УИД 28RS0008-01-2021-001188-50 Дело № 2-684/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 26 августа 2021 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием истца Сивун ПА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сивун ПА к администрации <адрес> об изменении даты постановки на учет в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сивун ПА является участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и с <Дата обезличена> состоит на учете в администрации <адрес>, относясь к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «пенсионеры». Первоначально истец состоял на учете в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в администрации <адрес> с датой постановки на учет <Дата обезличена>. В <Дата обезличена> году Сивун ПА переехал на постоянное место жительства в <адрес> и состоял в списках по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в администрации <адрес> с датой постановки на учет <Дата обезличена> в категории «пенсионеры». В последующем истец снова переехал в <адрес> и на основании распоряжения от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «Об исключении из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья» был исключен из списков администрации <адрес> по причине его снятия с регистрационного учета в <адрес> и выездом на постоянное место жительства в <адрес>. <Дата обезличена> Сивун ПА обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке его на учет на переселение по новому месту жительства, при этом полагал, что его поставят в очередь по дате подачи его первоначального заявления, то есть с <Дата обезличена>. Однако, из уведомления от <Дата обезличена> администрации <адрес>, истцу стало известно, что на основании постановления администрации города от <Дата обезличена> <Номер обезличен> он принят на учет в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с датой подачи заявления – <Дата обезличена>. Истец Сивун ПА считает, что администрация <адрес> должна была поставить его на учет на получение указанной выше субсидии с даты подачи его первоначального заявления в администрацию <адрес> с <Дата обезличена>. Переехав из <адрес> в <адрес> Сивун ПА не утратил ни статуса лица, проживавшего в местности, приравненной к Крайнему Северу, ни категории «пенсионер», жилищная субсидия по прежнему месту жительства ему не предоставлялась, при переезде из <адрес> в <адрес> право на получение жилищной субсидии он не терял и от него не отказывался. Право Сивун ПА на получение социальной выплаты для приобретения жилья не может быть расценено как вновь возникшее, поскольку истец не выезжал из района, приравненного к Крайнему Северу, в связи с чем оснований для повторной постановки его на учет не возникло. На основании изложенного Сивун ПА просит обязать администрацию <адрес> изменить дату постановки его на учет в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «пенсионеры» с <Дата обезличена> на <Дата обезличена>, взыскать с администрации <адрес> в пользу истца судебные расходы в общей сумме 5300 руб.
В судебном заседании истец Сивун ПА на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных Сивун ПА требований в полном объеме, в связи с тем, что с заявлением в администрацию <адрес> о постановке Сивун ПА на учет по дате <Дата обезличена> истец не обращался и документы, подтверждающие, что ранее он состоял на данном учете не предоставлял, поскольку заявление о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, было подано Сивун ПА в администрацию <адрес> <Дата обезличена>, то и дата его постановки на учет должна определяться с учетом указанной даты подачи заявления. Также представитель ответчика выразил несогласие с заявленным требованием о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя со ссылкой на п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", поскольку администрацией <адрес> решения об отказе Сивун ПА в реализации его прав не принимались и права истца администрацией города не оспариваются.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Конституция Российской Федерации, закрепляет право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27, что согласуется с положениями международно-правовых актов, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашающего право на свободу выбора местожительства (статья 12), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признающей данное право (статья 2 Протокола <Номер обезличен>).
Соответственно, реализация гражданами, которые были приняты на учет для получения жилищной субсидии, права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством переезда на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем.
В соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» (ред. от <Дата обезличена>) установлено право граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета при выезде из указанных районов, реализуемой через жилищный сертификат.
Статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ определена очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья для отдельных категорий граждан. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (ред. от <Дата обезличена>).
В соответствии с п. п. 24, 25 данного Положения основанием для предоставления жилищных субсидий гражданам в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей являются единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, сформированные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> (вступившим в законную силу <Дата обезличена>) по делу <Номер обезличен> по иску Сивун ПА к администрации <адрес> о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, исковые требования Сивун ПА удовлетворены, на администрацию <адрес> возложена обязанность восстановить Сивун ПА в Списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет с <Дата обезличена>.
При этом, указанным выше решением суда установлено, что с <Дата обезличена> истец состоял на учете в администрации <адрес> в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры". С <Дата обезличена> года в Списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, истец не значится. Решение о снятии истца с учета отсутствует. Меры социальной поддержки по данному Федерального закону не предоставлены. Указанные обстоятельства подтверждаются справками администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. <Дата обезличена> истец подал заявление в администрацию <адрес> о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды», к заявлению приложив документы, перечисленные в п. 9 Положения <Номер обезличен>.
В настоящем судебном заседании судом установлено, что на основании заявления Сивун ПА в адрес администрации <адрес> от <Дата обезличена> о снятии его с учета в связи с выездом на постоянное место жительства в <адрес> распоряжением администрации <адрес> <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> Сивун ПА исключен из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» в связи с выездом на постоянное место жительства в <адрес>.
Из справки администрации <адрес> от <Дата обезличена> следует, что меры социальной поддержки Сивун ПА по Федерального закону № 125-ФЗ не предоставлялись.
<Дата обезличена> истец подал заявление в администрацию <адрес> о включении в его список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры», к заявлению приложив документы, перечисленные в п. 9 Положения <Номер обезличен>. Постановлением главы администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истец принят на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с даты подачи заявления – <Дата обезличена>.
В соответствии с п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
Пунктом 21 п.п. «б», п. 22 указанного Положения предусмотрено, что в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от <Дата обезличена> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, выезд в другую местность на постоянное место жительства, как основание снятия с учета имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренное пунктом 21 Положения, предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации.
В частности, такой вывод следует из того, что списки лиц рассматриваемой категории централизованно ведутся на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; контроль за осуществлением регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей также осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 3 названного Федерального закона); обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации и распределение средств федерального бюджета осуществляется по субъектам Российской Федерации (статьи 7, 8 Федерального закона).
Из данных положений следует, что изменение места жительства, связанное с переездом в другую местность, является основанием для снятия гражданина с учета по прежнему месту жительства. Однако данное обстоятельство не влечет утрату или изменение права по получение социальных выплат.
Специальный порядок повторной постановки на учет на общих основаниях, установленный п. 22 Положения, применяется в случаях утраты права и его возникновения вновь. Поскольку изменение места жительства к таким обстоятельствам не относится, правовых оснований для повторной постановки на учет согласно п. 22 Положения не имеется и очередность определяется по первоначальной дате постановки на учет по прежнему месту жительства.
<адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена> о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, <адрес> относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Суд находит, что в связи с переездом истца из <адрес> в <адрес>, также относящийся к местности, приравненной к Крайнему Северу, право на получение жилищной субсидии не утрачено, поэтому повторная постановка на учет должна быть осуществлена с первоначальной даты постановки на учет.
Таким образом, у истца имеется право постановки на учет в администрации <адрес> с <Дата обезличена>.
При этом, на администрацию <адрес> подлежит возложению обязанность именно по изменению даты постановки Сивун ПА на учет, поскольку Сивун ПА ранее уже был включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «пенсионеры» с датой постановки на учет с <Дата обезличена>.
В соответствии со статьей 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, суммы, подлежащие выплате экспертам и специалистам, а также другие признанные судом необходимыми расходы (статья 94 ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном в том числе главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
Таким образом, если суд не установит факты нарушения ответчиком прав истца, в защиту которых он обратился в судебном порядке, либо оспаривания им защищаемых истцом прав, то в таких случаях понесенные истцом судебные издержки не подлежат возмещению за счет ответчика.
По смыслу указанных разъяснений под оспариванием прав истца при их защите в порядке судебного производства, в том числе, может пониматься совершение ответчиком действий, подтверждающих наличие самостоятельных притязаний на объект спора, включая подачу встречного иска, инициирование процедуры пересмотра судебного акта об удовлетворении требований истца в судах вышестоящих инстанций и тому подобные действия.
С учетом изложенного выражение ответчиком несогласия с доводами истца путем представления возражений относительно удовлетворения иска не может оцениваться как то оспаривание прав истца, которое влечет возложение на ответчика обязанности по возмещению судебных расходов.
Истцом Сивун ПА при рассмотрении настоящего гражданского дела понесены судебные расходы в связи с тем, что он, не имея юридического образования и не обладая юридическими познаниями, обратился за получением квалифицированной юридической помощи к юристу ФИО5, при этом стоимость оказанных услуг (консультация, составление искового заявления) составила 5000 руб., а также была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Истцом Сивун ПА в подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя представлена расписка ФИО5 от <Дата обезличена>, из которой следует ФИО5 получила от Сивун ПА 5000 руб. за оказанные ему юридические услуги (консультацию, составление искового заявления к администрации <адрес> об изменении даты постановки на учет в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья).
Оплата Сивун ПА государственной пошлины в размере 300 руб. подтверждается чек-ордером от <Дата обезличена>. Размер государственной пошлины определен в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как было установлено судом в настоящем судебном заседании, предъявление Сивун ПА иска не было связано с нарушением или оспариванием прав истца со стороны ответчика, а также было вызвано не возражениями ответчика против требований истца, а отсутствием документального подтверждения постановки Сивун ПА на учет ранее, нарушение прав истца не являлось следствием правового поведения ответчика, так в администрации <адрес> отсутствуют документы, подтверждающие постановку Сивун ПА на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты по дате <Дата обезличена>, при обращении Сивун ПА с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты от <Дата обезличена>, документы, подтверждающие его постановку на учет ранее по дате <Дата обезличена>, не предъявлялись. Право постановки Сивун ПА на учет в администрации <адрес> с <Дата обезличена> было установлено решением Зейского районного суда от <Дата обезличена>, исковые требования при этом были предъявлены к другому ответчику. Указанное решение суда от <Дата обезличена> находится в учетном деле Сивун ПА, копии которого были предоставлены КУМИ <адрес>. В учетном деле Сивун ПА, которое имеется в администрации <адрес>, данное решение отсутствует. Таким образом, правовые основания для постановки на учет Сивун ПА по дате <Дата обезличена>, при его обращении в администрацию <адрес> <Дата обезличена> у ответчика отсутствовали, в связи с чем оснований для возложения на администрацию <адрес> обязанности по возмещению судебных расходов на оплату услуг представителя, судом не установлено.
Вместе с тем, при обращении с настоящим иском в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., оплата которой подтверждена чек-ордером от <Дата обезличена>, исходя из оценки заявленных исковых требований, учитывая, что исковые требования судом были удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сивун ПА, удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> изменить дату постановки Сивун ПА на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «пенсионеры» с <Дата обезличена> на <Дата обезличена>.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу Сивун ПА судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении остальной части требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий