РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2011года. Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего: судьи Семыкиной А.Н.,
при секретаре Андреевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску П. О. <адрес> к Администрации городского округа Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе,
У С Т А Н О В И Л:
П. О. <адрес> обратился с исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, МОУ «СОШ №» о признании бездействия по непринятию мер к устранению нарушения требования законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, указывая, что входе проверки соблюдения муниципальным образовательным учреждением «СОШ №» законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, установлено отсутствие предметного кабинета с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Просят обязать:
- муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально-технического состояния школы в соответствие с действующим законодательством, а именно: оборудовать предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер),
- департамент образования г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара провести организационные мероприятия в части выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально-технического состояния здания Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № г.о. Самара, расположенной по адресу: <адрес> А в соответствии с действующим законодательством, а именно: оборудовать предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, стрелковый тир или место для стрельбы ( электронный стрелковый тренажер).
В судебном заседании представитель Прокуратуры О. <адрес> исковые требования поддержал, однако конкретизировать свои требования в части оборудования МОУ СОШ № либо тиром, либо местом для стрельбы, либо электронным стрелковым тренажером, не смог. Не отрицал факта, что федеральным государственным образовательным стандартом утвержденным П. Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не установлены требования к созданию учебно-материальной базы по основам безопасности жизнедеятельности.
Представитель Администрации г.о. Самара в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, в связи с тем, что бездействие с их стороны отсутствует, расходные обязательства Администрации г.о. Самара по обеспечению деятельности школ исполняются в полном объеме в пределах установленных лимитов финансирования.
Представитель Департамента образования г.о. Самара в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в связи с тем, что бездействие с их стороны отсутствует, все необходимые мероприятия осуществляются в рамках государственных образовательных стандартов, денежные средства на материально-техническое оснащение учебного заведения выделяются.
Представитель МОУ « СОШ №» в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснил, что в школе проводятся все необходимые мероприятия по обучению детей основам военной службы, которые проводятся в рамках дисциплины «ОБЖ», которая не предусматривает стрелковую подготовку обучающихся. Кроме того, в учебном заведении имеется спортивный городок с элементами полосы препятствий, на которой учащиеся занимаются на уроках физической культуры. Имеется учебный кабинет, оборудованный учебными и наглядными пособиями. Из-за отсутствия помещения оборудовать электронный тренажер или стрелковый тир не представляется возможным.
Представитель ответчика Департамент управления имуществом городского округа Самара иск не признала, представив письменные возражения. В судебном заседании пояснила, что согласно статье 47 Устава городского округа Самара Департамент управления имуществом осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом <адрес> Самара. В рамках этих полномочий Департамент управления имуществом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями городского округа Самара и муниципальными учреждениями городского округа Самара, а также переданного в установленном порядке иным лицам, в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством. Выделение средств из бюджета городского округа Самара осуществляется путем финансирования главного распорядителя средств бюджета, которым является Департамент образования Администрации городского округа Самара (далее - Департамент образования), согласно предъявляемым им заявкам.Таким образом, Департамент управления имуществом не является распорядителем средств бюджета городского округа Самара, не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 11 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание;
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Согласно ст. 13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
В соответствии п. 7 со ст. 14 Закона РФ «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доводы П. О. <адрес> г.о. Самара о бездействии ответчиков опровергаются собранными по делу доказательствами.
В судебном заседании установлено, что подготовка граждан по основам военной службы и получение ими начальных знаний в области обороны в образовательных учреждениях, среднего (полного) общего образования проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
П. Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании» утвержден, в числе прочего, стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности в результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение Вооруженных Сил РФ, порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе, основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.
Требование умения вести стрельбу из автомата по неподвижной цели предъявляется к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего образования освоившим программу основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне.
Довод П. О. <адрес> о том, что в учебном заведении нарушаются требования законодательства о воинской обязанности и воинской службе опровергается наличием в МОУ СОШ № учебного плана на 2010-2011 г.г. по преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», который проводится на базовом уровне, которым не предусмотрено умение выпускников вести стрельбу из автомата по неподвижным целям /л.д.63-71/.
В соответствии с п. 13 Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной служба в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Пунктом 14 указанной Инструкции определено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый три или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным П. Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не установлены требования к созданию учебно-материальной базы по основам безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования создание и оборудование стрелковых тиров или мест для стрельбы (электронных стрелковых тренажеров), не требуется, поскольку такое требование не установлено федеральным государственным стандартом начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Помимо этого, как пояснил в судебном заседании представитель МОУ СОШ № планировка здания школы и пришкольной территории не предусматривает наличие тира или места для стрельбы, кроме того, подобное оборудование может стать источником травматизма для детей, т.к. никакими образовательными стандартами не предусмотрена охрана указанных объектов.
В соответствии со ст. 25 Устава г.о. Самара к компетенции Администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: разрабатывание проекта решения о бюджете г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о. Самара.
Департамент образования г.о. Самара прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.
В соответствии с Уставом МОУ СОШ № г.о. Самара учредителем школы является Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Согласно П. К. войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № командующие 2,41 Армии, командиры соединений и воинских частей, начальники учреждений, военные комиссары субъектов РФ ежегодно принимают участие в организации и проведении пятидневных сборов с гражданами, проходящими обучение в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (л.д. 99). Согласно П. К. войсками центрального военного округа « Об организации военно- шефской работы по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» образовательные учреждения О. <адрес> закреплены за в/ч 5599 (л.д. 104-105) Согласно П. Департамента образования администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ организованы военно-полевые сборы юношей- учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, в т.ч. СОШ № ( л.д. 82).
В материалах дела имеется календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности на 2010-2011. ( л.д.58-62 )
Кроме того, об отсутствии бездействия со стороны Департамента образования г.о. Самара свидетельствует П. №-од от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому с целью подготовки и проведения военно-полевых сборов юношей-учащихся 10-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений МОУ выделены денежные средства для организации питания юношей-учащихся 10-х классов, участвующих в сборах /л.д. 90/. Таким образом, доводы П. О. <адрес> о бездействии ответчиков не нашли своего подтверждения в судебном заседании, доказательств нарушения ответчиками законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе П. О. <адрес> также не представлено.
Ответчиками исполняются требования действующего законодательства в области подготовки граждан к военной службе, получения начальных знаний в области обороны, военно-патриотического воспитания граждан.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования П. удовлетворению не подлежат, поскольку учащимися предоставлен гарантированный необходимый уровень подготовки по основам воинской службы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований П. О. <адрес> к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, МОУ «СОШ №» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.Н. Семыкина
Копия верна: Судья А.Н. Семыкина