Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 19 марта 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, в лице заместителя главного государственного санитарного врача в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах, в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «<адрес>» и администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия (далее - Управление), в лице заместителя главного государственного санитарного врача в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах ФИО3 обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<адрес>» (далее Общество) и администрации Лахденпохского муниципального района (далее – АЛМР).
Заявление мотивировано тем, что Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей эксплуатацию систем водоснабжения и оказывающей услуги по холодному водоснабжению на территории № поселений. С ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора, заключенного между ответчиками, муниципальное имущество (объекты водоснабжения) переданы Обществу во временное владение и пользование с целью осуществления деятельности по обслуживанию объектов водоснабжения и оказанию услуг холодного водоснабжения на территории поселков Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского поселений <адрес>, а именно поселков: №. Истцом было выявлено, что у Общества отсутствуют проекты зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, что является нарушением требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02). Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов устанавливаются по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с разделом 2 Договора от ДД.ММ.ГГГГ АЛМР закрепила за Обществом на праве владения и пользования муниципальное имущество, однако обязанность сторон по разработке проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения, получение по ним санитарно-эпидемиологического заключения Договором не определена.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ-52 от 30.03.1999), Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1110-02, Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истец просит признать действия (бездействия) Общества противоправными и обязать Общество
- разработать проекты зон санитарной охраны в соответствии с санитарным законодательством источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями), переданных во временное пользование и владение Обществу, расположенных на территории <адрес> в поселках Вялимяки, Куркиеки, Ласанен, Хийтола, Тоунан, Куликово, Тиурула;
и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения на объекты водоснабжения, расположенные на территории <адрес> в поселках №.
Обязать АЛМР: профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных на территории <адрес> в поселках №.
В судебное заседание представитель Роспотребнадзора, ФИО4, действующая по доверенности, извещенная надлежащим образом, не явилась. Ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, поддержала позицию, изложенную в судебном заседании ранее, не возражала против предоставления срока исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в судебном заседании иск поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик – генеральный директор ООО «<адрес>» ФИО5 в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, указал, что с исковыми требованиями не согласен, просил учесть позицию, изложенную на предварительном судебном заседании. Ранее в судебном заседании выявленные нарушения не оспаривал, вместе с тем просил учесть тяжелое материальное положение Общества, отсутствие финансирования со стороны собственника - АЛМР.
Ответчик – представитель АЛМР, в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Посредством телефонной связи ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, указал, что возражает против удовлетворения исковых требований в отношении АЛМР.
Из возражений АЛМР следует, что согласно заключенного Договора, Общество оказывает услуги населению по водоснабжению, осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения на территории № сельских поселений и является владельцем объектов водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений Лахденпохского муниципального района. В связи с отсутствием прямого указания в законодательстве РФ об обязании органов местного самоуправления за свой счет производить разработку проектов зон санитарной охраны водоисточников, полагали, что разработка проекта должна быть произведена за счет Общества.
С учетом позиции сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Общество зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом его деятельности является «забор, очистка и распределение воды».
Согласно Уставу Общества, Договору обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории № сельских поселений от ДД.ММ.ГГГГ, Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей эксплуатацию систем водоснабжения и оказывающей услуги по холодному водоснабжению на территории № поселений.
В собственности муниципального образования Лахденпохского муниципального района находятся объекты водоснабжения и водоотведения на территории № поселений.
С ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора, заключенного между АЛМР и Обществом, муниципальное имущество (объекты водоснабжения) переданы Обществу во временное владение и пользование с целью осуществления деятельности по обслуживанию объектов водоснабжения и оказания услуг холодного водоснабжения.
Согласно актам приема–передачи объектов, являющимся неотъемлемым приложением к вышеуказанному договору (приложение №,№,№), Обществу во временное владение и пользование переданы следующие объекты водоснабжения: комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями на территории поселков № поселений <адрес>, а именно: №.
В силу положений п.п. 7, 8, 17-22 вышеуказанного договора, в обязанности Общества, в том числе входят: осуществление деятельности по предоставлению услуг водоснабжения на территориях № поселений в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации, а также поддержание переданного имущества в исправном состоянии, проведение ремонтов, несение расходов на его содержание.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 8 ФЗ-52 от 30.03.1999 установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу положений ст. 11 указанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 ФЗ № 52 от 30.03.1999 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу пункта 5 статьи 18 ФЗ № 52 от 30.03.1999, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, устанавливаются по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решение об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Как следует из ответа АЛМР № от ДД.ММ.ГГГГ проекты зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения на территории Лахденпохского муниципального района не разработаны и не утверждены (№).
Согласно ответа Общества № от ДД.ММ.ГГГГ проекты зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений <адрес> (2 водопровода), <адрес> (2 водопровода), <адрес> муниципального района отсутствуют (№).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения: граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и подземных источников должны быть организованы зоны санитарной охраны (далее - ЗСО).
Основной целью создания и обеспечения режима ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строго режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений, и водопроводящего канала. Его назначение-защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность, находятся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1.9. СанПиН 2.1.4.1110-02 источник водоснабжения выбирается на стадии проекта районной планировки или генерального плана. В генеральных планах застройки населенных мест ЗСО источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений. При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.
Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 ГК РФ в обязательном порядке отображаются на картах градостроительного зонирования.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
Перечисленные полномочия по установлению границ и режима зон санитарной охраны водоисточников, нанесению этих границ на градостроительную документацию и регулированию оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов ЗСО, предоставлены органам исполнительной власти, а в частности муниципальным районам.
Пункт 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При этом, согласно пункта 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пункту 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться: в пределах первого пояса ЗСО – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Как следует из п.1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопроводов, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны объектов водоснабжения.
Отсутствие проекта ЗСО и организации таких зон, означает, что для данного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточников обязательные защитные, охранные и ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источников, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируется сама хозяйственная деятельность и нет понимания о землях, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность.
Кроме того, отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для водопроводов и источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий, направленных на максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды поверхностных источников водоснабжения, что формирует условия, при которых источники питьевого водоснабжения могут создавать угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому факторам.
Судом установлено, что Обществом, являющимся арендатором объектов водоснабжения, расположенных на территории <адрес> в поселках №, не исполняются требования санитарного законодательства, поскольку проекты зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения на объекты водоснабжения, не получены.
Данное бездействие, по убеждению суда, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц.
Несмотря на указанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, Общество продолжает эксплуатацию объектов водоснабжения расположенных на территории <адрес> в поселках №, что является со стороны Общества противовправным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Управления к Обществу законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы АЛМР об отсутствии обязанности по финансированию мероприятий по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных на территории <адрес>, поскольку объекты водоснабжения переданы по Договору Обществу, не основаны на законе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-,тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ч. 1, ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 23 указанного закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Также, в силу ФЗ № 52 от 30.03.1999 органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (статья 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
Судом установлено, что АЛМР, являясь собственником объектов водоснабжения, в нарушение требований, предусмотренных ч. 5 ст. 18 ФЗ № 52 от 30.03.1999, самоустранилась от выполнения возложенных на нее задач, и своим бездействием нарушает права и законные интересы граждан на безопасность жизни и здоровья, гарантированные государством.
При таких обстоятельствах, требования Управления к АЛМР являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 ст. 103 ГПК РФ с Общества в доход бюджета Лахденпохского муниципального района подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Признать противоправными действия ООО «<адрес>» в отношении неопределенного круга потребителей, связанные с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства в части эксплуатации без санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и объектов водоснабжения (комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями) на территории <адрес> в поселках №.
Обязать ООО «<адрес>» разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями), переданных во временное пользование и владение ООО «<адрес>», расположенных на территории <адрес> в поселках №.
Обязать ООО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения на объекты водоснабжения, расположенные на территории <адрес> в поселках №.
Обязать Администрацию Лахденпохского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных на территории <адрес> в поселках №.
Взыскать с ООО «<адрес>» в доход бюджета Лахденпохского муниципального района 300 (триста) рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение изготовлено 26.03.2020.