Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 8 » ноября 2012 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Украинчик А.В.
при секретаре Климовой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Груснева А.Г. к ОАО «Горэлектросеть» о признании неправомерным начисления платы за электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Груснев А.Г. обратился в суд, указывая следующее. Он и его супруга Груснева Т.И. являются собственниками ....
До ... управляющая компания « Сити- Сервис» оплачивала услуги за потребление электроэнергии за места общего пользования в их многоквартирном доме. За потребленную электроэнергию в квартире он оплачивал услуги по кнутриквартирному счетчику. В нарушение действующего законодательства, в ... ОАО «Горэлектросеть» в одностороннем порядке расторгла договор с управляющей компанией ООО «Сити-Сервис», в то время как у него и других жильцов дома имелся договор с управляющей компанией. После чего выставила ему как жильцу счет на оплату электроэнергии за потребление энергии в квартире и за места общего пользования не по приборам учета, а по нормативам потребления. Всего он остался должен ответчику ....
Полагает действия ответчика незаконными.
Просит произвести перерасчет начисленной за потребленную электроэнергию в квартире и местах общего пользования с апреля .... Компенсировать ему расходы на подготовку дела к судебному заседанию ... и госпошлину в сумме ....
В судебном заседании Груснев А.Г. исковые требования поддержал, полагал, что действия «Горэлектросети» незаконные, поскольку нарушают п. 1 ст.157 Жилищного Кодекса РФ, согласно которому размер платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объемов потребления услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов. Поскольку в их доме имелся прибор учета на места общего пользования: лифты, подъезды, в его квартире также имеется прибор учета, то начисление оплаты исходя их нормативов - незаконно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.07 года информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителя (в письменном виде) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Действия ответчика противоречат ст. 5 п. 7, ст. 5 п.8, ст. 157 п.1 ЖК РФ, а также Постановлению Правительства РФ № 307 от 23 мая 2007 года, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, поскольку данным постановлением на граждан возложена обязанность по установлению общедомовых приборов учета в срок до .... Данный срок жильцы не нарушили.
Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - ОАО «Горэлектросеть» по доверенности Рясова И.Б. исковые требования Груснева А.Г. не признала и пояснила следующее.
Между ОАО «Горэлектросеть» и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу ..., до ... имелись договоры энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), которые в соответствии со ст.ст.426, 540 ГК РФ, п.64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530,не требовали письменного заключения. Информацией о выборе способа управления в данном доме Общество не располагало.
О заключении договора на энергоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... к «Горэлектросети» обратилось ООО «Сити-Сервис» и заключило договор с .... ОАО «Горэлектросеть» за период с ... по ... произвело расчеты в соответствии с действующим законодательством РФ, из расчета объема электрической энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирном доме, по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета, поскольку отсутствовал общедомовой прибора учёта электроэнергии и договоров на энергоснабжение многоквартирного дома с исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, Управляющими компаниями) или с каждым собственником жилого помещения не было.
ОАО «Горэлектросеть» является ресурсоснабжающей организацией, и не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется не по индивидуальным приборам учета, а в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Обязанность обеспечения многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии, а также осуществление ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, возложена на собственников таких домов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полагает, что утверждение Груснева А.Г., об обязанности оплачивать только те объёмы электроэнергии, которые потреблены в жилых помещениях многоквартирного дома, не соответствуют нормам действующего законодательства РФ.
Расчёт по нормативу по указанному выше адресу производился до ... - до даты обращения и заключения договора с исполнителем коммунальных услуг ООО «Сити-Сервис».
При временном отсутствии собственника, либо членов его семьи в жилом помещении, гарантирующий поставщик делает перерасчет, в случае обращения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Однако подобное обращение в отношении квартиры, указанной в обращении, не имело место.
Просила в удовлетворении требований Груснева А.Г. отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица - ООО «Сити-Сервис» по доверенности Руденко Т.И. против удовлетворения исковых требований Груснева А.Г. возражала.
Пояснила, что ООО «Сити-Сервис» является управляющей компанией общего имущество собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: ....
До ... действовал договор на энергоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... а, заключенный между ОАО «Горэлектросеть» и ООО «Сити-Сервис», который был расторгнут по инициативе ресурсоснабжающей организации в связи с необходимостью заключения нового договора.
... между ОАО «Горэлектросеть» и ООО «Сити-Сервис» был заключен новый договор.
Общедомовой прибор учета электроэнергии в жилой доме по ... был установлен и принят в эксплуатацию ....
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Груснева Т.И. - собственник квартиры исковые требования Груснева А.Г. поддержала по основаниям, изложенным в его заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Груснева Т.И. является собственником квартиры по ... на основании договора купли-продажи от .... В данной квартире также проживает супруг Грусневой Т.И. - Груснев А.Г., который в силу закона (ст. 34 СК РФ) является собственником 1/2 доли указанной квартиры. Семья Грусневых пользуется услугами ОАО «Горэлектросеть» по энергоснабжению с ....
... между Грусневой Т.И. и ООО «Сити-Сервис» заключен договор управления многоквартирным домом.
Данные обстоятельства подтверждены сторонами в судебном заседании и ими не оспариваются.
В соответствии со ст.ст. 30, 31 ЖК РФ собственник жилого помещения и дееспособные члены его семьи в солидарном порядке несут бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ договор энергоснабжения считается заключенным с момента первого фактического подключения к присоединенной сети.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона, односторонний отказ от выполнения обязательств не допускается.
В соответствии со ст.ст.779-783 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, на условиях, предусмотренных договором, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Исходя из положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На момент возникновения спора - ... действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, от 29.07.2010 N 580).
В силу положений п. 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электроэнергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам жилых помещений коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии лестничных площадок, лифтов, лестниц и иного общего имущества в многоквартирном доме, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Количество приобретаемой исполнителем энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей.
О наличии исполнителя коммунальных услуг Гарантирующий поставщик узнаёт только в случае обращения последнего о заключении договора и предоставлении документальных подтверждений о выборе соответствующего способа управления многоквартирным домом.
Как установлено в судебном заседании, о заключении договора на энергоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., к гарантирующему поставщику исполнитель коммунальных услуг - ООО «Сити-Сервис» обратилось и заключило договор с .... До этого момента, в связи с отсутствием документального подтверждения наличия в данном доме исполнителя коммунальных услуг и договора, заключенного исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, ОАО «Горэлектросеть» имело право руководствоваться только п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307.
ОАО «Горэлектросеть» с ... произвело расчеты в соответствии с действующим законодательством РФ: в многоквартирном доме по ... в связи с отсутствием общедомового прибора учёта электроэнергии и отсутствием договоров, заключенных на весь объём коммунального ресурса, поставляемого на энергоснабжение многоквартирного дома, между ресурсоснабжающей организацией и исполнителями коммунальных услуг - ТСЖ, Управляющими компаниями (а при непосредственном способе управления - с каждым собственником жилого помещения), расчет объема электрической энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирном доме, по нормативам потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2007г. №157-п.
Общедомовой прибор учета электроэнергии в жилой доме по ... ... был установлен и принят в эксплуатацию ..., что подтверждается актами от ....
В период времени с ... по ... между ОАО ресурсоснабжающей организаций - «Горэлектросеть» и исполнителем коммунальных услуг ООО «Сити-Сервис» договорные отношения отсутствовали.
ОАО «Горэлектросеть» является ресурсоснабжающей организацией, и не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы.
Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п.п. б п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из объема потребленного коммунального ресурса.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены в Правила утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года.
Данными правилами предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.п. 5, 25, 26).
Кроме того, положения абз. 2 п. 7 в совокупности с п.п. 19, 21 Правил подлежат применению в независимости от выбранного собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным домом.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Определении от 01.10.2009 года № 1099-О-О, положения п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 предусматривает затраты на содержание общего имущества: в том числе на обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения (в старой редакции - обеспечение освещения помещений общего пользования). Министерство регионального развития Российской Федерации, разъясняя вопрос об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению, исходит из того, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (письмо от 18 июня 2007 года N 11356-ЮТ/07). Вместе с тем, из положений ст. 157 ЖК РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с Правилами установления нормативов № 306 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Этому соответствует и положение п. 3 приложения № 2, в соответствии с которым при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания колле6ктивных (общедомовых) приборов учета, которыми являются средства измерения, используемые для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
На основании изложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что независимо от того, установлены в многоквартирном доме коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе и технологические потери коммунальных ресурсов, потребленных в местах общего пользования, а также технологические потери ресурса.
Оплата коммунальных ресурсов, исходя из индивидуальных показаний приборов учета, не включает в себя расход коммунальных ресурсов, потребленных в местах общего пользования и технологические потери ресурса.
Оплата за поставку коммунальных ресурсов непосредственно ответчику, а не через управляющую организацию не нарушает прав потребителей по пользованию и потреблению коммунальных услуг.
Учитывая приведенные норма материального права, суд считает, что в случае отсутствия общедомового прибора учета начисление платы за потребленный коммунальный ресурс производится исходя из норматива.
Кроме того, в соответствии со ст.541 ГК РФ, количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется не по индивидуальным приборам учета, а в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. А в соответствии с п. 3.2. Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ и Минстроем РФ 19, 26 сентября 1996 г., «учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, на границе балансовой принадлежности электросети». Определение количества приобретаемой у гарантирующего поставщика электроэнергии гражданами-потребителями и исполнителями коммунальных услуг на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, закреплено в п.п. 73, 89 Положений 530. Невозможность расчета платы по показаниям индивидуальных приборов учета обусловлена тем, что в этом случае не будут учтены внутридомовые потери коммунальных ресурсов.
Обязанность обеспечения многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии, а также осуществление ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, возложена на собственников таких домов п.5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон 261-ФЗ).
В соответствии с п.2 ст.13 вышеназванного закона, до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд не может согласиться с доводами Груснева А.Г. о том, что в случае отсутствия общедомового прибора учета и наличия индивидуального прибора учета, размер платы за коммунальные услуги определяется из показаний индивидуального прибора учета в соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, так как они основаны на неправильном толковании права и противоречат положениям действующего законодательства (ст.ст. 30,31 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ). Кроме того, п. 16 Правил применяется только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг. Как установлено в судебном заседании, договора на оказание услуг по электроснабжению с ООО «Горэлектросеть» семья Грусневых не заключала.
В силу ст. 98 ГПК РФ Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Поскольку в иске Грусневу А.Г. отказано, соответственно, он не имеет права на возмещение судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Грусневу А.Г. к ОАО «Горэлектросеть» о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной оплаты за потребленную электроэнергию и взыскании судебных расходов- отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ А.В. УКРАИНЧИК