Дело № 2-477(14)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Беловой О.В.,
с участием представителя заявителя ФИО5
заместителя прокурора <адрес> ФИО2
представителя Екатеринославского сельского совета народных депутатов ФИО3
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании решения Екатеринославского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда на территории <адрес> на 2014 год», недействующим полностью со дня его принятия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, обратилась в суд с заявлением о признании решения Екатеринославского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда на территории <адрес> на 2014 год», недействующим полностью со дня его принятия. В обоснование заявленных требований ссылается, что она проживает в закрытом военном городке № 5, который находится в ведении федерального органа власти - Министерства обороны России. ДД.ММ.ГГГГ Екатеринославский сельский Совет народных депутатов принял решение «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда на территории <адрес> на 2014 год, предоставляемых ОАО «Славянка». Считает, что данный нормативный правовой акт, устанавливающий размер платы принят с нарушением норм действующего законодательства, с нарушением Устава Екатеринославского сельсовета. В Уставе Екатеринославского сельсовета данные полномочия у Совета народных депутатов отсутствуют. Отсутствует также и нормативно правовой акт, определяющий процедуру принятия нормативных правовых актов, устанавливающих цены на содержание и ремонт жилья. Из п. 3 ст. 156 ЖК РФ следует, что у органов местного самоуправления есть право устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения только для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме. Но заключения договора социального найма на территории закрытого военного городка не предусмотрено, а также проживающие на территории закрытого военного городка не относятся к категории собственников помещений, не принявших решения о способе управления своим домом. Регулирование порядка установления актами публичной власти такой платы можно только в двух случаях: по результатам проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. При этом размер платы за (содержание и ремонт жилого помещения должен соответствовать качеству работ оказываемых услуг, выполняемых управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления и подлежит отражению в заключаемых собственниками помещений договорах управления. Второй возможный случай установления размера платы за жилое помещение органами публичной власти предусмотрен ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на своем общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Считает, что принятое решение противоречит пункту 3 части 1 статьи 153, части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4.1. части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статье 20 Устава Екатеринославского сельсовета. Применение незаконно установленного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на основании неправомерно принятого решения Екатеринославского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда на территории <адрес> на 2014 год» нарушают её права и законные интересы, так как возлагает на неё обязанность оплачивать не правомерно установленные платежи.
В судебное заседание заявитель ФИО1, извещенная надлежащим образом, не явилась, согласно письменного заявления, просит рассмотреть дело в её отсутствие, но с участием её представителя. Представитель филиала «Амурский» ОАО «Славянка», извещенный надлежащим образом в судебное заседание также не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, с заявленными требованиями не согласны.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие заявителя и представителя филиала «Амурский» ОАО «Славянка».
В судебном заседании представитель заявителя ФИО5 заявленные требования поддержал в полном объёме. Считает, что решение Екатеринославского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда да на территории <адрес> на 2014 год предоставляемых ОАО «Славянка» противоречит требованиям закона, поскольку такие полномочия отсутствуют у сельского Совета депутатов в силу закона. Регулирование порядка установления органами публичной власти такой платы осуществляется п.п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 491. Такое регулирование возможно только в двух случаях установленных законодательством РФ. Проживающие в закрытом военном городке № не относятся ни к одному из случаев, при которых возможно установления подобной платы органами местного самоуправления. Иные случаи регулирования органами местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, кроме указанных в соответствии с ч. 4 ст. 39 ЖК РФ двух случаев, в п.п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не предусмотрены. Требования к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в зависимости от способов управления многоквартирным домом указаны в пунктах 30, 31 и 32 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 491. На основании ст. 156 ЖК РФ и п. 31 Правил содержания общего имущества размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается на срок не менее одного года. В рассматриваемом деле размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, установлен на срок менее одного года. В соответствии со ст. 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Кроме того, устанавливающий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения орган местного самоуправления должен иметься нормативный правовой акт об утверждении порядка установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случаях установленных законодательством РФ. Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случаях установленных законодательством РФ не предоставлен. Как и не предоставлен нормативный правовой акт, уполномочивающий сельский Совет народных депутатов устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в случаях установленных законодательством РФ. Следовательно, оспариваемый нормативно-правовой акт принят не уполномоченным органом без порядка установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случаях установленных законодательством РФ. Установления размера платы за жилое помещение органами публичной власти возможно только в случае обращения с такой просьбой юридического лица. В рассматриваемом деле ОАО «Славянка» с подобной просьбой не обращалось. Филиал же не обладает гражданской процессуальной правоспособностью. Данное обстоятельство является ещё одним основанием для отмены обжалуемого решения. В ч. 1 статьи 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" исчерпывающим образом определены полномочия представительных органов местного самоуправления. Так представительные органы муниципальных образований; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов; устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Также полагает, что нет доказательства о том, что решение Екатеринославского сельского Совета народных депутатов было официально опубликовано в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом.
Представитель Екатеринославского сельского совета народных депутатов ФИО3 с указанными в заявлении требованиями не согласна в полном объеме. Считает, их незаконными и необоснованными. Нормы, регулирующие утверждение размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание, и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом органами местного самоуправления содержится в части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ (ред. От 21.07.2014), Статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (ред. От 04.06.2014) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса Данный вопрос исследовался в суде по иску ФИО5, где в заявленных требованиях было отказано. ДД.ММ.ГГГГ данное решения вступило в законную силу. Кроме того, на основании решения Главы Екатеринославского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № при администрации создано средство массовой информации газета «Екатеринославский вестник», с тиражом 300 экземпляров. Оспариваемое решение было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Екатеринославский вестник» № 5. Газета в подшивке находится в администрации Екатеринославского сельсовета, в <адрес>ной библиотеке, распространяется среди граждан. Решение размещено на официальном сайте Екатеринославской сельской администрации, он также доступен для всех граждан. В январе 2014 года от директора филиала «Амурский» ОАО «Славянка» поступило ходатайство об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилого помещения специализированного жилого фонда военного городка № на территории <адрес> на 2014 год. Предоставлен весь пакет документов, необходимый для разрешения ходатайства. Специалистами отдела ЖКХ <адрес> и Екатеринославского сельского совета была проведена проверка обоснованности экономического расчета, проведено заседание комиссии, где подтвердили обоснованность экономического расчета устанавливаемых тарифов. <адрес> также проведена правовая проверка оспариваемого решения, нарушений при его принятии не установлено.
Заместитель прокурора <адрес> ФИО2, считает заявление ФИО1 не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Оспариваемое решение официально опубликовано в газете и на официальном сайте. <адрес> давала правовую оценку оспариваемому решению, нарушения закона не установлены, представления прокуратурой не выносились.
Выслушав пояснения представителя заявителя, представителя Екатеринославского сельского совета народных депутатов, заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что заявитель ФИО1 проживает в <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, данное жилое помещение является служебным и является собственностью Российской Федерации. Полномочия собственника в отношении жилого помещения возложены на Министерство обороны РФ.
Между Министерством обороны РФ и ОАО "Славянка" заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ, согласно положениям которого, управляющая компания по заданию заказчика обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков.
Правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, именно органы местного самоуправления наделены правом устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п.4.1 ч.1 ст. 17 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемым муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со ст. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ 127-03 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурском обрасти», границ муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами области.
В соответствии с п. 4 ст. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ 127-03 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурском обрасти» при образовании сельсоветов учитываются наличие относительно крупного сельского населенного пункта или группы соседствующих небольших населенных пунктов, тяготеющих к одному из них как к административному, хозяйственному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортная и пешеходная доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг населению.
Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ и наделения соответствующим статусом муниципального образования <адрес> и муниципальных образований в его составе, согласно картографических описаний границ Екатеринославского сельсовета закрытый военный городок находится на территории муниципального образования Екатеринославский сельсовета и включен в его состав. Закрытый военный городок, расположенный на территории <адрес>, не является административной единицей, и в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включен в состав сельского поселения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210 -ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к полномочиям представительного органа муниципального образования относится установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Согласно п. 11 ст. 20 Устава Екатеринославского сельского совета, с учетом изменений, внесенных решением от ДД.ММ.ГГГГ, в исключительной компетенции представительного органа находятся вопросы, в том числе установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории закрытого военного городка, расположенного на территории <адрес>, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, и не противоречит ст. 20 Устава Екатеринославского сельского совета.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Довод представителя заявителя о том, что оспариваемое решение официально не опубликовано опровергается следующими пояснениями председателя Екатеринославского сельского совета народных депутатов, согласно которых на основании решения Главы Екатеринославского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № при администрации создано средство массовой информации газета «Екатеринославский вестник», с тиражом 300 экземпляров. Оспариваемое решение было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Екатеринославский вестник» № 5. Газета в подшивке находится в администрации Екатеринославского сельсовета, в <адрес>ной библиотеке, распространяется среди граждан.
Кроме того, возможность ознакомления с содержанием решения неопределенному кругу лиц обеспечена, в том числе путем размещения полного текста в информационно-правовых системах, на официальном сайте Администрации Екатеринославского сельсовета.
Довод представителя заявителя о том, что представитель ОАО «Славянка» в Екатеринославский сельский совет народных депутатов для установления размера платы за жилое помещение не обращался, а филиал, также по мнению заявителя, не обладает гражданской процессуальной правоспособностью, суд не принимает во внимание, поскольку как следует из представленных материалов директор филиала «Амурский» ОАО «Славянка» ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ обратился с ходатайством об утверждении размера платы за содержание и ремонт общедомового имущества жилого фонда военного городка № <адрес> к председателю Екатеринославского сельского совета народных депутатов.
Довод заявителя и её представителя о том, что директор филиала «Амурский» ОАО «Славянка» ФИО6 не обладал полномочия для обращения с ходатайством об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, опровергается представленной в судебном заседании копией доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной генеральным директором ОАО «Славянка» ФИО7. У суда не вызывают сомнения полномочия ФИО6, подтвержденные доверенностью генерального директора ОАО «Славянка», которая также не вызывает у суда сомнений.
Довод представителя заявителя о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, установлен на срок менее одного года, а на основании ст. 156 ЖК РФ и п. 31 Правил содержания общего имущества размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается на срок не менее одного года, суд считает несостоятельным, поскольку он основан на неправильном толковании закона.
Иные доводы представителя заявителя также основаны на неправильной оценке обстоятельств и ошибочном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не противоречит федеральному закону и другим нормативно-правовым актам, поэтому заявление ФИО1 о признании решения Екатеринославского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда на территории <адрес> на 2014 год», недействующим полностью со дня его принятия, надлежит оставить без удовлетворения
Руководствуясь ст.ст. 251-254 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 о признании решения Екатеринославского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда на территории <адрес> на 2014 год», недействующим полностью со дня его принятия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение одного месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий: О.В. Белова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.