Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2013 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего: судьи Дудусова Д.А.
при секретаре: Приваловой О.В.,
с участием представителя истца Щеголева Г.А. (доверенность от 20.12.12г.),
представителя ответчиков- адвоката Кудрявцевой Л.В.( определение судьи от 23.05.13г. и ордер от 23.05.13г.),
законного представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Рустамовой О.Б. и представителя Управления образования Администрации г. Минусинска Собецкой Т.В.( доверенность от 09.01.13г.),
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Администрации г. Минусинска к Бондаренко С.А., Бондаренко И.А., Бондаренко В.А. и Бондаренко Г.А. о расторжении договора социального найма жилого помещения и признании утратившими право пользования квартирой,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Минусинска обратилась к Бондаренко С.А., Бондаренко И.А., Бондаренко В.А. и Бондаренко Г.А. с исковыми требованиями о расторжении договора социального найма жилого помещения и признании утратившими право пользования квартирой.
Определением суда от 30 апреля 2013 года к участию в деле в третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора был привлечен Бондаренко В.Р..
В исковом заявлении и в судебном заседании истец свои требования мотивировал следующим. 04.07.88г. между Администрацией г. Минусинска с одной стороны и Бондаренко С.А. с другой стороны был заключен договор социального найма жилого помещения в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, путем предоставления ордера на жилое помещение. Совместно с Бондаренко С.А. проживали и были зарегистрированы и ее дети- ответчики Бондаренко И.А., Бондаренко В.А. и Бондаренко Г.А. и третье лицо- Бондаренко В.Р.. Ответчики и третье лицо не проживают в квартире более десяти лет, выехав из данного жилого помещения в не известном направлении, обязанностей по оплате жилого помещения также не исполняют, задолженность по оплате составляет 95884 рубля 99 копеек. За третьим лицом- несовершеннолетним Бондаренко В.Р. постановлением Администрации г. Минусинска № 957-п от 15.09.04г. закреплено право пользования указанным жилым помещением. Оконные проемы в квартире забиты металлическими листами, какая- либо мебель в квартире отсутствует. Согласно части 3 статьи 83 ЖК РФ: «В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.». Ответчики фактически в квартире более десяти лет не проживают, выехали на другое постоянное место жительства, в связи с чем, истец просит расторгнуть с ответчиками договор социального найма жилого помещения и признать ответчиков утратившими право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Представитель ответчиков Бондаренко С.А., Бондаренко И.А., Бондаренко В.А. и Бондаренко Г.А. по назначению суда- адвокат Кудрявцева Л.В., в судебном заседании исковые требования не признал, мотивировал свою позицию не известностью места нахождения ответчиков и их позиции по делу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Бондаренко В.Р., действующее через своего законного представителя Рустамову О.Б., полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Управление образования Администрации г. Минусинска, действующее через своего представителя по доверенности Собецкую Т.В. полагало возможным исковые требования удовлетворить в полном объеме, пояснив следующее. Ответчики Бондаренко И.А., Бондаренко В.А. и Бондаренко Г.А. пребывали в государственном учреждении интернатного типа до совершеннолетия; в настоящее время их судьба не известна. Бондаренко Г.А. проходила обучение до 18 лет в сельскохозяйственном колледже, по достижении 18 лет по собственному заявлению была отчислена из колледжа. Ни один из указанных ответчиков, по достижению совершеннолетия не заявлял о своих правах на жилое помещение, не сообщал сведений о том, что проходит обучение в учреждении профессионального образования.
Свидетели ЛЛГ и ЧОВ показали, что проживают в <адрес> длительное время; в последние лет 8-10 в <адрес> никто не проживает, квартира отключена от систем отопления и водоснабжения, входная дверь в квартире появилась примерно 2 года назад.
Сторонами в качестве доказательств в суд представлены и судом истребованы: ордер от 04.07.88г.; акты от 04.02.13г. и от 27.12.12г.; объяснение от 27.12.12г.; ответ КУМИ от 06.02.13г.; выписка из поквартирной карточки от 25.03.13г.; решение Минусинского городского суда от 12.07.04г.; постановления № 957-п от 15.09.04г., № 887-п от 24.08.04г.; письмо от 29.03.13г.; письма от 24.12.12г., от 28.12.12г., от 18.02.13г.; справка МУВД «Минусинское» от 10.04.13г.; свидетельства о рождении; свидетельство о смерти; копия паспорта Бондаренко Г.А..
Выслушав стороны и представителя Управления образования администрации г. Минусинска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат полному удовлетворению, как основанные на законе.
Так, в силу требований части 3 статьи 83 ЖК РФ: «В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.».
Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02.07.09г. указал следующее:
«При временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.».
Судом установлено, что ответчики фактически выехали из данного жилого помещения на другое место жительства, около десяти лет не проживают в жилом помещении, в связи с чем, договор социального найма с ними подлежит расторжению.
За ответчиками Бондаренко И.А., Бондаренко В.А. и Бондаренко Г.А. жилое помещение закреплялось постановлением Администрации г. Минусинска № 957 от 15.09.04г., как за лицами из категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 155.3. СК РФ: Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Судом установлено, что Бондаренко И.А. достиг возраста 23 лет; ответчик Бондаренко В.А.- возраста 22 лет, Бондаренко Г.А.- 19 лет, соответственно, эти ответчики выбыли из государственного учреждения интернатного типа; сведения о том, что указанные проходят обучение в каких- либо учреждениях профессионального образования отсутствуют. Сами ответчики, достигшие возраста 18 лет и более, то есть, ставшие совершеннолетними, не сообщили о факте своего обучения в указанных учреждениях в орган опеки и попечительства г. Минусинска, либо в управляющую домом компанию, в жилое помещение не вселялись, о реализации своих прав на жилое помещение не заявляли.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать, что за данными лицами сохраняется право пользования закрепленным жилым помещением, как за лицами из категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответчики по достижении совершеннолетия самостоятельно распорядились своим правом на жилое помещение, фактически расторгнув договор социального найма жилого помещения.
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Расторгнуть договор социального найма жилого помещения, заключенный 04.07.88г. между Администрацией г. Минусинска с одной стороны и Бондаренко С.А. с другой стороны, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в отношении нанимателя Бондаренко С.А. и членов семьи нанимателя Бондаренко И.А., Бондаренко В.А. и Бондаренко Г.А..
Признать Бондаренко С.А., Бондаренко И.А., Бондаренко В.А. и Бондаренко Г.А. утратившими право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: