Дело № 2а-134 (2021)
28RS0№-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Ромны
Ромненский районный суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Вельдяйкина К.В.,
при секретаре Сенчуре Е.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Лушпай И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску администрации Ромненского муниципального округа, к Отделу судебных приставов по Ромненскому району Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец администрация Ромненского муниципального округа Амурской области обратилась в Ромненский районный суд Амурской области с иском к административному ответчику по тем основаниям, что по исполнительному производству административным ответчиком было вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, в связи с тем, что истец не исполнил в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда. Решением суда на администрацию Чергалинского сельсовета была возложена обязанность установить приборы учёта тепловой энергии, систему водно-химического режима на котельных, расположенных в с. Чергали, в с. Смоляное. 11 марта 2021 года определением Ромненского районного суда была произведена замена ответчика по делу 2-29/2019 на администрацию Ромненского муниципального округа. В рамках исполнения решения суда, в 2020 году была установлена на котельных с. Чергали, с Смоляное, система водно-химического режима. Администрация Ромненского муниципального округа приступила к работе с 1 января 2021 года. Бюджет был уже сформирован и утверждён. Денежных средств на установку приборов тепловой энергии предусмотрено не было. Администрация трижды обращалась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. Вопрос финансирования мероприятий по установке приборов учёта на котельные до сих пор не решён. Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации Ромненского муниципального округа неоднократно обращался в совет народных депутатов Ромненского муниципального округа о выделении денежных средств на приобретение приборов учёта. Решением Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа предусмотрено, что при формировании бюджета Ромненского муниципального округа на 2022 год и плановый 2023-2024 годов выделение средств на цели и организации коммерческого учёта тепловой энергии на котельных округа. 27 сентября 2021 года на территории Ромненского муниципального округа начат отопительный период. В связи с этим невозможно в настоящее время установить приборы учёта. В связи с этим административный истец полагает, что имеются основания для освобождения его от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного истца, просил удовлетворить требования и освободить от исполнительского сбора. В требовании о приостановлении исполнительного производства отказался. Пояснил, что в настоящее время Ромненскому муниципальному округу будут выделены денежные средства на приобретение и установку приборов учёта тепловой энергии в сумме 10 900 000,00 рублей, что подтверждается постановлением Правительства Амурской области от 17 ноября 2021 года № 890.
В судебное заседание представитель административного ответчика, не явился, хотя уведомлён о времени и месте судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело без участия административного ответчика.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
В силу пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
В судебном заседании установлено, что 03 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ромненскому району Амурской области на основании исполнительного листа от 03 июня 2019 года, выданного Ромненским районным судом по делу возбуждено исполнительное производство, предметом исполнения которого являлось возложение обязанности на администрацию Чергалинского сельсовета обязанности установить приборы учёта тепловой энергии, систему водно-химического режима на котельных с. Чергали, с. Смоляное, в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, он был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и необратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 28 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ромненскому району вынесено постановление о взыскании с администрации Ромненского муниципального округа исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
В 2020 году администрацией Чергалинского сельсовета частично исполнено, решение суда установлены на котельные система водно-химического режима, кроме этого администрацией Ромненского муниципального округа неоднократно обращалась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о выделении денежных средств. Кроме того постановлением правительства Амурской области от 17 ноября 2021 года Ромненскому муниципальному округу выделены денежные средства на приобретение и установку приборов учёта тепловой энергии.
о законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решений суда, выдачи исполнительных документов, а также норм Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", учитывая совершение административным истцом действий, направленных на исполнение судебного акта, что подтверждено представленными документами, в связи с чем, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора, суд приходит к выводу, что имеются предусмотренные ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, в связи с чем, заявленные административным истцом исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Ромненского муниципального округа к отделу судебных приставов по Ромненскому району Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Ромненского муниципального округа от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству N №ИП от 03 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда в соответствии с главой 35 КАС РФ может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, путем подачи кассационной жалобы через Ромненский районный суд Амурской области.
Судья Вельдяйкин К.В.
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2021 года.