Дело № 2-5085/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2014 года г. Саранск, Республика Мордовия
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания Февралевой Р.А.,
с участием в деле:
заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия в лице представителя Кузнецовой С.Н., действующей согласно доверенности,
представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Степновой Н.Ю., действующей согласно доверенности,
судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Софроновой Е.В.,
заинтересованного лица - Аношкина Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства,
у с т а н о в и л :
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства от 17.11.2014г., вынесенного судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП по Республике Мордовия Софроновой Е.В.
В обоснование заявления указывает, что на основании исполнительного листа № ВС № 055434487, выданного Октябрьским районным судом г. Саранска Республики Мордовия по делу № 2-1676/2014 возбуждено исполнительное производство, предметом исполнения которого является взыскание задолженности в размере 22 240 рублей
Обжалуемым постановлением судебный пристав-исполнитель обязал ТУ Росимущества в Республике Мордовия перечислить 22 240 рублей на расчетный счет Отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП России по Республике Мордовия, тем самым возложив на него обязанности, не предусмотренные законодательством.
Заявитель считает указанное постановление судебного пристава- исполнителя незаконным ввиду того, что исполнение судебных актов о взыскании денежных сумм с бюджетных учреждений осуществляют органы казначейства, а не служба судебных приставов.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Степнова Н.Ю., судебный пристав- исполнитель Софронова Е.В., просили отказать в удовлетворении заявления ввиду отсутствия оснований для удовлетворения, поскольку обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя отменено постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП России по Республике Мордовия от 05.12.2014г.
Представитель заявителя Кузнецова С.Н., заинтересованное лицо Аношкин Н.И. в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
Из анализа положений статей 254, 255, 258 и 441 ГПК РФ следует, что признание незаконными решений, действий или бездействий должностных лиц, к каковым относится и судебный пристав-исполнитель, возможно только лишь при совокупности условий: когда решение или действие (бездействие) нарушает законные права и свободы гражданина или организации, созданы препятствия к осуществлению ими своих прав и обязанностей, или незаконно возложена какая-либо обязанность, либо лицо, обращающееся в суд, незаконно привлечено к ответственности.
В силу части 1 статьи 14 Закона "Об исполнительном производстве", решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП России по Республике Мордовия Софроновой Е.В. от 17 ноября 2014 г. возбуждено исполнительное производство №58536/14/13015-ИП в отношении должника территориального управления Росимущества в Республике Мордовия согласно которому последнему в 5-дневный срок предписано перечислить на расчетный счет Отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск сумму задолженности в размере 22 240 рублей.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов.
В силу пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем не возбуждается исполнительное производство, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 10 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008г. №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Следовательно, территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия является получателем средств федерального бюджета.
Таким образом, нарушение положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве», статей 239, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем является очевидным.
Нарушение прав заявителя выражается в возложении на него обязанностей, не предусмотренных законодательством, а именно: требование перечислить денежные средства на расчетный счет Отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП России по Республике Мордовия.
Как установлено в судебном заседании, на настоящее время обжалуемое постановление отменено и фактически отсутствуют исполнительские действия, принятые им.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Закона "Об исполнительном производстве" вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
05 декабря 2014 года, в порядке реализации предоставленных названной нормой полномочий начальником отдела - старшим судебным приставом ФИО1 вынесено постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства №58536/14/13015-ИП от 17.11.2014г.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ, а также в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Абзацем шестым пункта 17 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусмотрено, что судья не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение, действие (бездействие) уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений его прав и свобод либо препятствий к их осуществлению, поскольку в этом случае должен быть исследован вопрос о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, что может быть сделано только при рассмотрении заявления по существу.
Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, каких-либо нарушений прав, либо угрозу нарушения охраняемым законом прав, повлечь не могут, такие акты не могут выступать предметом непосредственного судебного обжалования.
При данных обстоятельствах суд находит заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам,
руководствуясь статьями 194-199, 441 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск УФССП России по Республике Мордовия Софроновой Е.В. от 17 ноября 2014 г. о возбуждении исполнительного производства №58536/14/13015-ИП оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий З.В.Крысина
Справка.
Мотивированное решение суда составлено 10 декабря 2014 года.
Судья З.В.Крысина