стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ-УПФ РФ № 23 по г. Москве и Московской области от 08.02.2017года о назначении страховой пенсии по старости Антоняну М. А. с 09 ноября 2016года в части незаконным.
Обязать ГУ–УПФР №1 по г. Москве и Московской области произвести расчет и выплату страховой пенсии по старости Антоняну М. А., с 1 февраля 2017 года по 06 марта 2018года
Исковые требования об установлении Антоняну М. А., 14.08.1954 года рождения страховой пенсии по старости с 09.11.2016года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено /дата/
Судья: Н.Ф. Коренева