Гр. дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2017 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Кушеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ к ООО "Полигон" о понуждении обеспечить соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, обращаясь в суд с иском к ООО "Полигон", просит обязать ответчика обеспечить соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды. В обоснование иска истец указал, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия при осуществлении государственного контроля (надзора) установлено, что Обществом с ограниченной ответственностью «Полигон» не обеспечено соблюдение требований действующего федерального законодательства в области охраны деятельности, а именно не обеспечена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,- полигона ТБО, расположенного в урочище <адрес>, эксплуатируемого ООО «Полигон», что является нарушением ст.ст. 69, 69.2 Федерального закона « Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ.
В судебном заседании представитель истца Большакова М.А. поддержала заявленные требования. Суду пояснила, что прокуратурой Железнодорожного района выявлено нарушение - ООО «Полигон» в результате своей производственной деятельности (эксплуатация полигона ТБО) оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды: на атмосферный воздух-посредствомвыделения и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарного источника-полигона ТБО, расположенного в урочище <адрес>. Также полигон ТБО в результате размещения на нем отходов производства и потребления оказывает негативное воздействие на почвы и подземные воды.
В судебное заседание ответчик не явился, извещен по всем известным адресам, в том числе по месту регистрации юридического лица, а также месту нахождения объекта, однако корреспонденция возвращена в связи с невручением.
При таких обстоятельствах, поскольку судом неоднократно были предприняты меры по надлежащему извещению ответчика, суд признает причину его неявки неуважительной и с письменного согласия представителя истца определено рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства на основании ст. 233 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в отношении ООО «Полигон» проведена проверка Прокуратуры Железнодорожного района. ДД.ММ.ГГГГ в результате выездной проверки ООО «Полигон», проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Улан-Удэ по адресу места расположения полигона твердых бытовых отходов (урочище «<адрес>, земельный участок, кадастровый №), принадлежащего ООО «Полигон», выявлено нарушение требований федерального природоохранного законодательства, а именно:
ООО «Полигон» в результате своей производственной деятельности (эксплуатация полигона ТБО) оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды: на атмосферный воздух -посредством выделения и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарного источника-полигона ТБО, расположенного в урочище <адрес>. Также полигон ТБО в результате размещения на нем отходов производства и потребления оказывает негативное воздействие на почвы и подземные воды.
Как установлено в судебном заседании ООО «Полигон» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ № на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности. Таким образом ООО «Полигон» относится к объектам ФГЭН и полигон ТБО в урочище «Березняки», эксплуатируемый Обществом с момента получения лицензии на деятельность, связанную с обращением с отходами I-IV классов опасности, подлежит постановке на государственный учет объектов НВОС в государственный реестр федерального уровня.
Согласно статьи 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с требованиями ст.67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах I, II, III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственный экологический контроль (далее-ПЭК), документируют информацию и хранят данные, полученные в результате осуществления ПЭК.
На основании требований ч.ч.1,2,3,7,8,10,11 ст.69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее-объекты НВОС) в целях получения достоверной информации об объектах НВОС, определения области применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов НВОС включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления. Государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов НВОС, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации об информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами. Государственный реестр объектов НВОС состоит из федерального государственного реестра объектов НВОС, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона, федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов НВОС, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов НВОС устанавливается Правительством Российской Федерации. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС в порядке, установленном Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов НВОС, об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, о снятии с государственного учета объектов НВОС.
Согласно ч.1 ст.69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.17 №572.
Приказом Минприроды России от 23.12.15 №554 утверждена форма заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов НВОС, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии сч.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты НВОС делятся в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду на 4 категории. В соответствии с ч.3 ст.4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС к определенной категории, устанавливаются Правительством РФ. В развитие этого положения закона постановлением Правительства РФ от 28.09.15 №1029 утверждены Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IVкатегорий.
На основании ч.4 ст.4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС.
В соответствии с ч.6 ст. 65 ФЗ«Об охране окружающей среды» перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее-ФГЭН), определяется на основании установленных Правительством РФ критериев. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее-Критерии), утверждены Постановлением Правительства РФ от28.08.15 №903.
Согласно подпункту «е» п.6 Критериев объекты, на которых осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, подлежащая лицензированию в соответствии со ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», относятся к объектам ФГЭН.
Как следует из материалов проверки, проведенной в отношении ООО «Полигон» объект НВОС-полигон ТБО, расположенный в <адрес>, эксплуатируемый ООО «Полигон», не поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению и считает необходимым обязать ООО «Полигон» обеспечить соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этой связи суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Полигон» госпошлину в доход муниципального образования г.Улан-Удэ в сумме 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ к ООО "Полигон" о понуждении обеспечить соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды удовлетворить.
Обязать ООО «Полигон» обеспечить соблюдение требований действующего федерального законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении Обществом хозяйственной деятельности, а именно обеспечить постановку на госудасрвтенный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - полигон ТБО, расположенный в <адрес>, эксплуатируемый ООО «Полигон».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Полигон» госпошлину в сумме 6000 руб. в доход муниципального образования г.Улан-Удэ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение также может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Судья Болдохонова С.С.