Дело № 2-290/2021
УИД 28RS0011-01-2021-000675-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2021 года с. Новокиевский Увал
Мазановский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре Суровской А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рудаковской Надежды Ивановны к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Мазановского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Рудаковская Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 26.05.2021 на территории Амурской области введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района. Правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации». Согласно п.1 Постановления № 416 пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области оказывается единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека.
Истец на протяжении длительного времени, а именно с 09.04.2012 года проживает по адресу: --.
В период чрезвычайной ситуации на территории с. Молчаново Молчановского сельсовета было прекращено движение транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения «Введеновка-Февральск». Истец полагает, что в связи с отсутствием пассажирских перевозок были нарушены условия его жизнедеятельности.
Истец просит суд признать Рудаковскую Н.И. 28.01.1934 г.р., проживающей по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Молчаново, ул. Луговая, д. 2 кв.2, пострадавшей в результате подтопления участка автомобильной дороги автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения «Введновка-Февральск» км 15+700-км 17+000.
Обязать администрацию Мазановского района Амурской области включить Рудаковскую Н.И. -- г.р. проживающей по адресу: --, в списки пострадавших с целью получения единовременной материальной помощи в связи с нарушением транспортной доступности.
Обязать Министерство социальной защиты населения -- произвести Рудаковской Н.И. -- г.р., проживающей по адресу: --, выплату единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928. Обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель ответчика администрации Мазановского района Амурской области представил письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому указал, что поводом для отказа Рудаковской Н.И. послужило вид на жительство иностранного гражданина, а из постановления правительства Амурской области от 29.062021 № 416 следует, что выплата положена гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
Истец Рудаковская Н.И., представители ответчиков администрации Мазановского района Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, представители третьих лиц Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, администрации Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещены судом надлежащим образом, сведений об уважительности причин не явки в суд, а так же об отложении судебного разбирательства от сторон не поступало.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Рудаковская Н.И. зарегистрирована на основании вида на жительство от 14.10.2021 до 14.10.2026 года по адресу: --.
Согласно справки Молчановского сельсовета от -- -- Рудаковская Н.И., -- года рождения, зарегистрирована и проживает с -- по адресу: --. На момент введения режима чрезвычайной ситуации 06.08.2021г. и по настоящее время находится и проживает на территории Молчановского сельсовета.
Из справки МБУЗ Мазановской центральной районной больницы фельдшерского акушерского пункта, следует, что Рудаковская Н.И. прикреплена за ФАП Молчаново с -- по --.
Распоряжением губернатора -- от -- ---р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории --» с -- введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию --.
Решением КЧС и ПБ администрации Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области № 13 от 26.08.2021 года в связи с обильными осадками (ливневыми дождями) затоплением участка региональной автомобильной дороги «Введеново-Февральск-Экимчан» 15-17 км. с. Поповка Мазановского района, протяженностью более 500 м., глубиной 50-70 см., с 08:00 часов 26.08.2021 года установлено круглосуточное дежурство на территории сельского совета должностных лиц сельсовета, депутатов ССНД, работников культуры, для контроля за ситуацией на территории сельсовета до особого распоряжения; поручено должностным лицам администрации провести работу с населением о предостережении выезда в место затопления, а также проезд по затопленному участку дороги.
Распоряжением администрации Мазановского района Амурской области № 501-р от 27.08.2021 года внесены изменения в распоряжение администрации Мазановского района от 17.05.2021 года № 280-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на региональной дороге: «Введеново-Февральск-Экимчан» 116 км. подъезд к с.Ульма, 131 км. подъезд к с. Абайкан, 138 км. (мост через ключ «Теплый»), 182 км. (мост через ключ «Холодный»: распорядительная часть распоряжения изложена в следующей редакции: С 12:00 16.05.2021 года ввести режим чрезвычайной ситуации на автомобильной дороге «Введеново-Февральск-Экимчан» 116 км. подъезд к с.Ульма, 131 км. подъезд к с. Абайкан, 138 км. (мост через ключ «Теплый»), 182 км. (мост через ключ «Холодный». С 08:00 06.08.2021 года ввести на территории Мазановского района режим чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровней воды на реке Селемджа и Зея, зона которой затрагивает территории Белояровского, Богословского, Мазановского, Молчановского, Новокиевского, Новороссийского, Практичанского, Путятинского, Угловского сельсоветов, объект социального значения – филиал детского сада «Теремок» детский сад «Мечта», расположенный по адресу: с. Новокиевский Увал, пер. Амурский, д. 2, в связи с прохождением сильного ливневого дождя и ветра. Установить для сил и средств Мазановского районного звена Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций местный уровень реагирования.
Согласно протоколу КЧС и ПБ Мазановского района от 30.08.2021 года № 57 обсуждался вопрос «Об установлении наличия транспортного сообщения на территории Молчановского сельсовета Мазановского района», принято решение: «Определить, что проезд в с. Поповка, с. Молчаново Молчановского сельсовета по региональной автомобильной дороге «Введеново - Новокиевский Увал» со стороны с.Красноярово, имеется, но затруднен».
Согласно протоколу КЧС И ПБ Администрации Молчановского сельсовета Мазановского района Амурской области № 15 от 30.08.2021 года КЧС решено, что п. 1 раздела 1 протокола № 57 от 30.08.2021 года КЧС Мазановского района (о том, что проезд в с. Поповка, с. Молчаново Молчановского сельсовета по региональной автомобильной дороге «Введеново-Февральск-Экимчан» со стороны с. Красноярово имеется, но затруднен), не соответствует действительности, так как на въезде в с. Поповка и с. Молчаново со стороны с. Красноярово, а также на выезде из с. Молчаново, с. Поповка в сторону с. Красноярово с 27.08.2021 года по сегодняшний день установлен знак 3.1 «Въезд запрещен», которым запрещается въезд всех видов транспортных средств в данном направлении, данные знаки установлены согласно предписанию ОГИБДД МО МВД России «Мазановский» от 27.08.2021 года.
Согласно справки индивидуального предпринимателя --4 сообщает, что междугородний автобус маршрут № 621 сообщением г. Свободный – г. Белогорск, с 27.08.2021 г. по настоящее время (30.08.2021) не осуществляет перевозки пассажиров с проездом через с. Молчаново и с. Поповку, в связи с затоплением участка дороги.
Распоряжением администрации Молчановского сельсовета № 29-р от 27.08.2021 года назначен уполномоченным лицом по транспортировке продуктов питания первой необходимости в период чрезвычайной ситуации на территории Молчановского сельсовета МП СПК « Молчановский». Разрешено выезжать в зону действия запрещающего знака на региональной автомобильной дороге «Введеново- Февральск- Экимчан» 15-17 км. с. Поповка Мазановского района трактористу Молчанову Д.С. на тракторе БЕЛАРУС, для перевоза хлеба и продуктов питания первой необходимости в магазины, расположенные на территории Молчановского сельсовета.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Пункт 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 (далее-Правила № 1928), предусматривает, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 рублей на человека).
Подпункт «в» пункта 12 Правил № 1928 предусматривает, что предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера осуществляется при выполнении следующих условий, в том числе, наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты.
Правительством Амурской области принято постановление от 29 июня 2021 года № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» (далее – Постановление № 416).
Согласно п.1 Постановления № 416 пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области оказывается:
1) единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека;
2) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека;
за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 рублей на человека.
В соответствии с п. 2.1 Постановления № 416 органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - ОМСУ), обязаны обеспечить:
1) принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - заявления);
2) образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, комиссий в составе не менее 3 человек в целях:
а) установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункты 18 - 22 Порядка № 275);
б) определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости пострадавших граждан (пункт 24 Порядка № 275);
3) в течение 2 календарных дней после поступления от пострадавших граждан заявлений:
а) сверку сведений, указанных в них, с данными паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина, подающего заявление, и членов его семьи;
б) обследование и составление комиссиями:
- заключений об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан, и членов их семей в результате чрезвычайной ситуации по форме (для выплаты единовременной материальной помощи);
- актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - акты обследования) (для выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости);
4) оперативное формирование и подписание в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации:
а) списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению № 5 к Порядку № 275;
б) списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости;
5) направление списков, с приложением копий поданных гражданами заявлений, заверенных специалистами ОМСУ, заключений и актов обследования в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в течение 2 календарных дней со дня их составления.
Согласно п. 2.2 Постановления № 416 министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области представляет согласованные списки граждан в течение 2 календарных дней со дня их согласования на утверждение губернатору области и направляет утвержденных губернатором области списки граждан, в министерство социальной защиты населения Амурской области.
Согласно п. 2.3 Постановления № 416 Министерство социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществляется выплата единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тысяч рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости -100 тысяч рублей на человека.
Факт нарушения условий жизнедеятельности подтверждается заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений, подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории Амурской области от 19.10.2021, утвержденным и.о. главы Мазановского района --6.
При обращении Рудаковской Н.И. в администрацию -- с заявлением об оказании единовременной материальной помощи, ей был дан ответ, согласно которому администрацией было принято решение об отказе о включении ее в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с нарушением транспортной доступности по причине отсутствия сведений о регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, по адресу: --.
В соответствии с положениями ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Федеральный закон № 115-ФЗ определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирует возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны.
Статьей 2 названного Закона определено, что вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы искового заявления о постоянном проживании Рудаковской Н.И. по адресу: -- ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты, иных доказательств в материалах дела не имеется, данными об обратном суду не представлены.
Судом установлено, что истец на протяжении длительного времени проживает по адресу: --, проживала в период чрезвычайной ситуации на территории -- сельсовета, было прекращено движение транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения «Введеновка-Февральск», в связи с отсутствием пассажирских перевозок были нарушены условия ее жизнедеятельности, а поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рудаковской Надежды Ивановны к администрации --, Министерству социальной защиты населения --, удовлетворить.
Признать Рудаковскую Надежду Ивановну -- г.р., проживающей по адресу: --, пострадавшей в результате подтопления участка автомобильной дороги автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения «Введновка-Февральск» км 15+700-км 17+000.
Обязать администрацию -- включить Рудаковскую Надежду Ивановну -- г.р. проживающей по адресу: --, в списки пострадавших с целью получения единовременной материальной помощи в связи с нарушением транспортной доступности.
Обязать Министерство социальной защиты населения -- произвести Рудаковской Надежде Ивановне -- г.р., проживающей по адресу: --, выплату единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья А.А. Потапов