Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-44/2019 (2-1079/2018;) ~ М-1031/2018 от 23.11.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2019 года             <адрес>

Камышловский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Бачевской О.Д.,

при секретаре судебного заседания Боровских О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-44/2019 по иску Томской ФИО5 к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности начислить и произвести перерасчет надбавки к должностному окладу,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Томская С.И. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности начислить надбавку к должностному окладу в размере 15 % ежемесячно и произвести перерасчет надбавки к должностному окладу начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано, что истец работает с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, <адрес>.В соответствии с п. 26 Перечня военно-медицинских организаций (подразделений) и должностей, работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов (тарифных ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда (далее - Перечень), приложение к п. 84 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255, фармацевтическому персоналу аптек и фармацевтических центров, кроме занятого исключительно отпуском лекарств без рецептов, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются за работу с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на 15 процентов. Данную процентную надбавку не выплачивают с 1 января 2017 года, в связи с чем 20 февраля 2018 года она обратилась с заявлением к начальнику медицинской службы учебного центра, с просьбой выйти с ходатайством перед вышестоящим командованием о повышении ей должностного оклада как фармацевту медицинского пункта в размере 15 % за работу с вредными условиями труда согласно Приказа МО РФ от 23.04. 2014 года с 01.01. 2018 года, но получила отказ.Полагает, что отказ в назначении надбавки со ссылкой на п. 26 Перечня военно - медицинских организаций (подразделений) и должностей работа в которых дает право гражданскому персоналу на повышение должностных окладов (тарифных ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда незаконен.

Определением суда при подготовке дела в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика привлечена войсковая часть 31612.

В судебном заседании истец Томская С.И., представитель истца Подкорытов А.А. исковые требования поддержали в полном объеме. Истец указала, что ранее ндбавка ей выплачивалась на основании ее заявления, полагает, что ее работа связана с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, поскольку она работает фармацевтом, в ее обязанности входит отпуск лекарств только по рецептам и требованиям, а также проводит инвентаризацию два раза в год, комплектует сумки санинструкторов и фельдшеров, аптечки в казармах и полигонах, готовит раствор йода, перекиси водорода, зеленки.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, направили в суд отзыв, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требованиях отказать, поскольку повышение должностного оклада возможно при замещении должности, отнесенной к должностям фармацевтического персонала в конкретном структурном подразделении или фармацевтическом центре. Однако истец не замещает должность фармацевтического персонала в аптеке или фармацевтическом центре, а замещает должность фармацевт медицинского пункта, в связи с чем законных оснований для повышения истцу должностных окладов на 15 % не имеется.

Представитель третьего лица ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области» в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил в удовлетворении требований отказать, поскольку Томская С.И. занимает должность <данные изъяты>, который в свою очередь не входит в категорию аптек либо фармацевтических центров, таким образом права на надбавку истец не имеет. Из должностной инструкции явно следует, что обязанности истца не связаны с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Согласно п. 18 Положения о федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», утвержденного Министром обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), Управление создано для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации. Управление, какими-либо дискреционными полномочиями в вопросе установления выплат сотрудниками войсковых частей не обладает, все выплаты производятся на основании поступающих от командиров приказов. За период с 2014 по 2016 годы в Управление поступали три выписки из приказов командира войсковой части 31612 об установлении Томской С.И. надбавки к должностному окладу на общий период с 01 января 2014 по 31 декабря 2016 года. Сведения об установлении выплаты на последующие периоды в Управление не поступали, в связи с чем отсутствовали основания для выплат. Томская С.И. не оспаривает действия командира войсковой части. В данном случае, истцом не представлено доказательств нарушения ее прав и законных интересов Министерством обороны РФ, в связи с чем Министерство является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, полагают, что истцом пропущен срок для обращения в суд, поскольку спор является индивидуально трудовым, о том что истцу не выплачивается надбавка стало ей известно в 2017 году, ходатайства о восстановлении срока стороной истца не заявлено.

Представитель третьего лица ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения МО РФ», командир в/ч 31612 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, направили в суд заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны.

С учетом изложенного и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц.

Выслушав пояснения стороны истца, огласив отзывы на исковое заявление, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Также, исходя из смысла ст. 37 Конституции Российской Федерации, защита конституционного права граждан на справедливую оплату труда является одним из приоритетных направлений государственной политики.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с установленными данной нормой источниками трудового права осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч. 2 ст. 5, ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.

При этом, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также соответствующая обязанность работодателя выплачивать заработную плату в полном размере и обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности закреплены в ст. ст. 21, 22, 132 Трудового кодекса Российской Федерации.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает:

- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации);

- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);

- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации - Поощрения за труд).

При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Нормативный правовой акт согласован с Центральным комитетом профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный , опубликован в «Российской газете» от ДД.ММ.ГГГГ.

Приложением к Приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, пунктом 84 которого установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) гражданского персонала военно-медицинских организаций повышаются за работу с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на 60, 40, 25, 15 процентов согласно Приложению к настоящему Положению.

В разделе 1 Приложения к Положению (пункт 84) приведен Перечень военно-медицинских организаций (подразделений) и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов. В Перечень включены (пункт 26) фармацевтический персонал аптек и фармацевтических центров, кроме занятого исключительно отпуском лекарств без рецептов..

Положения приведенных норм права, в их системе, свидетельствуют о том, что работодатель обязан выплачивать работнику должностной оклад в повышенном размере, если проведена аттестация рабочего места и по ее результатам выявлено наличие вредных факторов. При этом конкретный размер повышения должностного оклада устанавливается локальным нормативным актом, коллективным договором или трудовым договором.

Ссылка представителя третьего лица на отсутствие у Министерства обороны Российской Федерации обязанностей работодателя по отношению к работникам войсковой части не может быть признана обоснованной, поскольку основана на ошибочном толковании норм материального права и противоречит положениям п. 2 ст. 13 ФЗ от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», приказу Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», согласно которым Министерство обороны РФ является работодателем в отношении работников воинских частей, а командиры соответствующих воинских частей представителями работодателя.

Разрешая ходатайства представителя третьего лица о пропуске истцом срока для обращения в суд с исковыми требованиями суд приходит к следующему. Согласно ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 272-ФЗ, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Истец произвести перерасчет надбавки с 01 января 2018 года и обратилась в суд 23 ноября 2018, таким образом, срок для обращения в суд истцом не пропущен.

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью и Томской С.И. заключен трудовой договор . Согласно условий трудового договора ФИО1 приняла на себя выполнение трудовых обязанностей в должности фармацевта медицинского пункта учебного центра по подготовке младших специалистов танковых войск, войсковой части 31612. Работа по договору является для работника постоянной и основной. Труд работника по настоящему договору осуществляется в нормальных условиях - пункт 1.7 договора (л.д. 34-36). За выполнение трудовых обязанностей установлен должностной оклад в размере 8723 руб.. Работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты: выслуга лет, премия, 15% уральский коэффициент, надбавка за сведения, составляющие государственную тайну. Возможна доплата за выполнение работы по совместительству, за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Дополнительным соглашением № 198 от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору установлен должностной оклад в размере 9111 руб. (л.д. 37). Кроме того, 20 сентября 2012 года с Томской С.И. заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности (л.д. 38). Дополнительным соглашением № б/н от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору изложены разделы в новой редакции: работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности фармацевта медицинского пункта (со стационаром на 20 коек) учебного центра (подготовки младших специалистов танковых войск) войсковой части 31612. Труд работника по настоящему договору осуществляется в нормальных условиях - пункт 1.9. Работнику установлен должностной оклад в размере 9111 руб., а также устанавливаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера: уральский коэффициент 15% ежемесячно, ежемесячная премия 25 %, надбавка за выслугу лет, премия стимулирующего характера за счет экономии ежеквартально, приказ 1010 ежеквартально по результатам показателей эффективности исполнения должностных обязанностей (л.д. 39-42). Дополнительное соглашение подписано истцом ДД.ММ.ГГГГ и содержит просьбу дополнить его указанием на дополнительную надбавку за условия труда.

Коллективный договор между командованием войсковой части и гражданским персоналом войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не содержат сведений об осуществлении работы с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, не предусматривают выплаты надбавки за вредные условия, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

По сведениям ВрИО командира войсковой части инструкция по охране труда для гражданского персонала войсковой части находится в стадии разработки, аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда в войсковой части не проводилась, проект нового коллективного договора находится на согласовании у председателя профсоюзной организации войсковой части

Томской С.И. на основании приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ устанавливалась надбавка в размере 15 % от должностного оклада за работу с вредными условиями труда согласно приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением на имя начальника медицинской службы учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск, в котором просила ходатайства перед вышестоящим командованием о повышении должностного оклада фармацевту в размере 15 % за работу с вредными условиями труда и просила установить надбавку с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Юрисконсультом войсковой части сделано заключение об отказе в удовлетворения ходатайства, поскольку п. 26 Перечня не содержит должности фармацевта медицинского пункта учебных центров оснований для выплаты надбавки за вредные условия труда не имеется (л.д. 8).

Таким образом, на основании анализа приведенного выше нормативно-правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, следует, что истцу может быть назначена надбавка к заработной плате при наличии совокупности условий: замещение должность фармацевтического персонала, в аптеке и фармацевтических центров. Такой совокупности по делу не установлено, поскольку истец осуществляет работу в медицинском пункте учебного центра по подготовке младших специалистов танковых войск, данное структурное подразделение не входит в Перечень военно-медицинских организаций (подразделений) и должностей с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Кроме того, не нашли своего подтверждения доводы стороны истца об осуществлении работы с вредными и (или) опасными условиями труда, поскольку трудовой договор, коллективный договор данных условий не содержат, из должностных обязанностей (л.д. 85-87) также это не следует, в силу чего нарушения ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем также не допущено. Выплата истцу ранее данной надбавки в период 2014-2016 года не свидетельствует об осуществлении работы с вредными и (или) опасными условиями труда, поскольку выплата произведена на основании приказа командира войсковой части по своему усмотрению. При этом суд учитывает, что доводы истца строились на исполнение большего объема работы, чем установлено в должностной инструкции, в связи с чем она полагала что заработная плата ее должна быть выше, что в свою очередь также не свидетельствует об осуществлении работы с вредными и (или) опасными условиями труда.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Томской ФИО6 к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности начислить и произвести перерасчет надбавки к должностному окладу, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Камышловский районный суд Свердловской области, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - подпись Бачевская О.Д.

Мотивированный текст решения изготовлен 26 февраля 2019 года.

Копия верна. Судья -      Бачевская О.Д.

2-44/2019 (2-1079/2018;) ~ М-1031/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Томская Светлана Ивановна
Ответчики
Министерство обороны
Другие
ФГКУ Центральное региональное управление правового обеспечения
ФКУ Управление финобеспечения МО
Суд
Камышловский районный суд Свердловской области
Судья
Бачевская Ольга Дмитриевна
Дело на сайте суда
kamyshlovsky--svd.sudrf.ru
23.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2018Передача материалов судье
27.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.12.2018Предварительное судебное заседание
30.01.2019Судебное заседание
21.02.2019Судебное заседание
26.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2019Дело оформлено
01.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее