Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1982/2016 ~ М-1027/2016 от 01.03.2016

№ 2-1982/16

строка №27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Жуковой И.Е.,

с участием истца Карасевой О.В., ее представителя, допущенной к участию в деле по ходатайству истца Грековой А.А.,

представителя ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующей на основании доверенности Байбаковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасевой ФИО9 к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж в календарном исчислении периоды работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в ученических отпусках, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ Карасева О.В. обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 30 лет.

Не согласившись с указанным решением, Карасева О.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, просит обязать ответчика включить в специальный стаж Карасевой ФИО10, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в календарном исчислении периоды: с 16.04.2004 г. по 19.04.2004 г., с 21.04.2004 г. по 07.01.2005 г., с 06.02.2005 г. по 04.03.2005 г., с 06.03.2005 г. по 29.05.2005 г., с 10.06.2005 г. по 06.10.2005 г., с 08.10.2005 г. по 07.01.2006 г., с 05.02.2006 г. по 28.05.2006 г., с 02.07.2006 г. по 07.01.2007 г., с 04.02.2007 г. по 27.05.2007 г., с 01.07.2007 г. по 07.01.2008 г., с 03.02.2008 г. по 01.06.2008 г., с 04.07.2008 г. по 07.01.2009 г., с 05.02.2009 г. по 24.05.2009 г., с 27.06.2009 г. по 10.04.2011 г., с 14.04.2011 г. по 25.11.2012 г., с 22.12.2012 г. по 15.12.2013 г., с 29.12.2013 г. по 03.02.2015 г., с 05.03.2015 г. по 04.10.2015 г. – в должности главного фельдшера в БУЗ ВО «<данные изъяты>»; с 11.04.2011 г. по 13.04.2011 г., с 26.11.2012 г. по 21.12.2012 г., с 16.12.2013 г. по 28.12.2013 г., с 04.02.2015 г. по 04.03.2015 г. – нахождение на курсах повышения квалификации; с 08.01.2005 г. по 05.02.2005 г., с 30.05.2005 г. по 09.06.2005 г., с 08.01.2006 г. по 04.02.2006 г., с 29.05.2006 г. по 01.07.2006 г., с 08.01.2007 г. по 03.02.2007 г., с 28.05.2007 г. по 30.06.2007 г., с 08.01.2008 г. по 02.02.2008 г., с 02.06.2008 г. по 03.07.2008 г., с 08.01.2009 г. по 04.02.2009 г., с 25.05.2009 г. по 26.06.2009 г. – ученические отпуска. Признать право на досрочное назначение страховое пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Карасева О.В., ее представитель, допущенная к участию в деле по ходатайству истца Грекова А.А., заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности Байбакова М.А., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ (далее – Закон).

Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Как предусмотрено п. 4 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с п. 5 ст. 30 Закона в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (действует с 01.01.2015 г.) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п.п. б п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В судебном заседании установлено, что решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 30 лет.

Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-15) истцу в специальный стаж не включены периоды работы во городской клинической больнице скорой медицинской помощи им. ФИО7 (в настоящее время БУЗ ВО «<данные изъяты>»): с 16.04.2004 г. по 19.04.2004 г., с 21.04.2004 г. по 07.01.2005 г., с 06.02.2005 г. по 04.03.2005 г., с 06.03.2005 г. по 29.05.2005 г., с 10.06.2005 г. по 06.10.2005 г., с 08.10.2005 г. по 07.01.2006 г., с 05.02.2006 г. по 28.05.2006 г., с 02.07.2006 г. по 07.01.2007 г., с 04.02.2007 г. по 27.05.2007 г., с 01.07.2007 г. по 07.01.2008 г., с 03.02.2008 г. по 01.06.2008 г., с 04.07.2008 г. по 07.01.2009 г., с 05.02.2009 г. по 24.05.2009 г., с 27.06.2009 г. по 10.04.2011 г., с 14.04.2011 г. по 25.11.2012 г., с 22.12.2012 г. по 15.12.2013 г., с 29.12.2013 г. по 03.02.2015 г., с 05.03.2015 г. по 04.10.2015 г. в должности главного фельдшера на полную ставку, так как данная должность не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Указанные периоды работы подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании истец в спорные периоды работала во городской клинической больнице скорой медицинской помощи м. ФИО7 (в настоящее время БУЗ ВО «<данные изъяты>») в должности главного фельдшера, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 46-52), справкой, уточняющей характера работы (л.д. 53-54), копией личной карточки формы Т-2 (л.д. 56-63), копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-65), копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66), копиями штатных расписаний (л.д. 96-125).

Разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрены должности «фельдшер» и «главная медицинская сестра».

В период принятия Правительством РФ 29 октября 2002 года Постановления №781 действовало Постановление Министерства труда и социального развития РФ №43 от 27 августа 1997 года (утратившее силу с 1 декабря 2008 года) «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения РФ», в котором были указаны тарифно-квалификационные характеристики по должности главной медицинской сестры. Учитывая это обстоятельство, Правительство РФ, включая в соответствующий список должность главной медсестры, руководствовалось указанными Постановлением №43, определяя сложность выполняемой работы.

Согласно сообщению БУЗ ВО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67, 68) должностных инструкций по должности главного фельдшера с 2004 года по 2007 год на архивном хранении нет, должностные инструкции главного фельдшера за период с 2004 года по 2007 год соответствуют должностным инструкциям главного фельдшера, действующим в настоящее время. Должностные обязанности главной медицинской сестры с 2001 года по 2004 года соответствуют должностным обязанностям главного фельдшера, действующим по настоящее время, и не изменялись за указанный период.

В обязанности истца в спорные периоды работы входило: обеспечение рациональной организации труда среднего и младшего медицинского персонала, повышение их квалификации. Способствование внедрению в практику новых организационных форм и ресурсосберегающих технологий деятельности сестринского персонала. Осуществление своевременной выписки, распределение и хранение перевязочных материалов, медикаментов, в том числе ядовитых и наркотических лекарственных средств, ведение учета их расходования. Контроль: работы среднего и младшего медицинского персонала по приему и выписке пациентов; транспортировки пациентов при вызовах скорой медицинской помощи; выполнение средним медицинским персоналом врачебных назначений; санитарно-гигиеническое содержание станций скорой медицинской помощи.

Требования к квалификации: высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" без предъявления требований к стажу работы или среднее медицинское образование повышенного или базового уровня и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Суду представлены функциональные обязанности главной медсестры (л.д. 69-70), которые подтверждают, что функциональные обязанности главной медсестры и главного фельдшера аналогичны.

При этом в период с 14.05.2001 г. по 15.04.2004 года истец работала в должности главной медицинской сестры в БУЗ ВО «<данные изъяты>». Впоследствии Постановлением Минтруда РФ от 22 апреля 2003 года №21 были введены тарифно-квалификационные требования по должности главной медицинской сестры (главного акушера, главного фельдшера). Указанное свидетельствует о том, что Правительство РФ отождествило наименование должности главной медсестры и главного акушера, главного фельдшера. В связи с этим должность истца «главная медицинская сестра» на основании приказа от 16.04.2004 года была переименована и с 16.04.20104 года истец работает в должности «главный фельдшер».

Таким образом, истец работала на одном и том же месте в одном лечебном учреждении и выполняла одни и те же функции, характер выполняемой работы не менялся, однако пенсионный орган добровольно включил в специальный стаж период работы в том же учреждении в должности главной медсестры. Указанные обстоятельства подтверждают обоснованность заявленных требований истцом.

При этом, необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «Российской Федерации от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах лежит на страхователях, которыми в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются работодатели. Ненадлежащим образом оформленная передача документов работодателем не может ставить в зависимость наступление последствий включения в специальный трудовой стаж истца спорных периодов работы назначению досрочной трудовой пенсии по старости. Само по себе непредставление работодателем в органы Пенсионного фонда сведений о работе истца в особых условиях не может быть основанием для отказа во включении в стаж спорного периода работы.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы истца в должности главного фельдшера подлежат включению в специальный стаж работы в календарном исчислении.

Кроме того, согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу в специальный стаж не включены следующие периоды: с 11.04.2011 г. по 13.04.2011 г., с 26.11.2012 г. по 21.12.2012 г., с 16.12.2013 г. по 28.12.2013 г., с 04.02.2015 г. по 04.03.2015 г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации, так как указанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

Указанные периоды подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке по следующим основаниям.

Указанный период подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года № 5487-1, а так же ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена обязанность медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации определяется Положением о порядке получения квалификационный категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 года № 314. Повышение квалификации производится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение трудовой деятельности медицинского работника.

Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации является неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом, как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.

В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Согласно приказам БУЗ ВО «<данные изъяты>» от 05.02.2001 г. -к, от 07.04.2011 г. -к, от 22.20.2012 г. -к, от 20.01.2015 г. -л истец была направлена для повышения квалификации по циклам усовершенствования «Фельдшера здравпунктов», «Скорая и неотложная помощь».

В указанные периоды времени истец успешно прошла обучение, а во время прохождения учебы ей начислялась заработная плата, и сохранялось место работы.

Повышение квалификации имело место в периоды работы в должности главной медсестры, учтенных ответчиком в специальный стаж в календарном порядке и в период работы в должности главного фельдшера, подлежащими включению в специальный стаж в календарном порядке.

На основании изложенного, учитывая, что прохождение истцом специализации производилось по направлению работодателя, и было непосредственно связано с осуществлением истцом лечебной деятельности, являясь одним из обязательных условий ее работы, истец проходила специализацию во время работы, которая включена в специальный стаж в календарном порядке, указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.

Помимо изложенного истцу в специальный стаж не включены периоды нахождения в ученических отпусках: с 08.01.2005 г. по 05.02.2005 г., с 30.05.2005 г. по 09.06.2005 г., с 08.01.2006 г. по 04.02.2006 г., с 29.05.2006 г. по 01.07.2006 г., с 08.01.2007 г. по 03.02.2007 г., с 28.05.2007 г. по 30.06.2007 г., с 08.01.2008 г. по 02.02.2008 г., с 02.06.2008 г. по 03.07.2008 г., с 08.01.2009 г. по 04.02.2009 г., с 25.05.2009 г. по 26.06.2009 г., так как указанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

Данные периоды также подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке по следующим основаниям.

Приказами по БУЗ ВО «<данные изъяты>» от 29.12.2004 г. -к, от 15.04.2005 г. -к, от 16.12.2005 г. -к, от 27.04.2006 г. -к, от 06.12.2006 г. -к, от 03.05.2007 г. -к, от 03.12.2007 г. -к, от 04.05.2008 г. -к, от 02.12.2008 г. -к, от 13.04.2009 г. -к истцу были предоставлены учебные отпуска для сдачи сессии в <данные изъяты>.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В связи с этим в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно ст.ст. 173-176 Трудового Кодекса РФ ученические отпуска с сохранением заработной платы являются дополнительными отпусками, которые предоставляются работодателем работникам, поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования ежегодно, на все время обучения.

Положениями п.21 Рекомендаций Международной организации труда N148 от 24.06.1974 г. "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

В период дополнительных учебных отпусков с сохранением заработной платы работодатель должен производить отчисление страховых взносов.

Отсутствие в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилах N516 прямого указания на включение в специальный стаж учебных (ученических) отпусков, как это ранее было предусмотрено Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N1397 и утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 г. N94 Инструкции о порядке заработной плат, препятствием к зачету этих периодов в специальный стаж служить не может.

Таким образом, работникам, совмещающим труд с обучением, гарантировались такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время; по сути, законодателем период нахождения в ученических отпусках приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям, предусмотренным Списками.

Принимая во внимание, что в указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, считаю, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.

Рассматривая требование истца о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд принимает во внимание расчет стажа, представленный ответчиком, согласно которому специальный стаж истца с учетом включения спорных периодов составит 31 лет 7 месяцев 14 дней, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено на­личием права на указанную пенсию, реализация которого зави­сит от волеизъявления обладателя этого права.

В судебном заседании установлено, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона истец обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что истец в установленном законом порядке обратилась в территориальный орган ПФ РФ, представила все необходимые для назначения пенсии документы, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы право на назначение пенсии у истца на момент обращения с заявлением имелось, суд считает возможным удовлетворить требование истца о назначении и выплате пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, иные, признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного, учитывая, что судом исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Карасевой ФИО11 к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж в календарном исчислении периоды работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в ученических отпусках, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.

Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить Карасевой ФИО12 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ в календарном исчислении периоды работы во 2-й городской клинической больнице скорой медицинской помощи им. ФИО8 (в настоящее время БУЗ ВО «<данные изъяты>»):

- с 16.04.2004 г. по 19.04.2004 г.,

- с 21.04.2004 г. по 07.01.2005 г.,

- с 06.02.2005 г. по 04.03.2005 г.,

- с 06.03.2005 г. по 29.05.2005 г.,

- с 10.06.2005 г. по 06.10.2005 г.,

- с 08.10.2005 г. по 07.01.2006 г.,

- с 05.02.2006 г. по 28.05.2006 г.,

- с 02.07.2006 г. по 07.01.2007 г.,

- с 04.02.2007 г. по 27.05.2007 г.,

- с 01.07.2007 г. по 07.01.2008 г.,

- с 03.02.2008 г. по 01.06.2008 г.,

- с 04.07.2008 г. по 07.01.2009 г.,

- с 05.02.2009 г. по 24.05.2009 г.,

- с 27.06.2009 г. по 10.04.2011 г.,

- с 14.04.2011 г. по 25.11.2012 г.,

- с 22.12.2012 г. по 15.12.2013 г.,

- с 29.12.2013 г. по 03.02.2015 г.,

- с 05.03.2015 г. по 04.10.2015 г. – в должности главного фельдшера;

- с 11.04.2011 г. по 13.04.2011 г.,

- с 26.11.2012 г. по 21.12.2012 г.,

- с 16.12.2013 г. по 28.12.2013 г.,

- с 04.02.2015 г. по 04.03.2015 г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации;

- с 08.01.2005 г. по 05.02.2005 г.,

- с 30.05.2005 г. по 09.06.2005 г.,

- с 08.01.2006 г. по 04.02.2006 г.,

- с 29.05.2006 г. по 01.07.2006 г.,

- с 08.01.2007 г. по 03.02.2007 г.,

- с 28.05.2007 г. по 30.06.2007 г.,

- с 08.01.2008 г. по 02.02.2008 г.,

- с 02.06.2008 г. по 03.07.2008 г.,

- с 08.01.2009 г. по 04.02.2009 г.,

- с 25.05.2009 г. по 26.06.2009 г. – периоды нахождения в ученических отпусках.

Признать за Карасевой ФИО13 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области назначить и выплачивать Карасевой ФИО14 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с УПФР в г. Воронеже Воронежской области в пользу Карасевой ФИО15 расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: Багрянская В.Ю.

№ 2-1982/16

строка №27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Жуковой И.Е.,

с участием истца Карасевой О.В., ее представителя, допущенной к участию в деле по ходатайству истца Грековой А.А.,

представителя ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующей на основании доверенности Байбаковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасевой ФИО9 к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж в календарном исчислении периоды работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в ученических отпусках, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ Карасева О.В. обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 30 лет.

Не согласившись с указанным решением, Карасева О.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, просит обязать ответчика включить в специальный стаж Карасевой ФИО10, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в календарном исчислении периоды: с 16.04.2004 г. по 19.04.2004 г., с 21.04.2004 г. по 07.01.2005 г., с 06.02.2005 г. по 04.03.2005 г., с 06.03.2005 г. по 29.05.2005 г., с 10.06.2005 г. по 06.10.2005 г., с 08.10.2005 г. по 07.01.2006 г., с 05.02.2006 г. по 28.05.2006 г., с 02.07.2006 г. по 07.01.2007 г., с 04.02.2007 г. по 27.05.2007 г., с 01.07.2007 г. по 07.01.2008 г., с 03.02.2008 г. по 01.06.2008 г., с 04.07.2008 г. по 07.01.2009 г., с 05.02.2009 г. по 24.05.2009 г., с 27.06.2009 г. по 10.04.2011 г., с 14.04.2011 г. по 25.11.2012 г., с 22.12.2012 г. по 15.12.2013 г., с 29.12.2013 г. по 03.02.2015 г., с 05.03.2015 г. по 04.10.2015 г. – в должности главного фельдшера в БУЗ ВО «<данные изъяты>»; с 11.04.2011 г. по 13.04.2011 г., с 26.11.2012 г. по 21.12.2012 г., с 16.12.2013 г. по 28.12.2013 г., с 04.02.2015 г. по 04.03.2015 г. – нахождение на курсах повышения квалификации; с 08.01.2005 г. по 05.02.2005 г., с 30.05.2005 г. по 09.06.2005 г., с 08.01.2006 г. по 04.02.2006 г., с 29.05.2006 г. по 01.07.2006 г., с 08.01.2007 г. по 03.02.2007 г., с 28.05.2007 г. по 30.06.2007 г., с 08.01.2008 г. по 02.02.2008 г., с 02.06.2008 г. по 03.07.2008 г., с 08.01.2009 г. по 04.02.2009 г., с 25.05.2009 г. по 26.06.2009 г. – ученические отпуска. Признать право на досрочное назначение страховое пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Карасева О.В., ее представитель, допущенная к участию в деле по ходатайству истца Грекова А.А., заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности Байбакова М.А., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ (далее – Закон).

Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Как предусмотрено п. 4 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с п. 5 ст. 30 Закона в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (действует с 01.01.2015 г.) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п.п. б п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В судебном заседании установлено, что решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 30 лет.

Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-15) истцу в специальный стаж не включены периоды работы во городской клинической больнице скорой медицинской помощи им. ФИО7 (в настоящее время БУЗ ВО «<данные изъяты>»): с 16.04.2004 г. по 19.04.2004 г., с 21.04.2004 г. по 07.01.2005 г., с 06.02.2005 г. по 04.03.2005 г., с 06.03.2005 г. по 29.05.2005 г., с 10.06.2005 г. по 06.10.2005 г., с 08.10.2005 г. по 07.01.2006 г., с 05.02.2006 г. по 28.05.2006 г., с 02.07.2006 г. по 07.01.2007 г., с 04.02.2007 г. по 27.05.2007 г., с 01.07.2007 г. по 07.01.2008 г., с 03.02.2008 г. по 01.06.2008 г., с 04.07.2008 г. по 07.01.2009 г., с 05.02.2009 г. по 24.05.2009 г., с 27.06.2009 г. по 10.04.2011 г., с 14.04.2011 г. по 25.11.2012 г., с 22.12.2012 г. по 15.12.2013 г., с 29.12.2013 г. по 03.02.2015 г., с 05.03.2015 г. по 04.10.2015 г. в должности главного фельдшера на полную ставку, так как данная должность не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Указанные периоды работы подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании истец в спорные периоды работала во городской клинической больнице скорой медицинской помощи м. ФИО7 (в настоящее время БУЗ ВО «<данные изъяты>») в должности главного фельдшера, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 46-52), справкой, уточняющей характера работы (л.д. 53-54), копией личной карточки формы Т-2 (л.д. 56-63), копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-65), копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66), копиями штатных расписаний (л.д. 96-125).

Разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрены должности «фельдшер» и «главная медицинская сестра».

В период принятия Правительством РФ 29 октября 2002 года Постановления №781 действовало Постановление Министерства труда и социального развития РФ №43 от 27 августа 1997 года (утратившее силу с 1 декабря 2008 года) «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения РФ», в котором были указаны тарифно-квалификационные характеристики по должности главной медицинской сестры. Учитывая это обстоятельство, Правительство РФ, включая в соответствующий список должность главной медсестры, руководствовалось указанными Постановлением №43, определяя сложность выполняемой работы.

Согласно сообщению БУЗ ВО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67, 68) должностных инструкций по должности главного фельдшера с 2004 года по 2007 год на архивном хранении нет, должностные инструкции главного фельдшера за период с 2004 года по 2007 год соответствуют должностным инструкциям главного фельдшера, действующим в настоящее время. Должностные обязанности главной медицинской сестры с 2001 года по 2004 года соответствуют должностным обязанностям главного фельдшера, действующим по настоящее время, и не изменялись за указанный период.

В обязанности истца в спорные периоды работы входило: обеспечение рациональной организации труда среднего и младшего медицинского персонала, повышение их квалификации. Способствование внедрению в практику новых организационных форм и ресурсосберегающих технологий деятельности сестринского персонала. Осуществление своевременной выписки, распределение и хранение перевязочных материалов, медикаментов, в том числе ядовитых и наркотических лекарственных средств, ведение учета их расходования. Контроль: работы среднего и младшего медицинского персонала по приему и выписке пациентов; транспортировки пациентов при вызовах скорой медицинской помощи; выполнение средним медицинским персоналом врачебных назначений; санитарно-гигиеническое содержание станций скорой медицинской помощи.

Требования к квалификации: высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" без предъявления требований к стажу работы или среднее медицинское образование повышенного или базового уровня и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Суду представлены функциональные обязанности главной медсестры (л.д. 69-70), которые подтверждают, что функциональные обязанности главной медсестры и главного фельдшера аналогичны.

При этом в период с 14.05.2001 г. по 15.04.2004 года истец работала в должности главной медицинской сестры в БУЗ ВО «<данные изъяты>». Впоследствии Постановлением Минтруда РФ от 22 апреля 2003 года №21 были введены тарифно-квалификационные требования по должности главной медицинской сестры (главного акушера, главного фельдшера). Указанное свидетельствует о том, что Правительство РФ отождествило наименование должности главной медсестры и главного акушера, главного фельдшера. В связи с этим должность истца «главная медицинская сестра» на основании приказа от 16.04.2004 года была переименована и с 16.04.20104 года истец работает в должности «главный фельдшер».

Таким образом, истец работала на одном и том же месте в одном лечебном учреждении и выполняла одни и те же функции, характер выполняемой работы не менялся, однако пенсионный орган добровольно включил в специальный стаж период работы в том же учреждении в должности главной медсестры. Указанные обстоятельства подтверждают обоснованность заявленных требований истцом.

При этом, необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «Российской Федерации от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах лежит на страхователях, которыми в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются работодатели. Ненадлежащим образом оформленная передача документов работодателем не может ставить в зависимость наступление последствий включения в специальный трудовой стаж истца спорных периодов работы назначению досрочной трудовой пенсии по старости. Само по себе непредставление работодателем в органы Пенсионного фонда сведений о работе истца в особых условиях не может быть основанием для отказа во включении в стаж спорного периода работы.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы истца в должности главного фельдшера подлежат включению в специальный стаж работы в календарном исчислении.

Кроме того, согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу в специальный стаж не включены следующие периоды: с 11.04.2011 г. по 13.04.2011 г., с 26.11.2012 г. по 21.12.2012 г., с 16.12.2013 г. по 28.12.2013 г., с 04.02.2015 г. по 04.03.2015 г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации, так как указанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

Указанные периоды подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке по следующим основаниям.

Указанный период подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года № 5487-1, а так же ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена обязанность медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации определяется Положением о порядке получения квалификационный категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 года № 314. Повышение квалификации производится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение трудовой деятельности медицинского работника.

Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации является неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом, как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.

В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Согласно приказам БУЗ ВО «<данные изъяты>» от 05.02.2001 г. -к, от 07.04.2011 г. -к, от 22.20.2012 г. -к, от 20.01.2015 г. -л истец была направлена для повышения квалификации по циклам усовершенствования «Фельдшера здравпунктов», «Скорая и неотложная помощь».

В указанные периоды времени истец успешно прошла обучение, а во время прохождения учебы ей начислялась заработная плата, и сохранялось место работы.

Повышение квалификации имело место в периоды работы в должности главной медсестры, учтенных ответчиком в специальный стаж в календарном порядке и в период работы в должности главного фельдшера, подлежащими включению в специальный стаж в календарном порядке.

На основании изложенного, учитывая, что прохождение истцом специализации производилось по направлению работодателя, и было непосредственно связано с осуществлением истцом лечебной деятельности, являясь одним из обязательных условий ее работы, истец проходила специализацию во время работы, которая включена в специальный стаж в календарном порядке, указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.

Помимо изложенного истцу в специальный стаж не включены периоды нахождения в ученических отпусках: с 08.01.2005 г. по 05.02.2005 г., с 30.05.2005 г. по 09.06.2005 г., с 08.01.2006 г. по 04.02.2006 г., с 29.05.2006 г. по 01.07.2006 г., с 08.01.2007 г. по 03.02.2007 г., с 28.05.2007 г. по 30.06.2007 г., с 08.01.2008 г. по 02.02.2008 г., с 02.06.2008 г. по 03.07.2008 г., с 08.01.2009 г. по 04.02.2009 г., с 25.05.2009 г. по 26.06.2009 г., так как указанные периоды не предусмотрены п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

Данные периоды также подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке по следующим основаниям.

Приказами по БУЗ ВО «<данные изъяты>» от 29.12.2004 г. -к, от 15.04.2005 г. -к, от 16.12.2005 г. -к, от 27.04.2006 г. -к, от 06.12.2006 г. -к, от 03.05.2007 г. -к, от 03.12.2007 г. -к, от 04.05.2008 г. -к, от 02.12.2008 г. -к, от 13.04.2009 г. -к истцу были предоставлены учебные отпуска для сдачи сессии в <данные изъяты>.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В связи с этим в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно ст.ст. 173-176 Трудового Кодекса РФ ученические отпуска с сохранением заработной платы являются дополнительными отпусками, которые предоставляются работодателем работникам, поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования ежегодно, на все время обучения.

Положениями п.21 Рекомендаций Международной организации труда N148 от 24.06.1974 г. "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

В период дополнительных учебных отпусков с сохранением заработной платы работодатель должен производить отчисление страховых взносов.

Отсутствие в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилах N516 прямого указания на включение в специальный стаж учебных (ученических) отпусков, как это ранее было предусмотрено Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N1397 и утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 г. N94 Инструкции о порядке заработной плат, препятствием к зачету этих периодов в специальный стаж служить не может.

Таким образом, работникам, совмещающим труд с обучением, гарантировались такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время; по сути, законодателем период нахождения в ученических отпусках приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям, предусмотренным Списками.

Принимая во внимание, что в указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, считаю, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.

Рассматривая требование истца о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд принимает во внимание расчет стажа, представленный ответчиком, согласно которому специальный стаж истца с учетом включения спорных периодов составит 31 лет 7 месяцев 14 дней, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено на­личием права на указанную пенсию, реализация которого зави­сит от волеизъявления обладателя этого права.

В судебном заседании установлено, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона истец обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что истец в установленном законом порядке обратилась в территориальный орган ПФ РФ, представила все необходимые для назначения пенсии документы, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы право на назначение пенсии у истца на момент обращения с заявлением имелось, суд считает возможным удовлетворить требование истца о назначении и выплате пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, иные, признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного, учитывая, что судом исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Карасевой ФИО11 к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж в календарном исчислении периоды работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в ученических отпусках, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.

Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить Карасевой ФИО12 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ в календарном исчислении периоды работы во 2-й городской клинической больнице скорой медицинской помощи им. ФИО8 (в настоящее время БУЗ ВО «<данные изъяты>»):

- с 16.04.2004 г. по 19.04.2004 г.,

- с 21.04.2004 г. по 07.01.2005 г.,

- с 06.02.2005 г. по 04.03.2005 г.,

- с 06.03.2005 г. по 29.05.2005 г.,

- с 10.06.2005 г. по 06.10.2005 г.,

- с 08.10.2005 г. по 07.01.2006 г.,

- с 05.02.2006 г. по 28.05.2006 г.,

- с 02.07.2006 г. по 07.01.2007 г.,

- с 04.02.2007 г. по 27.05.2007 г.,

- с 01.07.2007 г. по 07.01.2008 г.,

- с 03.02.2008 г. по 01.06.2008 г.,

- с 04.07.2008 г. по 07.01.2009 г.,

- с 05.02.2009 г. по 24.05.2009 г.,

- с 27.06.2009 г. по 10.04.2011 г.,

- с 14.04.2011 г. по 25.11.2012 г.,

- с 22.12.2012 г. по 15.12.2013 г.,

- с 29.12.2013 г. по 03.02.2015 г.,

- с 05.03.2015 г. по 04.10.2015 г. – в должности главного фельдшера;

- с 11.04.2011 г. по 13.04.2011 г.,

- с 26.11.2012 г. по 21.12.2012 г.,

- с 16.12.2013 г. по 28.12.2013 г.,

- с 04.02.2015 г. по 04.03.2015 г. – периоды нахождения на курсах повышения квалификации;

- с 08.01.2005 г. по 05.02.2005 г.,

- с 30.05.2005 г. по 09.06.2005 г.,

- с 08.01.2006 г. по 04.02.2006 г.,

- с 29.05.2006 г. по 01.07.2006 г.,

- с 08.01.2007 г. по 03.02.2007 г.,

- с 28.05.2007 г. по 30.06.2007 г.,

- с 08.01.2008 г. по 02.02.2008 г.,

- с 02.06.2008 г. по 03.07.2008 г.,

- с 08.01.2009 г. по 04.02.2009 г.,

- с 25.05.2009 г. по 26.06.2009 г. – периоды нахождения в ученических отпусках.

Признать за Карасевой ФИО13 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области назначить и выплачивать Карасевой ФИО14 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с УПФР в г. Воронеже Воронежской области в пользу Карасевой ФИО15 расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: Багрянская В.Ю.

1версия для печати

2-1982/2016 ~ М-1027/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карасева Ольга Владимировна
Ответчики
УПФР в г. Воронеже Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Багрянская Виктория Юрьевна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
01.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2016Передача материалов судье
03.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2016Судебное заседание
08.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2016Дело оформлено
12.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее