Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3746/2012 ~ М-3518/2012 от 19.11.2012

Дело №2-3746/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2012 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г.Ижевска УР

под председательством судьи Суворовой В.Ю.

при секретаре Ханьжиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовской городской организации Удмуртской Республиканской Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», действующей в интересах члена организации Золотаревой Р. В. к Министерству финансов РФ, Министерству регионального развития РФ, Министерству социальной защиты населения УР о признании лица жертвой Великой Отечественной войны, признании права на меры социальной поддержки, установленные для участников и ветеранов Великой Отечественной войны, признании права на обеспечение жильем в виде улучшения жилищных условий, включении в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и предоставлении указанной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Глазовская городская организация Удмуртской Республиканской Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» обратилась в суд в интересах члена организации Золотаревой Р.В. с иском к ответчикам Министерству финансов РФ, Министерству регионального развития РФ, Министерству социальной защиты населения УР о признании Золотаревой Р.В. жертвой Великой Отечественной войны, признании за ней права на меры социальной поддержки, установленные для участников и ветеранов Великой Отечественной войны, признании за ней права на обеспечение жильем в виде улучшения жилищных условий по Указу Президента РФ от -Дата- , включении Золотаревой Р.В. в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и предоставлении ей указанной выплаты.

Свои требования истец мотивировал тем, что отец Золотаревой Р.В., Ельцов В. А., как это указано в Книге Памяти Удмуртской Республики, пропал без вести в 1941 году, находясь на фронте. Как стало известно родным погибшего Ельцова В.А. после обращения в ЦАМО РФ в ..., он был призван в Красную А. П. РВК и прибыл на фронт в составе 285 зенитно-артиллерийского дивизиона, который (согласно документальным источникам) сразу же по прибытии на передовую вступил в бой в районе городов Невель, Псков, Дрисса на Западном фронте. Согласно архивной справке от -Дата- он был захвачен в немецкий плен и умер -Дата- в концентрационном лагере Шталаг XIА Альтенграбов/Торгау, Германия. Соответствующие сведения содержатся также в базе данных потерь Красной А. на сайте «ОБД Мемориал» сети Интернет.

Семья призванного на фронт Ельцова В.А., жена, Ельцова Т. К. и ее четверо детей – Вениамин, 1928 года рождения, Юлия, 1930 года рождения, Р., 1936 года рождения, В., 1940 года рождения, проживали в деревне Седпи П. ..., где трудились в колхозе. Позднее Вениамин по разнарядке был направлен в ... в ФЗУ. Все члены семьи отца (Ельцова В.А.) находились на его иждивении, поскольку проживали совместно и вели общее хозяйство.

После того, как Ельцов В.А. пропал без вести, члены его семьи самостоятельно зарабатывали средства к существованию, продолжали трудиться в колхозе. Мама Золотаревой Р.В. - Ельцова Т.К. в браке больше не состояла, с 1970 до момента своей смерти в 1987 году проживала с сыном В. в д. ....

Государство считает своим историческим долгом заботу об участниках и ветеранах войны, ее жертвах, отдает им дань уважения, бережет память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость. С этой целью -Дата- был принят Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов». Статьей 7 указанного закона установлено, что Правительством РФ для оказания помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны разрабатывается и утверждается Целевая государственная программа. При этом обеспечение повседневной помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны, контроль за предоставлением им льгот и социальных гарантий осуществляются в соответствии с законами и иными правовыми актами о ветеранах, принимаемыми в Российской Федерации. Таким образом, предоставление государством льгот и социальных гарантий в настоящее время осуществляется в виде мер социальной поддержки, предусмотренных положениями Федерального закона «О ветеранах». В целях исполнения государством социальных обязательств на обеспечение граждан (участников и инвалидов войны) жилым помещением, Президентом РФ -Дата- был принят Указ Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

На реализацию положений, касающихся повседневной помощи участникам, ветеранам и жертвам войны, направлен также Указ Президента РФ от -Дата- «О восстановлении законных прав Р. граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период». Данным указом предусмотрено, что лицам, признанным жертвами нацистских преследований, в качестве меры социальной поддержки предоставляются компенсации за счет средств Фонда взаимопонимания и примирения, формируемого за счет средств Германии. Условия и порядок выплаты при этом утверждаются Правительством Российской Федерации, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- «Об утверждении Положения об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям».

Вместе с тем, считают, что законодательство РФ не в полной мере регулирует вопросы предоставления помощи и социальной поддержки гражданам, которые должны быть признаны участниками, ветеранами и жертвами войны 1941-1945 гг., в смысле, придаваемом Федеральным законом «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов». Целевая государственная программа оказания помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны в настоящее время не разработана. В контексте указанной цели законодатель не раскрывает содержание понятия «жертвы войны», хотя и использует указанный термин. Так по смыслу законодательства под жертвами войны понимается лишь круг лиц, которые в период Великой Отечественной войны подверглись нацистским преследованиям, находились в концентрационных лагерях, что не соответствует, как полагает истец, толкованию, которое вытекает из общепризнанных норм международного права.

По мнению истца, ввиду правового пробела в силу приоритета международных актов перед отечественным законодательством в этой связи необходимо руководствоваться Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН -Дата-. В соответствии со статьей 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Это согласуется с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от -Дата-), предусматривающей, что лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством (пункт 4); при этом понятие «вред, причиненный индивидуально или коллективно жертвам преступлений» включает вред, причиненный физическому или душевному здоровью, эмоциональные переживания, экономические потери или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств - членов ООН (пункт 1), а понятие «жертва» -также близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы (пункт 2).

Таким образом, как видно, имеет место неурегулированность отношений в сфере обеспечения мер социальной поддержки лиц, которые были на тот момент в несовершеннолетнем возрасте, и, хотя не находились в лагерях, не подвергались непосредственно репрессиям, но, по сути, эти лица должны рассматриваться как жертвы войны, поскольку они претерпевали физические и нравственные страдания, вызванные голодом, тяжелым непосильным трудом в условиях войны, смертью своих близких (кормильцев), социальным сиротством.

Указом Президента РФ от -Дата- установлено обязательство государства обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с федеральным законодательством о ветеранах. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ обеспечение указанного обязательства осуществляется за счет средств Федерального бюджета (Российской Федерации). В силу того, что Золотарева Р.В. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилой дом, в котором она проживает, находится в аварийном состоянии, о чем имеется акт, она вправе рассчитывать на меру социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ от -Дата- .

Поскольку законодательство прямо не регулирует вопросы, связанные с мерами социальной поддержки жертв войны, считают, что в данном случае подлежат применению нормы закона, предусматривающие правило аналогии закона, как это установлено частью первой статьи 6 ГК РФ.

В судебное заседание не явились стороны, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представителем процессуального истца Глазовской городской организации Удмуртской Республиканской Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Золотаревым А.В., действующим на основании доверенности, истцом Золотаревой Р.В., представителем ответчика Министерства социальной защиты населения УР Воробьевой В.В., действующей на основании доверенности, в адрес суда направлены заявления о рассмотрении дела без их участия. Иные лица о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело без участия сторон.

Ранее представителем ответчика Министерства регионального развития РФ Павловой Е.В., действующей на основании доверенности, в адрес суда направлены письменные возражения на иск, согласно которым правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены, в том числе, нормами Федерального закона от -Дата- № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указанным федеральным законом предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем некоторых категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно статье 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Р. Ф. передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от -Дата- «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

В настоящее время основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а также порядок принятия на учет и порядок снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. В статье 51 ЖК РФ указаны основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно статье 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации, Федерального закона «О ветеранах», Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- , в компетенцию Минрегиона России не входят полномочия по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятию таких граждан с учета, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах».

Исходя из представленных материалов гражданского дела, Золотарева Р.В. не обращалась в установленном порядке в уполномоченные органы в целях постановки на учет.

Нормами федерального законодательства не предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условии граждан категории «жертвы войны». Приводимые заявителем выдержки из актов международного права не относятся к существу спора и тем более не подтверждают позицию заявителя. Утверждение заявителя о возможности применения аналогии закона к отношениям, связанным с обеспечением отдельных категорий граждан жильем, также является ошибочным. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

Изучив материалы дела, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Обосновывая исковые требования о признании Золотаревой Р.В. жертвой войны, истцом указано о гибели ее отца в период Великой Отечественной войны.

Как следует из текста иска, Ельцов В. А. приходится отцом Золотаревой Р.В., умер в немецком плену -Дата-.

Согласно представленной в материалы дела копии личного дела военнопленного Ельцова В. А.ьевича, умершего -Дата-, дата рождения военнопленного – -Дата-.

Согласно архивной справке Центрального архива Министерства обороны РФ Ельцов В. А.ьевич, умерший в немецком плену -Дата-, был 1910 года рождения.

Согласно копии свидетельства о рождении Золотаревой (ранее Ельцовой) Р.В., 1936 года рождения, отцом ей приходится Ельцов В. А.севич, год рождения отца не указан.

Таким образом, из представленных в материалы дела документов не представляется возможным достоверно установить факт родственных отношений между Золотаревой Р.В. и Ельцовым В.А.

Желая признать Золотареву Р.В. жертвой Великой Отечественной войны, истец ссылается на понятия, содержащиеся в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Однако суд находит толкование истца неверным.

Действительно, Р. законодательство не раскрывает понятие «жертва войны». Однако категории лиц, которых нормы международного права относят к жертвам войны, определены в четырех Женевских конвенциях о защите жертв войны от -Дата-, согласно которым к жертвам войны относятся раненые, больные, военнопленные, гражданское население. Причем последние признаются таковыми при их нахождении в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. В связи с чем, суд приходит к выводу, что законодательство о ветеранах и иных лицах, непосредственно пострадавших в годы Великой Отечественной войны (например, бывшие несовершеннолетние узники фашизма), полностью соотносится с нормами международного права.

Как усматривается из текста иска, Золотарева Р.В. в период Великой Отечественной войны не находилась непосредственно во власти оккупирующей державы, в связи с чем, в понимании Женевской конвенции от -Дата- не является жертвой войны.

Более того, законодатель, наделяя отдельные категории лиц аналогичными льготами, что и участников Великой Отечественной войны, вместе с тем не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от -Дата- «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945» постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от -Дата--ФЗ «О ветеранах».

В данном нормативном акте определен круг лиц, подлежащих обеспечению жильем. В данный перечень лиц жертвы войны в том понимании, из которого исходит истец, не входят.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе,

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до -Дата-, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после -Дата-, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, Указом Президента РФ от -Дата- очерчен круг лиц, которым необходимо завершить обеспечение жильем, а п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» также установлены условия такого обеспечения.

Между тем, суд полагает, что истец не представил доказательств, подтверждающих наличие у Золотаревой Р.В. права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем.

В обоснование исковых требований истцом указано о гибели отца Золотаревой Р.В. в период Великой Отечественной войны. Однако, как судом указывалось выше, установить факт родственных отношений между Золотаревой Р.В. и Ельцовым В.А. достоверно невозможно.

Также истцом не представлены доказательства наличия иных условий, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», для обеспечения истца Золотаревой Р.В. жильем, в частности, в материалах дела отсутствуют сведения, что Золотарева Р.В. является нетрудоспособным членом семьи погибшего, состояла на его иждивении, получала пенсию по случаю потери кормильца или имеет право на ее получение в соответствии с пенсионным законодательством, нуждается в улучшении жилищных условий и встала на учет до -Дата-.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Однако из материалов дела не следует, что Золотарева Р.В. в установленном порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет.

Заключение межведомственной комиссии от -Дата- о непригодности для проживания жилого дома, где зарегистрирована Золотарева Р.В., не имеет юридического значения, так как не относится к доказательствам по предоставлению мер социальной поддержки в порядке ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Поскольку доводы истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░­░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2012 ░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

2-3746/2012 ~ М-3518/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Золотарева Римма Васильевна
ГГО УРООО Всероссийское общество инвалидов
Ответчики
Министерство регионального развития РФ
Министерство финансов РФ
МСЗН УР
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Суворова Вера Ювенарьевна
Дело на сайте суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
19.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2012Передача материалов судье
19.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2012Судебное заседание
15.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2013Дело оформлено
03.04.2013Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее