Дело № 12-71/2016 г.
РЕШЕНИЕ
г. Беломорск 28 сентября 2016 года
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Весниной С.В.,
с участием: представителя ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК Санковой Н.Ю., действующего на основании доверенности от хх.хх.хх.,
рассмотрев жалобу АМО «Беломорский муниципальный район» на постановление и.о. начальника отдела – и.о. старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия от хх.хх.хх. о привлечении юридического лица – АМО «Беломорский муниципальный район» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
АМО «Беломорский муниципальный район» обратилась в суд с жалобой на постановление и.о. начальника отдела – и.о. старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия от хх.хх.хх., которым АМО «Беломорский муниципальный район» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ по тем основаниям, что предприняли все необходимые меры для целей исполнения решения суда, в соответствии с котором исполнение обязательств необходимо обеспечить за счет бюджета муниципального образования «Беломорское городское поселение, однако в бюджет хх.хх.хх. года не было заложено денежных средств в целях исполнения решений суда. АМО выходила с предложением по внесению изменений в бюджет Беломорского городского поселения, однако, Совет муниципального образования «Беломорское городское поселение» на ХХVIII сессии III созыва вынес решение от хх.хх.хх. № об отказе во включении в расходную часть бюджета на хх.хх.хх. год расходов, связанных с приобретение жилых помещений в целях исполнения решений суда. При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ указанное обстоятельство не было учтено, так же как и тот факт, что должник не уклонялся от исполнения своих обязательств. Считают, что со стороны Администрации отсутствуют действия направленные на препятствие реализации решения суда и уклонения от требования судебного пристава-исполнителя. Просят отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу в отношении АМО «Беломорский муниципальный район».
Представитель АМО «Беломорский муниципальный район» в судебном заседании не участвовал, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК Санкова Н.Ю. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что исполнительное производство было возбуждено хх.хх.хх. на основании исполнительного листа выданного Беломорским районным судом РК, в установленный законом срок должник не исполнил решение суда, судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., который был оплачен ответчиком. Судебным приставом-исполнителем неоднократно вручалось должнику требование с установлением срока исполнения решения суда, в том числе хх.хх.хх., в котором срок исполнения решения суда указан до хх.хх.хх., указанное требование должник не исполнил, в связи с чем был составлен протокол. Считают, что АМО не предоставлены доказательства уважительности причин неисполнения требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок.
Суд, с учетом мнения представителя ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя АМО «Беломорский муниципальный район», принимая во внимание что уважительных причин невозможности явиться в суд, не представлено, и, заслушав представителя ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что хх.хх.хх. судебным приставом – исполнителем ОСП по Беломорскому району в адрес АМО «Беломорский муниципальный район» направлено требование о предоставлении в срок до хх.хх.хх. жилого помещения Х.Д,
Согласно обжалуемому постановлению по делу об административном правонарушении от хх.хх.хх. АМО «Беломорский муниципальный район» не исполнено в срок до хх.хх.хх.. требование судебного пристава-исполнителя от хх.хх.хх. о предоставлении жилого помещения Х.Д,, чем совершено административное правонарушение – неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, предусмотренное ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора
В силу ч. 1 ст. 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания возлагается на субъекты - государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями, а лицо, привлекаемое к ответственности не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях зашиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 6 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Статьей 113 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Судом установлено, что решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 21 11.2012 года по гражданскому делу №г. на Администрацию МО «Беломорское городское поселение» возложена обязанность предоставить вне очереди на условиях договора социального найма Х.Д, и Х.И. на семью из двух человек благоустроенную квартиру в черте <адрес> РК, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначную по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению. Решение вступило в законную силу хх.хх.хх.г.
Определением Беломорского районного суда от хх.хх.хх. в исполнительном производстве должник Администрация МО «Беломорское городское поселение» был заменен на ее правопреемника Администрацию МО «Беломорский муниципальный район».
хх.хх.хх.. на основании исполнительного листа, выданного Беломорским районным судом РК судебным приставом - исполнителем ОСП по Беломорскому району возбуждено исполнительное производство №. Должнику установлен срок для добровольного исполнения решения суда - 5 дней.
В установленный срок решение суда исполнено не было, в связи, с чем хх.хх.хх. в отношении АМО судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей, которое должником не обжаловалось и вступило в законную силу.
хх.хх.хх. Администрации судебным приставом-исполнителем предъявлено требование об исполнении требования, содержащегося в исполнительном документе неимущественного характера до хх.хх.хх.. Требование получено представителем Администрации хх.хх.хх..
хх.хх.хх. Администрации судебным приставом-исполнителем предъявлено требование об исполнении требования, содержащегося в исполнительном документе неимущественного характера до хх.хх.хх.. Требование получено представителем Администрации К. хх.хх.хх..
хх.хх.хх. Администрации судебным приставом-исполнителем предъявлено требование об исполнении требования, содержащегося в исполнительном документе неимущественного характера до хх.хх.хх. Требование получено представителем Администрации К. хх.хх.хх..
хх.хх.хх. судебным приставом-исполнителем ОСП по Беломорскому району Е. составлен акт об обнаружении правонарушения, согласно которому Администрацией МО «Беломорский муниципальный район», будучи лицом, являющимся должником по исполнительному производству № совершено нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в неисполнении неимущественного требования исполнительного документа в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, т.о. юридическим лицом Администрация МО «Беломорский муниципальный район» были совершены действия (бездействия), содержащие признаки правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
хх.хх.хх.. судебным приставом-исполнителем ОСП по Беломорскому району в отношении АМО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Постановлением и.о. начальника отдела – и.о. старшего судебного пристава ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК №-АП от хх.хх.хх.. Администрация МО «Беломорский муниципальный район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей по тем основаниям, что должником - Администрацией в срок до хх.хх.хх.. не исполнено требование судебного пристава-исполнителя от хх.хх.хх.. об исполнении требований исполнительного листа, выданного Беломорским районным судом РК по делу № об обязании АМО «Беломорский муниципальный район» предоставить вне очереди на условиях договора социального найма Х.Д, и Х.И. на семью из двух человек благоустроенную квартиру в черте гор. Беломорска РК, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначную по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, а также приведенные нормы права, прихожу к выводу, что у должника – АМО «Беломорский муниципальный район» отсутствовали обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности исполнения администрацией требований исполнительного документа в установленный судебным приставом - исполнителем срок.
Поскольку совершенное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены постановления должностного лица. В данном случае у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что АМО «Беломорский муниципальный район» предприняла все необходимые меры для исполнения решения суда, направляла в Совет муниципального образования «Беломорское городское поселение» обращение с предложением по внесению изменений в бюджет Беломорского городского поселения на 2016г. по каждому исполнительному производству с расчетом денежных средств необходимых для обеспечения (исполнения) решения суда, однако Совет вынес решение об отказе во включении в расходную часть бюджета на хх.хх.хх.. расходов, связанных с приобретением жилых помещений в целях исполнения решения суда, суд не может признать обоснованными, поскольку указанные действия не свидетельствуют о принятии должником всех надлежащих и достаточных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, отсутствие у юридического лица свободного жилищного фонда не может быть расценено в качестве уважительных причин длительного неисполнения судебного решения.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что в бездействии должника содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, т.е. неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Нарушений КоАП РФ, которые могли бы повлечь за собой отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, наказание назначено справедливое, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и снижению не подлежит.
При указанных обстоятельствах прихожу к выводу о том, что постановление и.о. начальника отдела – и.о. старшего судебного пристава ОСП по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия Санковой Н.Ю. о привлечении АМО «Беломорский муниципальный район» к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление и.о. начальника отдела – и.о. старшего судебного пристава ОСП по Беломорскому району УФССП России по РК от хх.хх.хх. по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации МО «Беломорский муниципальный район» оставить без изменения, а жалобу Администрации МО «Беломорский муниципальный район» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения его копии через Беломорский районный суд в Верховный Суд Республики Карелия.
Судья С.В. Полузерова