Дело № 12-129/12
Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)
г. Можга Удмуртская Республика 14 июня 2012 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Дериглазова Л.С.,
при секретаре Непогодиной М.С.,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Хурамшиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по протесту Можгинского межрайонного прокурора об отмене постановления о прекращении производства по делу
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 г. Можги УР Кеппель М.И. от ДД.ММ.ГГГГ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ в отношении главного врача <***>».Сделан вывод, что постановление о возбуждении производства дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ содержит противоречивые данные о времени совершения вменяемого Вдовиной Н.П. деяния. Данный недостаток является существенным, в связи с чем постановление не может быть принято в качестве доказательства по делу. Нормы Федеральных Законов «О персональных данных» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» препятствуют предоставлению прокурору запрашиваемых сведений, поскольку они являются врачебной тайной.
Считая, что мировым судьей судебного участка №3 города Можги УР незаконно прекращено производство по делу, Можгинский межрайонный прокурор обратился в суд с протестом, в котором просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №3 города Можги УР от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям:
- в соответствии с ч.2 ст.9 Федерального Закона РФ №120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся органы системы здравоохранения обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать в т.ч орган прокуратуры о нарушении прав и свобод несовершеннолетних. Обнаружение факта беременности лица, не достигшего 16-летнего возраста. является безусловным основанием для направления в органы прокуратуры соответствующей информации в силу закона, а не только по запросу,
- федеральные законы «О персональных данных» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» не препятствуют предоставлению прокурору запрашиваемых сведений, поскольку в силу закона главный врач обязан предоставлять запрашиваемую информацию,
-согласно п.5 ч.4 ст.13 Ф.Закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются основания полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий. В соответствии со ст.29,30 Ф.Закона «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры осуществляют надзор за осуществлением полномочий органами внутренних дел, тем самым запрос прокурора о предоставлении вышеуказанной информации был произведен в рамках полномочий по осуществлению надзора за соблюдением законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и соблюдения органами здравоохранения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.
Помощник Можгинского межрайонного прокурора в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в протесте.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Вдовина Н.П. в судебное заседание не явилась, направив в адрес суда заявление о рассмотрении протеста в ее отсутствие.
Суд рассмотрел протест в отсутствие Вдовиной Н.П..
Исследовав представленные материалы, заслушав помощника Можгинского межрайонного прокурора, судья считает, что протест прокурора удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – <***> было возбуждено постановлением зам.Можгинского межрайпрокурора ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мирового судьи судебного №3 города Можги УР от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Вдовиной Н.П. прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Можгинской межрайонной прокуратурой в адрес <***>» неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ) направлялись запросы о предоставлении следующих сведений:
-список несовершеннолетних, обратившихся по поводу беременности, для проведения аборта,
-список несовершеннолетних, имеющих половые сношения до 16-летнего возраста,
-список несовершеннолетних, обратившихся по поводу болезней, передающихся половым путем. По каждому факту указывать дату обращения, Ф.И.О., адрес обратившегося, диагноз.
В запросе от ДД.ММ.ГГГГ указано о необходимости предоставления вышеуказанных сведений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
<***>» ответами ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ № информация предоставлена в количественном, обезличенном виде (без указания персональных данных).
Доводы протеста прокурора о том, что при рассмотрении дела суд не принял мер к всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, что повлияло на законность и обоснованность принятого по делу решения, не соответствуют действительности.
Мировым судьей были исследованы все представленные прокурором доказательства. При вынесении постановления мировой судья судебного участка № 3 города Можги УР правильно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и принял законное и обоснованное решение по делу.
Оснований для применения пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае нет, поскольку не установлено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, не позволивших мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тысяч рублей.
Дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главного врача Вдовиной Н.П.было возбуждено за непредоставление Можгинскому межрайпрокурору <***> конкретных сведений о фактах нарушения прав и свобод несовершеннолетних по письменным запросам Можгинского межрайонного прокурора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части указания места, времени совершения и события административного правонарушения. Из текста неясно: какие действия и какого должностного лица прокурор признал составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, место, время совершения административного правонарушения.
Из текста протеста Можгинского межрайпрокурора усматривается, что дело было возбуждено за непредставление сведений по запросу от ДД.ММ.ГГГГ о беременности и абортах, произведенных лицам, не достигшим 16-летнего возраста.
В обоснование законности своих требований о предоставлении информации, составляющей врачебную тайну, прокурор ссылается на ч.2 ст.9 Федерального Закона РФ №120-ФЗ, согласно которого органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся органы системы здравоохранения обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать в т.ч орган прокуратуры о нарушении прав и свобод несовершеннолетних..
Направляя главному врачу <***>» запрос от ДД.ММ.ГГГГ о представлении сведений за ДД.ММ.ГГГГ год и ДД.ММ.ГГГГ, прокурор руководствовался статьями 1,6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» При этом статьи 1,6 указанного Федерального закона не имеет отношения к проводимой Можгинской межрайонной прокуратурой сверке учетных данных органов дознания и предварительного следствия с данными о совершении противоправных действий, имеющимися в учреждениях здравоохранения.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе иметь доступ к документам и материалам органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Однако статья не содержит указания о праве получения любой информации, а предусматривает право требовать необходимые документы, материалы и иные сведения в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
В силу статьи 3 указанного Федерального закона организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Доводы протеста прокурора о том, что мировым судьей неправильно дано толкование Федерального. Закона №323 « Об основах охраны здоровья граждан в РФ» суд не принимает, поскольку в данном случае право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну установлено Конституцией Российской Федерации, которая в силу статьи 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статьей 23 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В соответствии со статьей 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона №323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых сведений.
Частью 4 ст.13 Закона №323 ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в результате которых предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается без согласия гражданина иди его законного представителя :
1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования.
В редакции, действующей до изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 N 214-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, прокурор был включен в число лиц, по запросу которых допускалось предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. В связи с изменением полномочий по надзору и созданием следственного комитета прокурор в настоящее время таким правом не обладает.
Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее) включены в п.2 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2005 N 1111).
В соответствии с п. 6 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27июля2006года N149-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
Таким образом, в законе четко указаны случаи предоставлении информации, составляющей врачебную тайну. Указанный перечень расширительному толкованию не подлежит. Запрос прокурора должен быть оформлен в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и федерального закона, ограничивающего доступ к конфиденциальной информации, в данном случае с учетом требований Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья. В связи с несоблюдением в полном объеме указанных условий требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны законными и не являются основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <***>» Вдовиной Н.П..
Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в запросах, лежит на прокуроре, а мировому судье необходимо было исследовать вопрос об их законности и обоснованности, поскольку ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора. Мировой судья оценку законности и обоснованности требований прокурора изложил в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что прокурор не доказал законность своих требований к <***>», поскольку предоставление указанной информации ограничено законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка №3 города Можги УР от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ в отношении <***>» Вдовиной Н.П., оставить без изменения, а протест прокурора Можгинского межрайонного прокурора без удовлетворения.
Решение в кассационном порядке обжалованию не подлежит.
Судья Л.С. Дериглазова