Решение по делу № 2-109/2021 ~ М-76/2021 от 17.03.2021

Дело

УИД

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                             р.<адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Дудиной Д.И.,

при секретаре судебного заседания Тузовой Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Волосниковой В. С. к администрации <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

    <адрес> обратился в суд с иском в интересах Волосниковой В.С. к администрации <адрес>, просил обязать администрацию <адрес> предоставить Волосниковой В. С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм.

    В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой <адрес> по обращению Волосниковой В.С. проведена проверка. В ходе которой установлено, что решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Волосникова О.А. в отношении несовершеннолетней дочери Волосниковой В.С. лишена родительских прав. Постановлением администрации Чановского поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетними детьми» над несовершеннолетней Волосниковой В.С. назначена опека. Постановлением администрации р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищном вопросе» Волосникова В.С. признана нуждающейся и поставлена на учет для получения жилой площади вне очереди.

    Согласно информации, предоставленной администрацией <адрес>, Волосникова В.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке под номером 47.

    В настоящее время у Волосниковой В.С. отсутствует жилое помещение, она не состоит в браке, фактически проживает у родственников.

    В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Банникова Е.Н. исковое требование и обстоятельства, изложенные в заявлении, поддержала.

    Истец Волосникова В.С. в судебном заседании исковое требование поддержала в полном объеме, пояснила, что в настоящее время проживает и зарегистрирована у своей бабушки, однако своего жилья не имеет.

    Представитель ответчика администрации <адрес> Правда А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленного требования, представила возражения на исковое заявление, в котором указано следующее. Факт нуждаемости Волосниковой В.С. в жилом помещении, как и ее право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения администрацией <адрес> не оспаривается. Однако предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке нарушит права и законные интересы иных лиц данной категории, включенных ранее истца и до настоящего времени не получивших жилые помещения.

    Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации <адрес> Евсеева И.В. в судебном заседании также возражала относительно удовлетворения заявленного требования, указав аналогичные доводы представителя администрации <адрес>.

    Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил возражения на исковое заявление, в котором указал следующее. Право истца на обеспечение жилым помещением реализуется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако действующим законодательством не предусмотрено предоставление указанной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке. Субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются из федерального бюджета и областного бюджета <адрес>. Размер средств из областного бюджета определяется <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОРЗ «Об областном бюджете <адрес> на <данные изъяты> и плановый период <данные изъяты> годов», в частности для <адрес> предусмотрены <данные изъяты> рублей. Дополнительные денежные средства на исполнение судебных решений действующим законодательством не предусмотрены.

    Выслушав позицию лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 3 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Предоставление указанным лицам жилых помещений является основанием для исключения этих лиц из списка.

При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 указанного Федерального закона).

В соответствии с п.7 ст.8 указанного Федерального закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

На территории <адрес> действует <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статья 1 которого предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Включение в список согласно ст. 8 указанного <адрес>, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения – в алфавитном порядке.

Однако, по своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование указанных списков имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В силу положений ст. <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам <адрес>.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления <адрес> наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе, полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 6 указанного закона <адрес> финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета <адрес>.

Расчет объема предоставляемых субвенций из областного бюджета <адрес> местным бюджетам осуществляется в соответствии с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета <адрес> для осуществления отдельных государственных полномочий, согласно приложению к настоящему Закону.

Из материалов дела следует, что мать Волосниковой В.С.- Волосникова О.А. на основании решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д. 31-34).

Согласно постановлению главы р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Волосникова В.С., <данные изъяты> года рождения, признана нуждающейся и постановлена на учет для получения жилой площади вне очереди детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 35).

Из содержания справки, выданной начальником отдела по опеке и попечительству администрации <адрес>, установлено, что порядковый номер очереди Волосниковой В.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40).

    Согласно ответу Межмуниципального <адрес> отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Волосниковой В. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ЕГРН не содержит сведений о государственной регистрации прав.

    Кроме того, в справке, выданной ГБУ <данные изъяты>» объекты недвижимости за Волосниковой В.С. не учтены.

    Согласно архивной справке отдела архивной службы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Т, в документах архивного фонда Управления экономического развития, промышленности, предпринимательства и торговли территориальной администрации <адрес>, в журнале регистрации договором по передаче квартир (домов) в собственность граждан и в списках граждан, прошедших приватизацию жилья за февраль <данные изъяты> гг. Волосникова В.С., проживающая по адресу: <адрес>, р.<адрес>, не значится. Регистрация договоров завершена ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из вышеназванных норм Федерального закона и <адрес>, с учетом установленных сведений о личности истца, которому присвоен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, за которым признано право на предоставление ему жилого помещения по договору специализированного найма, отсутствия сведений о том, что уполномоченными органами приняты исчерпывающие меры по реализации указанного права, суд приходит к выводу, что нарушенное право истца подлежит восстановлению.

Сведений о том, что истец улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не предоставлено.

Материалами дела подтверждается, что за истцом не учтены на каком-либо вещном праве жилые объекты недвижимости.

В нарушение действующего законодательства истец своевременно не обеспечен жилым помещением.

Администрация <адрес> области является надлежащим ответчиком по настоящему иску.

Доводы представителя ответчика о том, что истец может быть обеспечен жилым помещением в соответствии со Списком при поступлении субвенций из областного бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Не предоставление указанных средств ответчику в достаточном размере не может являться препятствием к реализации права истца на получение жилья.

Также, действующее законодательство связывает право на получение специализированного жилого помещения с такими обстоятельствами как достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях и не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Доводы представителя ответчика и третьих лиц о том, что предоставление истцу жилого помещения впереди стоящих перед ним такой же категории граждан, повлечет безусловное нарушение их прав, являются несостоятельными, поскольку и иные дети - сироты вправе обратиться в суд, если считают свои права нарушенными, при этом федеральное законодательство не связывает право истца на получение специализированного жилья с правом иных лиц на получение такого же жилья.

Положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливают очередность внутри формируемого органами государственной власти субъекта РФ списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, федеральный законодатель не определил, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Учитывая, что на дату рассмотрения дела в суде право Волосниковой В.С. на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не реализовано, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска по заявленным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> предоставить Волосниковой В. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                                          Д.И. Дудина

2-109/2021 ~ М-76/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Чановского района Новосибирской области Федосихин С.В.
Ответчики
Администрация Чановского района Новосибирской области
Другие
Волосникова Виктория Сергеевна
Министерство труда и социального развития НСО
Отдел опеки и попечительтства Алдминистрациии Чановского района Новосибирской области
Суд
Чановский районный суд Новосибирской области
Судья
Дудина Дарья Игоревна
Дело на странице суда
chanovsky--nsk.sudrf.ru
17.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2021Передача материалов судье
18.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2021Предварительное судебное заседание
04.05.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее