Гражданское дело № 2-431/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз 13 июля 2017 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Сивец О.Г.,
при секретаре Логиновой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по иску Косточакова М.С. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Косточаков М.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, причиненного в результате ненадлежащих условий его содержания в ИВС ОМВД России по Аскизскому району. Свои требования мотивировал тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он содержался в условиях, ущемляющих его права человека, причинивших ему физические и нравственные страдания. Так, в камере, где он содержался, отсутствовал санузел, вместо унитаза имелась фляга для справления нужд, не было прогулок, в связи с отсутствием прогулочных двориков, вместо спальных мест, оборудованных надлежащим образом, стояли нары, при этом постельное белье не выдавалось. Также отсутствовали бак для питьевой воды, настенные шкафы, кнопка вызова дежурного, стол и скамейки по лимиту мест в камере.
Определением судьи Аскизского районного суда Республики Хакасия от 13.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОМВД России по Аскизскому району.
Участие в судебном заседании истца Косточакова М.С., отбывающего наказание по приговору суда в ФКУ <данные изъяты>, обеспечено посредством видеоконференц-связи.
В ходе судебного заседания истец Косточаков М.С. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направило, будучи извещенным о месте и времени его проведения. В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, указав, что события, на которые ссылается истец, произошло более 8 лет назад. Доказательств, свидетельствующих о пребывании в ИВС с. Аскиз с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом не представлено, как и не представлено доказательств наличия вины должностных лиц в причинении ему морального вреда. На основании изложенного представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица - ОМВД России по Аскизскому району Чертыкова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Косточакова М.С. не признала, просила в их удовлетворении отказать. Свою позицию представитель мотивировала тем, что условия содержания истца в ИВС ОМВД России по Аскизскому району в заявленный период времени соответствовали требованиям, предъявляемым действующим законодательством, в том числе Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органами внутренних дел, утвержденным приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950. Ссылаясь на статью 56 ГПК РФ, ст. 151 ГК РФ, а также пункты 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10, представитель третьего лица Чертыкова О.В. указала, что истцом не представлено доказательств причинения ему нравственных и физических страданий вследствие виновных действий ОМВД России по Аскизскому району в период содержания в ИВС.
Суд, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Министерства финансов Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Анализируя положения ст.ст. 151, 1069, 1099, 1100 ГК РФ, а также разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суд приходит к выводу, что предмет доказывания для решения вопроса о наличии оснований для возмещения Косточакову М.С. морального вреда входит совокупность элементов гражданской ответственности: 1) наступление вреда; 2) противоправное поведение причинителя вреда; 3) причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями; 4) вина причинителя вреда.
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу ст. 16 вышеназванного Федерального закона, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок, в том числе: приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяется Правилами внутреннего распорядка.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин) (ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Аналогичные права лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, закреплены в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС ОМВД России по Аскизскому району.
Из журнала <данные изъяты> учета лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Аскизскому району, начатому ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Косточаков М.С., <данные изъяты> года рождения, ДД.ММ.ГГГГ был задержан и ДД.ММ.ГГГГ доставлен в ИВС ОВД России по Аскизскому району.
По данным журнала <данные изъяты> регистрации жалоб и заявлений от лиц, содержащихся в ИВС от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что от Косточакова М.С. за период содержания в ИВС ОВД России по Аскизскому району жалоб и заявлений на условия содержания не поступало.
Из ответа на запрос суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Прокуратура Аскизского района Республики Хакасия предоставить информацию о проведенных проверках по жалобам подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений на ненадлежащие условия содержания в ИВС ОМВД России по Аскизскому району в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может, поскольку проверочные материалы за ДД.ММ.ГГГГ уничтожены, ввиду истечения срока хранения.
Согласно пояснениям представителя третьего лица Чертыковой О.В. в период до ДД.ММ.ГГГГ санитарное состояние ИВС подозреваемых и обвиняемых фиксировалось в книге нарядов ИВС и конвоя, которая уничтожена согласно акту <данные изъяты> об уничтожении дел ГДиР, в связи с истечением срока хранения. С 2012 года и по настоящее время ведется журнал санитарного состояния ИВС подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Аскизскому району, в котором замечания на санитарное состояние отсутствуют.
Также из пояснений представителя ОМВД России по Аскизскому району Чертыковой О.В. следует, что условия содержания в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Аскизскому району в период содержания истца соответствовали действующему законодательству. Согласно п. 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 (далее - Правила) подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом, при этом из п. 45 Правил следует, что камеры оборудуются нарами и кроватями. Таким образом, оборудование камерам нарами не противоречит требованиям п. 45 Правил. В соответствии с указанными Правилами камеры ИВС ОМВД России по Аскизскому району оборудованы: столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.
В период содержания Косточакова М.С. камеры ИВС были оборудованы бачком для отправления естественных надобностей, что не противоречит п. 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950. После проведения в 2010 году капитального ремонта в ИВС подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Аскизскому району установлены санузлы в каждой камере. Согласно п. 48 Правил при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды, горячая вода (температурой не более +50 градусов С), а также, кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности. В данных правилах оборудование камер ИВС водонагревательными приборами не предусмотрено. В ИВС ОМВД России по Аскизскому району имеется прогулочный дворик, который соответствуют санитарным нормам. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы.
Доказательств обратного Косточаковым М.С. не представлено, с жалобами на условия содержания в ИВС ОМВД России по Аскизскому району истец не обращался.
Судом не установлено, что в период содержания Косточакова М.С. в изоляторе временного содержания ОМВД России по Аскизскому району грубо нарушались Правила содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца Косточакова М.С. удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что перечисленные истцом нарушения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, судом не установлено причинения истцу нравственных и физических страданий, оснований для компенсации морального вреда, предусмотренных ст. 1069 ГК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Косточакова М.С. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2017.
Председательствующий: