РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2022 года Чапаевский городской суд Самарской области в составе:председательствующего судьи Законова М.Н.,при секретаре Синицыной Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-937/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России №16 по Самарской области к Курсову ФИО8 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - МИФНС России №16 по Самарской области обратился в суд к Курсову Д.А. с вышеуказанным иском, в котором просил с учетом уточнения взыскать с административного ответчика задолженность: по транспортному налогу за 2019 год в размере 51027,19 рублей, пеня в размере 108,78 рублей; пеня по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 6,63 рублей, а всего 51 142,60 рублей.
В обоснование административного иска указали, что Курсов Д.А. является налогоплательщиком указанных налогов, в связи, с чем ему были направлены требования об уплате, которые не оплачены и задолженность по налогам административным ответчиком не оплачена своевременно, в связи, с чем на сумму задолженности начислены пени в заявленном к взысканию размере. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили суд взыскать с ответчика пени, начисленные на задолженность по налогам, в связи с не оплатой.
В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещался судом надлежащим образом.
От представителя Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Курсов Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, просил оставить иск без рассмотрения в связи с тем, что является банкротом.
Представитель ОВМ О МВД России по г. Чапаевск в суд не явились.
Представитель МИФНС России по Самарской области № 23 в суд не явились.
Суд, выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля над уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что Курсов Д.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в качестве налогоплательщика транспортного налога, налога на имущество физических лиц.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Из материалов дела следует, что Курсову Д.А. направлены налоговые уведомления от 01.09.2020 на сумму 51192 рублей - транспортный налог и 3121 рублей – налог на имущество, а также выставлено требование об уплате налогов №110147 со сроком уплаты до 12.01.2021, по адресу регистрации ответчика.
В связи с несвоевременной оплатой налогов начислены пени на сумму задолженности.
В связи с неоплатой задолженности по налогам и пени, МИФНС №16 по Самарской области обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка №119 судебного района г. Чапаевск от 1.11.2021 года судебный приказ отменен, что послужило основанием для обращения с настоящим административным иском.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требования об уплате налогов административный ответчик не исполнил, обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в установленный срок не исполнено.
В соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговое требование об уплате налогов и пени за просрочку уплаты налогов за 2019 год направлено в адрес административного ответчика со сроком оплаты до 12.01.2021 года. Инспекция обратилась к мировому судье и 24.03.2021 вынесен судебный приказ. После отмены судебного приказа 18.11.2021 года инспекция обратилась в суд в исковом порядке 16.05.2022 года, то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок.
Административный ответчик просит оставить без рассмотрения административное дело, поскольку Курсов Д.А. признан несостоятельным (банкротом) определением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2021 года.
Так, определением от 01.10.2019 года Арбитражного суда Самарской области заявление Курсова Д.А. принято к производству.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2021 года Курсов Д.А., признан несостоятельным (банкротом).
В силу положений ст. 5 ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых по делам о банкротстве, не признаются лицами, участвующим в деле о банкротстве.
В п.4 постановления Пленума ВАС от 15.12.2044 № 29 «О некоторых вопросах практики применения федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) » судам разъяснено, что требования налоговых органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения, которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке, вне рамок о банкротстве.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день окончания срока уплаты налога.
Заявление о признании ответчика банкротом принято к производству арбитражного суда Самарской области 01.10.2019 года, 27.05.2021 года Курсов Д.А. признан несостоятельным (банкротом).
Следовательно, дата возникновения у Курсова Д.А. обязанности по уплате налога за 2019 год относится к периоду возникновения у него текущей задолженности, образованной после возбуждения производства по делу о банкротстве. Таким образом, задолженность по уплату транспортного налога и налога на имущество за 2019 год является не реестровой задолженностью, а относится к текущим платежам.
Доказательств оплаты задолженности административным ответчиком не представлено, в связи, с чем административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ и ст.333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 1832 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление МИФНС России №16 по Самарской области к ФИО3 о взыскании обязательных платежей.
Взыскать с ФИО3 в пользу МИФНС №16 по Самарской области задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 51027,19 рублей, пеня в размере 108,78 рублей; пеня по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 6,63 рублей, а всего 51 142,60 рублей.
Взыскать с ФИО3 в доход государства (УФК по Самарской области) госпошлину в размере 1734,28 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Чапаевского городского суда М.Н. Законов
Мотивированное решение суда изготовлено 13.10.2022 года.
Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде Самарской области в материалах административного дела №2а-937/2022, 63RS0033-01-2022-00124-23 |