Дело № 2-316/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Промышленная 31 мая 2012 года
Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Коноплева С.А., с участием помощника прокурора района Антонова А.В., представителя ответчика Топольской Л.А., представителя третьего лица на стороне истца главного государственного инспектора Промышленновского района по пожарному надзору Коробкова С.Н., при секретаре Сурайкиной Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <.....> сельского поселения о понуждении к выполнению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Промышленновского района Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <.....> сельского поселения о понуждении к выполнению действий – совершить необходимые действия, указанные в предписании отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области №........ от <.....>.
В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой района, с привлечением специалистов отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области, проведена проверка выполнения органами местного самоуправления Промышленновского района полномочий в области защиты населения от лесных пожаров и соблюдения законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки было установлено, что Администрация <.....> сельского поселения ненадлежащим образом исполняет возложенные обязанности в вышеуказанной сфере.
В судебном заседании помощник прокурора района Антонов А.В. поддержал исковые требования, продублировал доводы, изложенные в исковом заявлении и просил установить срок для совершения действий, указанных в предписании отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области №........ от <.....> до <.....>.
Представитель ответчика – глава Администрации <.....> сельского поселения Топольская Л.А. в судебном заседании исковые требования признал ав полном объеме и просила предоставить срок для совершения необходимых действий, указанных в предписании отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области №........ от <.....>, до <.....>.
Представитель третьего лица на стороне истца – главный государственный инспектор Промышленновского района Кемеровской области по пожарному надзору Коробков С.Н. заявленный прокурором Промышленновского района иск поддержал в полном объеме.
Заслушав стороны и изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора в силу следующих обстоятельств.
Как установлено в судебном заседании, Администрация <.....> сельского поселения ненадлежащим образом исполняет возложенные обязанности в области защиты населения от лесных пожаров и соблюдения законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу ст.ст. 19, 20 вышеуказанного Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно требованиям ст.ст.6, 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых
программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и
проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального
образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории
муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной
безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту
пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и
пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению
пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и
организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с
пожарами.
В соответствии с Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313 установлены и утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03). Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Статья 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предоставляет гражданам право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Суд считает, что Администрацией <.....> сельского поселения условий для обеспечения этого права у лиц, проживающих и находящихся на территории поселения, не создано, что подтверждается результатами проверки, проведенной сотрудниками отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области <.....>, которой установлено, что администрацией <.....> сельского поселения вопреки требованиям вышеуказанного законодательства:
в планах и программах развития территории не предусмотрены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (нарушены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожар9в и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования (нарушены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); на территории всех населенных пунктов муниципального образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (нарушены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 114 ППБ-01-03); территории всех населенных пунктов муниципального образования в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам своевременно не очищаются от опавших листьев, сухой травы (нарушен п.21 ППБ-01-03); водонапорная башня <.....> не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года (только на летний период) (нарушен п.95 ППБ-01-03).
Суд считает, что вследствие несоблюдения мер пожарной безопасности при выявленных нарушениях и отсутствии должного реагирования останутся незащищенными интересы и права неопределенного круга лиц и муниципального образования, поскольку в случае возникновения пожара могут наступить тяжкие последствия в виде причинения имущественного вреда, а также ущерба здоровью, жизни людей и окружающей среде.
Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с тем, что круг лиц, которые находятся или могут находиться на территории вышеуказанных населенных пунктах меняется, а процесс совершения необходимых действий, указанных в предписании отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области №........ от <.....> занимает продолжительное время, индивидуализировать круг лиц, в интересах которых направляется заявление, не представляется возможным. Кроме того, лицами, находящимися в указанных населенных пунктах могут также являться несовершеннолетние, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Промышленновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <.....> сельского поселения о понуждении к совершению действий - удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию <.....> сельского поселения совершить необходимые действия, указанные в предписании отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области №........ от <.....> - предусмотреть в планах и программах развития территории мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); обеспечить территории всех населенных пунктов <.....> сельского поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.114 ППБ-01-03); произвести очистку территории всех населенных пунктов <.....> сельского поселения в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам от опавших листьев, сухой травы (п.21 ППБ-01-03); водонапорную башню <.....> приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года (п.95 ППБ-01-03) в срок до <.....>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья С.А. Коноплева