Дело № 2-645/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алагир 18 декабря 2020 года
Алагирский районный суд Республики Северная Осетия – Алания в составе:
председательствующего по делу судьи Томаева К.П.,
при секретаре Макеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению СПАО «РЕСО-Гарантия» в лице СПАО «РЕСО-Гарантия» г.Владикавказ к Габуеву ФИО6 о возмещении ущерба в порядке суброгации, взыскании суммы уплаченной государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Представитель СПАО «РЕСО-Гарантия» обратился в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в порядке суброгации в размере 67 063,63 рублей, взыскании суммы уплаченной государственной пошлины в размере 2 212 рублей, обосновав свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП с участием автомобилей ВАЗ №, регистрационный номер № (водитель и собственник ФИО3) и БМВ №, регистрационный номер № (водитель ФИО1, собственник ФИО4). Согласно административному материалу ГИБДД ответчик ФИО1 нарушил ПДД РФ, что послужило причиной повреждения застрахованного в СПАО «РЕСО-Гарантия» транспортного средства ВАЗ 21703. Поскольку автомобиль ВАЗ 21703, регистрационный номер № был застрахован у истца, во исполнение условий договора страхования истец произвел ремонт указанного автомобиля, общая стоимость которого составила 67063,63 рублей. Риск страхования гражданской ответственности виновника ДТП ФИО1 документами ГИБДД не подтверждается. В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со ст. 387, 965 ГК РФ к истцу перешло право требования к ответчику в размере № рублей. Просит суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель СПАО «РЕСО-Гарантия» в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик ФИО1, надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, однако в суд от него поступило заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении требований СПАО «РЕСО-Гарантия» в связи с пропуском срока исковой давности.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и ответчика.
Изучив материалы дела, исследовав представленные истцом доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по основаниям заявленного ответчиком ходатайства о применении судом срока исковой давности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП с участием с участием автомобилей ВАЗ №, регистрационный номер № под управлением ФИО3, и БМВ №, регистрационный номер № под управлением ФИО1 (собственник ФИО4). ФИО1 нарушил ПДД РФ, что послужило причиной повреждения застрахованного в СПАО «РЕСО-Гарантия» транспортного средства ВАЗ №. Поскольку указанный автомобиль ВАЗ № был застрахован у истца (полис №), последний произвел ремонт автомобиля, общая стоимость которого составила 67063,63 рублей, что подтверждается платежным поручением.
Поскольку ДТП произошло по вине водителя ФИО1, ответственность которого не была застрахована, истец обратился в суд с данным иском.
Согласно п. 1 ст. 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В силу ст. 384, 387, 965 ГК РФ суброгация – это перемена кредитора (переход прав кредитора к другому лицу) в уже существующем обязательстве.
К СПАО «РЕСО-Гарантия» перешло право требования о возмещении ущерба с ФИО1
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Исходя из вышеуказанных норм гражданского законодательства, в соответствии с положениями статей 384, 1064, 1072 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик как владелец источника повышенной опасности должен возместить причиненный этим источником вред в полном объеме, то есть выполнить требования истца о возмещении произведенной страховой выплаты в порядке суброгации.
Однако заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В направленных в адрес суда письменных возражениях ответчик ФИО1 просил суд применить по заявленным истцом исковым требованиям срок исковой давности, предусмотренный п. 1 ст. 966 ГК РФ.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности до предъявления иска является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Понятие "общий срок" означает, что он подлежит применению во всех случаях, кроме тех, когда законом установлены иные сроки, именуемые специальными.
Сроки исковой давности и порядок их исчисления предусматриваются законом и не могут быть изменены соглашением сторон (ст. 198 ГК РФ).
В отношении сокращенного срока исковой давности распространяется действие ст. ст. 198 - 207 ГК РФ.
Особенностью убытков как обязательств является применение к ним различных сроков исковой давности, продолжительность которых зависит от того, для защиты какого нарушенного права требование об убытках заявляется.
По общему правилу при исках об убытках давностный срок, как и для других отношений гражданского права, составляет три года (ст. 196 ГК). Однако если требование об убытках заявляется в рамках договорных отношений, действует специальный срок, установленный для таких отношений, который часто будет более кратким.
К числу требований, в отношении которых может применяться исковая давность, относятся, в частности, в том числе требования о выплате страхового возмещения или страховой суммы.
Начало течения срока исковой давности определяется по правилам ст. 200 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 966 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет два года.
Следовательно, в данном случае ГК РФ устанавливает сокращенный срок исковой давности - два года.
Исковая давность по требованиям, предъявляемым в порядке суброгации, исчисляется не с момента перехода права требования (т.е. с момента выплаты страхового возмещения), а с момента возникновения у страхователя права требования к лицу, ответственному за убыток, то есть, в данном рассматриваемом случае, поскольку договором страхования, заключенным между истцом (страховщиком) и владельцем автомобиля (страхователем) этот срок не установлен, с момента наступления страхового случая (момента причинения вреда в результате ДТП). К этим требованиям применяется срок исковой давности, установленный для отношений, существовавших между страхователем и лицом, ответственным за причинение убытков.
Суброгация является одной из форм перехода прав кредитора к другому лицу (перемена лица в обязательстве).
В силу ст. 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Таким образом, в порядке суброгации к страховщику переходит право требования страхователя (выгодоприобретателя) со всеми преимуществами и недостатками. При этом к страховщику не может перейти больше прав, чем имеет страхователь.
Следовательно, так как дорожно-транспортное происшествие произошло ДД.ММ.ГГГГ, СПАО «РЕСО-Гарантия» вправе был обратиться в суд с указанным иском в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель СПАО «РЕСО-Гарантия» обратился в суд к ответчику ФИО1 с данным иском ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, следовательно, иск предъявлен в суд по истечении установленного п. 1 ст. 966 ГК РФ срока исковой давности по заявленным требованиям, исходя из спорных правоотношений.
При этом истцом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности и не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска данного срока.
В силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска СПАО «РЕСО-Гарантия» в лице СПАО «РЕСО-Гарантия» <адрес> к ФИО1 о возмещении ущерба в порядке суброгации, взыскании суммы уплаченной государственной пошлины, следует отказать в связи с пропуском истцом установленного п. 1 ст. 966 ГК РФ срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд с данными требованиями.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Судья Томаев К.П.