Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гришаковой Н.Б.
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1, уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к ответчику Администрации городского округа <адрес>, указав, что она является сиротой. Мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.После смерти родителей ФИО1 была направлена в дом интернат, позже было оформлено опекунство. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании списка представленного Управлением по образованию ФИО1 была принята на учет и включена в списки граждан, имеющих право внеочередного получения жилого помещения. По списку граждан, имеющих право внеочередного получения жилого помещения при Администрации городского округа Балашиха по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год номер очереди <данные изъяты> В соответствии с письмом Комитета по жилищным вопросам Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 числиться в списках граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилом помещении по состоянию на 2016 год по номеру очереди- ДД.ММ.ГГГГ Согласно Постановления Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - ПА «Об утверждении протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уч./<адрес> исключена из списка граждан, имеющих право внеочередного получения жилого помещения при администрации городского округа Балашиха (ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № — ФЗ, которым пункт 2 части 2 статьи 57 ( детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ. Она считает, что Администрацией г.о. <адрес> нарушено её законное право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. В связи с чем истец просит суд признать недействительным Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № - ПА «Об утверждении протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из списка граждан, имеющих право внеочередного получения жилого помещения при администрации городского округа Балашиха (ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) ФИО1 уч./<адрес> бязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить ей, как лицу оставшемуся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте <адрес>, в размере по установленным нормам предоставления, во внеочередном порядке.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, её представитель по доверенности ФИО8, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Администрация г.о. <адрес> своего представителя в судебное заседание не направила, о слушание дела извещена, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
3-е лицо Управление опеки и попечительства по г.о. <адрес> своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.
С учетом мнения представителя истца, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, ответчика и 3-его лица, извещенных о слушание дела.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ (в ред. действующей на момент возникновения спора-принятия постановления), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 3 ст. 246 ГПК РФ (в ред. действующей на момент возникновения спора-принятия постановления), при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ (в ред. действующей на момент возникновения спора-принятия постановления), обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).
Согласно ст. 255 ГПК РФ (в ред. действующей на момент возникновения спора-принятия постановления), к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 1 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацем 4 статьи 1 и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По смыслу приведенных выше положений, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений либо должны быть поставлены на такой учет.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Вместе с тем, статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).
Таким образом, действующее до ДД.ММ.ГГГГ жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) обязанность обеспечить детей-сирот жильем возлагалась на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения.Однако, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) в статью 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральный закон N 159-ФЗ, в том числе в его статью 8, внесены изменения. Действие этих изменений распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях.
Из указанных положений закона следует, что ребенок-сирота и оставшийся без попечения родителей, тне только должен быть обеспечен жилым помещением, площадь которого не менее нормы предоставления, но и занимаемое помещение должно отвечать установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам.
Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из домовой книги и копией лицевого счета.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3 был зарегистрирован брак, после заключения брака присвоены фамилии-мужу: ФИО18, жене-ФИО18.
Родителями ФИО19 (ФИО18 по браку) ФИО6 являются ФИО4 и ФИО5.
ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением председателя исполкома <адрес> <адрес> № ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ возложено опекунство над несовершеннолетними ФИО3, ФИО10, ФИО11, ФИО11 на ФИО12, проживающего по адресу: <адрес>.
Решением председателя исполкома <адрес> <адрес> № ФИО9 От ДД.ММ.ГГГГ возложено опекунство над несовершеннолетними ФИО3 и ФИО11 на ФИО13, проживающего по адресу: <адрес>.
ФИО19 (ФИО18 по браку) К.В. действительно относилась к лицу из числа детей-сирот и находилась под опекой ФИО13, что подтверждается справкой выданной <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма начальника Управления имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> ФИО14 А.В. От ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при Администрации городского округа Балашиха ФИО1 состоит с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом права на внеочередное получение, как воспитанница детского дома. По данному списку номер очереди ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ год — <данные изъяты>
Согласно письма председателя комитет по жилищным вопросам Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год очередь ФИО1. №
Протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Постановлением Администрации г.о. № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 исключена из списка граждан, имеющих право внеочередного получения жилого помещения при Администрации г.о. Балашиха, в связи с вступлением в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, которым п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы) признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу ФЗ № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечения жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.
О принятом Постановлении Администрацией г.о. <адрес> ФИО1 ответчиком не извещалась, доказательств обратного суду не представлено.
Как следует из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного управляющей компанией ООО «Град+Сервис», жилое помещение, где проживает истица по адресу: <адрес>А, комн.№, является муниципальной комнатой площадью <данные изъяты> санитарно-технические помещения находятся в местах общего пользования, кухня отсутствует.
Представителем ответчика Администрации г.о. <адрес> ФИО15 в представленных возражениях указано, что Управление опеки и попечительства по г.о. Баоашиха Министерства образования <адрес> является органом, который формирует список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу Балашиха.
Согласно справке И.о. Начальника управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> Балашиха ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ №-ОП, ФИО1 в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда после исключения ее из списка граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения при Администрации г.о. Балашиха, не включалась.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что исковые требования ФИО1 к Администрации г.о Балашиха о признании постановления в части исключения из списка граждан, имеющих право внеочередного получения жилого помещения недействительным, обязании предоставить, как лицу оставшемуся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте <адрес>, в размере по установленным нормам предоставления, во внеочередном порядке, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействительным Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № - ПА «Об утверждении протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из списка граждан, имеющих право внеочередного получения жилого помещения при администрации городского округа Балашиха (ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) ФИО1 уч./<адрес>.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу оставшемуся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте <адрес>, в размере по установленным нормам предоставления, во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в Московском областном суде через Балашихинский городской суд <адрес> в течение одного месяца с даты принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Гришакова Н.Б.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Гришакова Н.Б.